Саржевые переплетения легко преобразовывать так, чтобы саржевые диагонали изменяли направление или обрывались и образовывали новые структурные узоры. Это можно делать путем перемещения последователь ности и повторения нитей основы и утка в саржевом раппорте. Раппорт узора становится иным. Такое перемещение может осуществляться совершенно свободно и нерегулярно, но лучшие результаты наблюдаются, если при построении используют определенные системы. Различные варианты производных саржевого переплетения можно разрабатывать из любого саржевого переплетения, но в качестве исходного пункта всегда берется полный саржевый раппорт. В остальном способы конструирования могут быть различны.
Обратная (ломаная) саржа. В обычном саржевом переплетении проборка рядовая и чередование подъема ремизок поочередное, как показано на рис. 34.
На рис. 35, а, б, в, г и д показаны различные виды проборки для формирования обратной (ломаной) саржи.
Продольный, поперечный и клетчато-узорный эффекты. Если принять в качестве исходного пункта для построения саржевого переплетения рядовую и обратную проборку нитей основы и варьировать порядком подъема ремизок, то можно получить различные виды саржевого переплетения с продольным, поперечным или клетчатым эффектом в узорах.
|
|
На ткацком станке при рядовой (сквозной) проборке нитей основы в ремиз, варьируя чередованием подъемов ремизок в прямом направлении, а также в обратном, получают зигзагообразный узор вдоль ткани — продольный эффект.
На рис. 36 показан заправочный рисунок различных вариантов четырехремизной прямой и обратной основной саржи 3/1 при рядовой проборке нитей в ремиз.
Если необходимо получить зигзагообразный узор поперек ткани — поперечный эффект, то следует применить обратную проборку. На рис. 37 представлен заправочный рисунок шестиремизной обратной уточной саржи 1/3, 1/1.
Когда используют одновременно как схему обратной проборки, так и схему прямого и обратного чередования подъема ремизок для саржевого переплетения, получают переплетение с клетчато-узорным (ромбовидным) эффектом. На рис. 38, а показан заправочный рисунок вариантов четырехремизной основной саржи, а на рис. 38, б — заправочный рисунок вариантов четырехремизной обратной саржи "батавия".
Переплетения, подобные этим, можно варьировать практически до бесконечности. Однако следует учитывать, что нельзя брать в качестве исходной базы саржевое переплетение со слишком длинными перекры тиями нитей, так как они в отдельных местах становят- ся еще длиннее.
На рис. 39, а показано, как можно заправить ткацкий станок, распределить обратную проборку по галевам Ремизок и по-разному чередовать подъемы ремізок при переплетении саржа 3/1. При этом будет получаться множество различных переплетений. Кроме того, на рис. 39 приведены примеры построения обратной саржи на базе саржи 3/3 (рис. 39, б), 3/2, 1/2 (рис. 39, в) и 2/1, 1/2(рис. 39,г).
|
|
Варианты саржи на основе различных методов проборки. Галева можно группировать, исходя из сходств в строении саржи; такую группировку часто называют методом проборки. Ряд методов проборки используют непосредственно для получения саржи новых вариантов. О схемах обратной проборки уже упоминалось. На рис. 40 показаны примеры различных методов проборки.
Как отмечалось ранее, варианты саржи конструируют путем изменения последовательности и повторяемости нитей основы и утка в раппорте саржи.
Такой метод уже дан при описании обратной саржи. Аналогичным образом можно поступать и с другими методами проборки. Это делают путем соответствующей наладки ткацкого станка, предусматривающей индивидуальную проборку. Используя различное чередование подъема ремизок, получают множество новых вариантов саржи. Для изображения заправочного рисунка на бумаге определяют схему проборки и схему подъема ремізок и на основе этого рисуют переплетение на бумаге. На рис. 41 показаны примеры построения различных узоров переплетений на базе саржи с применением сложной проборки.
Варианты переплетений, получаемых перемещением нитей в раппорте саржи. Для получения вариантов саржевых переплетений можно варьировать на бумаге с самим раппортом узора. В качестве исходного пункта берут обычный раппорт саржи и перемещают нити по утку или основе в пределах раппорта переплетения. При этом получают новые раппорты узора, из которых можно составить новые переплетения.
На рис. 42 показаны примеры построения переплетений на базе саржи при перестановке нитей утка, на рис. 43 — при перестановке нитей основы, а на рис. 44 — при перестановке как нитей утка, так и нитей основы. В рисунках приняты обозначения: 1 — базовое переплетение; 2 — раппорт при перестановке нитей утка или основы; 3 — полученный рисунок переплетения; 4 — раппорт при перестановке нитей утка и основы одновременно.
После получения новых переплетений разрабатывают обычным образом схему проборки и схему чередования подъема ремизок.
Некоторые из вариантов саржи имеют специальные названия и более известны под этими названиями, чем в качестве вариантов саржи. На рис. 45 изображены заправочные рисунки ткани переплетений ломаной и ромбовидной саржи.
Все эти переплетения широко используются для изготовления обивочных тканей и отделочных текстильних изделий.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ (ДРОБНЫЕ) УЗОРЫ
Различные геометрические формы используют в качестве мотива и узора для получения самых разнообразных ткацких переплетений, например составного переплетения клетчатой двухслойной ткани, переплетений с основным и уточным эффектами, тика и т.д.
Геометрические узоры можно делить на участки, и поэтому их называют дробными узорами. При делении таких узоров на участки необходимо учитывать, что для узора с многими участками требуется большое число ремизок для выработки ткани на станке.
Число участков в узоре находят путем исследования узора как по горизонтали, так и по вертикали. Каждый клетчатый участок, отличающийся от предыдущего, является новым участком. Участки в направлении ни тей основы изображают под узором, а участки в направлении нитей утка — справа от узора. При этом применяется тот же метод, что и при разработке заправочного рисунка.
|
|
На бумаге получают порядок проборки и порядок чередования подъема ремизок. На узоре обрамляют поле, где имеются все участки. Это окажет помощь при разработке мотива для схемы соединения частей. Участки обычно нумеруют от единицы снизу вверх. Одна клетка в дробном узоре будет соответствовать одному или нескольким раппортам переплетения, которое должно использоваться. На рис. 46 представлены различные варианты дробных узоров.