Переплетения

Любое переплетение, которое теоретически можно вырабатывать с использованием двух ремизок, отно­сится к производным полотняного переплетения. Про­изводные полотняного переплетения группируются по сходствам и различиям без наличия четких границ меж­ду ними.

Имеются следующие группы переплетений, построен­ных на базе полотняного переплетения:

рогожка (панама);

английское полотняное переплетение (сложная ро­гожка);

репс с основным или уточным эффектом.

Рогожка (панама). Это переплетение похоже на обычное полотняное переплетение. Соединительные точ­ки также располагаются плотно друг возле друга. Единственное отличие от полотняного переплетения заключается в том, что имеются удвоенные, утроенные и учетверенные нити как по основе, так и по утку (рис. 29). На лицевой и изнаночной сторонах переплете­ние одинаково.

Для того чтобы нити основы располагались в ткани параллельно и не соединялись друг с другом, необходи­мо каждую нить основы пробирать в отдельное галево. Вместо расположения нескольких галев друг за другом на одной и той же ремизке их рассредоточивают на не­скольких ремизках. Для получения переплетения в один зев прокладывают две, три и четыре нити утка.

На рис. 30 показаны три различные схемы проборки для трехнитной рогожки. В схеме 1 галева распределе­ны по 2 ремизкам, в схеме 2 — по 6 ремизкам с целью получения большого расстояния между ними. В схеме 3 проборка осуществлена на 4 ремизках, и галева распре­делены на ремизках несколько плотнее. При проборке по схемам 2 и 3 возможна выработка ткани других пе­реплетений.

Переплетением рогожка (панама) могут вырабаты­ваться ткань для вышивания (канва), обивочные (особенно чистошерстяные) и мебельные ткани. Переплетение панама широко используется в сочета­нии с полотняным или другими переплетениями.

Английское полотняное переплетение (сложная ро­гожка). Если при формировании ткани комбинируют одинарные, двойные и учетверенные нити как в основе, так и в утке, то получают переплетение сложная рогож­ка, которое называется также английским полотняным переплетением. Это переплетение дает возможность по­лучать на поверхности ткани различные эффекты в ви­де клеток.

На рис. 31 показаны заправочные рисунки перепле­тения сложная рогожка.

Построение сложной рогожки на миллиметровой бу­маге можно начинать с определения того, как нити ос­новы должны быть разделены на одинарные, двойные и учетверенные. Их размещают на двух ремизках, затем то же самое делают с нитями утка. При этом получают изображение той структуры, которую должна приоб­рести ткань.

Проборку в галева чаще всего рассредоточивают на нескольких ремизках и составляют систематизирован­ную схему проборки. На рис. 31, апоказан типичный пример сложной рогожки. Последовательность одинар­ных и учетверенных нитей является одинаковой в осно­ве и утке. Не требуется, чтобы нити утка следовали то­му же самому узору, что и нити основы (с учетом уд­воения нитей). Можно варьировать в направлении ни­тей утка и получать несколько иной узор (см. рис. 31,6).

Переплетение сложная рогожка используется в оби­вочных, мебельных тканях, холстах и др.

Основный и уточный репс. Репс — это основное или уточное полотняное переплетение, которое утолщает многократно скрытую систему нитей так, что образу­ются бороздки на поверхности ткани. Именно этими бороздками и отличается репс. Репсовые переплетения называют исходя из того, какая система нитей в наи­большей мере видима на поверхности ткани.

У основного репса наиболее видимыми являются нити основы и на поверхности ткани образуются поперечные бороздки, поэтому его называют также попереч­ным репсом.

У уточного репса наиболее видимыми являются нити утка, а нити основы образуют продольные бороздки. Уточный репс называют продольным реп­сом.

Лицевая и изнаночная стороны репса одинаковы, как у тканей всех других полотняных переплетений

Для того чтобы основа перекрывала уток, нити осно вы должны располагаться плотно друг к другу. Необ ходимо удваивать или учетверять уточные нити или ис пользовать более толстую пряжу в утке, чтобы нити основы имели несколько более длинный участок дл перекрытия, в результате чего образуются бороздк поперек ткани. Для выработки основного репса лучше всего производить проборку более чем на две ремизки, чтобы галева не располагались слишком плотно на ре мизках..Если ткацкий станок налажен для выработки ткани обычного полотняного переплетения, то можно получить имитацию поперечного репса за счет прокла дывания толстых нитей утка. Нити основы не буд полностью закрывать нити утка, но бороздки буд проявляться. Путем варьирования толщины утка или количества прокладываемых в один зев уточных нитей можно добиться различных эффектов на поверхности ткани.

На рис. 32 показаны продольные разрезы ткани, за­правочный рисунок основного репса и структурная поверхность ткани.

Основный репс используют для изготовления репсо­вой тесьмы, репсовой обивочной ткани из шерстяной и хлопчатобумажной пряжи и шелковых нитей, попли­на, ковров и других тканей.

В уточном репсе нити утка перекрывают нити осно­вы, которые образуют бороздки вдоль ткани. Для того чтобы основа была более закрытой, необходима ббль; шая плотность ткани по утку. Нити основы должны быть толстыми или состоять из нескольких соединен­ных нитей. Если станок налажен на выработку ткани обычного полотняного переплетения и необходимо по­лучить уточный репс, то следует использовать тонкую уточную пряжу, чтобы обеспечивалась большая плот­ность по утку. На рис. 33 показаны заправочный рису­нок уточного репса, структурная поверхность ткани и ее поперечный разрез.

Переплетение уточный репс часто используется для гобеленовых тканей и клетчатых настенных ковриков.

Варианты (производные) саржевого


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: