Переплетения

Саржевые переплетения легко преобразовывать так, чтобы саржевые диагонали изменяли направление или обрывались и образовывали новые структурные узоры. Это можно делать путем перемещения последователь ности и повторения нитей основы и утка в саржевом раппорте. Раппорт узора становится иным. Такое пере­мещение может осуществляться совершенно свободно и нерегулярно, но лучшие результаты наблюдаются, если при построении используют определенные систе­мы. Различные варианты производных саржевого пе­реплетения можно разрабатывать из любого саржево­го переплетения, но в качестве исходного пункта всег­да берется полный саржевый раппорт. В остальном спо­собы конструирования могут быть различны.

Обратная (ломаная) саржа. В обычном саржевом переплетении проборка рядовая и чередование подъе­ма ремизок поочередное, как показано на рис. 34.

На рис. 35, а, б, в, г и д пока­заны различные виды пробор­ки для формирования обрат­ной (ломаной) саржи.

Продольный, поперечный и клетчато-узорный эффекты. Если принять в качестве ис­ходного пункта для построе­ния саржевого переплетения рядовую и обратную проборку нитей основы и варьировать порядком подъема ремизок, то можно получить различные виды саржевого переплетения с продольным, поперечным или клетчатым эффектом в узорах.

На ткацком станке при ря­довой (сквозной) проборке нитей основы в ремиз, варьи­руя чередованием подъемов ремизок в прямом направлении, а также в обратном, получают зигзагообразный узор вдоль ткани — продольный эффект.

На рис. 36 показан заправочный рисунок различных вариантов четырехремизной прямой и обратной основ­ной саржи 3/1 при рядовой проборке нитей в ремиз.

Если необходимо получить зигзагообразный узор поперек ткани — поперечный эффект, то следует приме­нить обратную проборку. На рис. 37 представлен за­правочный рисунок шестиремизной обратной уточной саржи 1/3, 1/1.

Когда используют одновременно как схему обрат­ной проборки, так и схему прямого и обратного чере­дования подъема ремизок для саржевого переплете­ния, получают переплетение с клетчато-узорным (ром­бовидным) эффектом. На рис. 38, а показан заправоч­ный рисунок вариантов четырехремизной основной саржи, а на рис. 38, б — заправочный рисунок вариан­тов четырехремизной обратной саржи "батавия".

Переплетения, подобные этим, можно варьировать практически до бесконечности. Однако следует учи­тывать, что нельзя брать в качестве исходной базы сар­жевое переплетение со слишком длинными перекры тиями нитей, так как они в отдельных местах становят- ся еще длиннее.

На рис. 39, а показано, как можно заправить ткацкий станок, распределить обратную проборку по галевам Ремизок и по-разному чередовать подъемы ремізок при переплетении саржа 3/1. При этом будет получаться множество различных переплетений. Кроме того, на рис. 39 приведены примеры построения обратной саржи на базе саржи 3/3 (рис. 39, б), 3/2, 1/2 (рис. 39, в) и 2/1, 1/2(рис. 39,г).

Варианты саржи на основе различных методов про­борки. Галева можно группировать, исходя из сходств в строении саржи; такую группировку часто называют методом проборки. Ряд методов проборки используют непосредственно для получения саржи новых вариан­тов. О схемах обратной проборки уже упоминалось. На рис. 40 показаны примеры различных методов проборки.

Как отмечалось ранее, варианты саржи конструиру­ют путем изменения последовательности и повторяе­мости нитей основы и утка в раппорте саржи.

Такой метод уже дан при описании обратной саржи. Аналогичным образом можно поступать и с другими методами проборки. Это делают путем соответствую­щей наладки ткацкого станка, предусматривающей индивидуальную проборку. Используя различное чере­дование подъема ремизок, получают множество новых вариантов саржи. Для изображения заправочного рисунка на бумаге определяют схему проборки и схему подъема ремізок и на основе этого рисуют переплетение на бумаге. На рис. 41 показаны примеры построения различных узоров переплетений на базе саржи с применением сложной проборки.

Варианты переплетений, получаемых перемещением нитей в раппорте саржи. Для получения вариантов сар­жевых переплетений можно варьировать на бумаге с самим раппортом узора. В качестве исходного пунк­та берут обычный раппорт саржи и перемещают нити по утку или основе в пределах раппорта переплетения. При этом получают новые раппорты узора, из которых можно составить новые переплетения.

На рис. 42 показаны примеры построения перепле­тений на базе саржи при перестановке нитей утка, на рис. 43 — при перестановке нитей основы, а на рис. 44 — при перестановке как нитей утка, так и нитей основы. В рисунках приняты обозначения: 1 — базовое переплетение; 2 — раппорт при перестановке нитей ут­ка или основы; 3 — полученный рисунок переплете­ния; 4 — раппорт при перестановке нитей утка и осно­вы одновременно.

После получения новых переплетений разрабатывают обычным образом схему проборки и схему чередова­ния подъема ремизок.

Некоторые из вариантов саржи имеют специальные названия и более известны под этими названиями, чем в качестве вариантов саржи. На рис. 45 изображены за­правочные рисунки ткани переплетений ломаной и ром­бовидной саржи.

Все эти переплетения широко используются для изго­товления обивочных тканей и отделочных текстильних изделий.

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ (ДРОБНЫЕ) УЗОРЫ

Различные геометрические формы используют в ка­честве мотива и узора для получения самых разнооб­разных ткацких переплетений, например составного переплетения клетчатой двухслойной ткани, перепле­тений с основным и уточным эффектами, тика и т.д.

Геометрические узоры можно делить на участки, и поэтому их называют дробными узорами. При деле­нии таких узоров на участки необходимо учитывать, что для узора с многими участками требуется большое число ремизок для выработки ткани на станке.

Число участков в узоре находят путем исследования узора как по горизонтали, так и по вертикали. Каждый клетчатый участок, отличающийся от предыдущего, является новым участком. Участки в направлении ни тей основы изображают под узором, а участки в на­правлении нитей утка — справа от узора. При этом при­меняется тот же метод, что и при разработке заправоч­ного рисунка.

На бумаге получают порядок проборки и порядок чередования подъема ремизок. На узоре обрамляют поле, где имеются все участки. Это окажет помощь при разработке мотива для схемы соединения частей. Участки обычно нумеруют от единицы снизу вверх. Одна клетка в дробном узоре будет соответство­вать одному или нескольким раппортам переплетения, которое должно использоваться. На рис. 46 представлены различные варианты дробных узоров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: