Любое переплетение, которое теоретически можно вырабатывать с использованием двух ремизок, относится к производным полотняного переплетения. Производные полотняного переплетения группируются по сходствам и различиям без наличия четких границ между ними.
Имеются следующие группы переплетений, построенных на базе полотняного переплетения:
рогожка (панама);
английское полотняное переплетение (сложная рогожка);
репс с основным или уточным эффектом.
Рогожка (панама). Это переплетение похоже на обычное полотняное переплетение. Соединительные точки также располагаются плотно друг возле друга. Единственное отличие от полотняного переплетения заключается в том, что имеются удвоенные, утроенные и учетверенные нити как по основе, так и по утку (рис. 29). На лицевой и изнаночной сторонах переплетение одинаково.
Для того чтобы нити основы располагались в ткани параллельно и не соединялись друг с другом, необходимо каждую нить основы пробирать в отдельное галево. Вместо расположения нескольких галев друг за другом на одной и той же ремизке их рассредоточивают на нескольких ремизках. Для получения переплетения в один зев прокладывают две, три и четыре нити утка.
|
|
На рис. 30 показаны три различные схемы проборки для трехнитной рогожки. В схеме 1 галева распределены по 2 ремизкам, в схеме 2 — по 6 ремизкам с целью получения большого расстояния между ними. В схеме 3 проборка осуществлена на 4 ремизках, и галева распределены на ремизках несколько плотнее. При проборке по схемам 2 и 3 возможна выработка ткани других переплетений.
Переплетением рогожка (панама) могут вырабатываться ткань для вышивания (канва), обивочные (особенно чистошерстяные) и мебельные ткани. Переплетение панама широко используется в сочетании с полотняным или другими переплетениями.
Английское полотняное переплетение (сложная рогожка). Если при формировании ткани комбинируют одинарные, двойные и учетверенные нити как в основе, так и в утке, то получают переплетение сложная рогожка, которое называется также английским полотняным переплетением. Это переплетение дает возможность получать на поверхности ткани различные эффекты в виде клеток.
На рис. 31 показаны заправочные рисунки переплетения сложная рогожка.
Построение сложной рогожки на миллиметровой бумаге можно начинать с определения того, как нити основы должны быть разделены на одинарные, двойные и учетверенные. Их размещают на двух ремизках, затем то же самое делают с нитями утка. При этом получают изображение той структуры, которую должна приобрести ткань.
|
|
Проборку в галева чаще всего рассредоточивают на нескольких ремизках и составляют систематизированную схему проборки. На рис. 31, апоказан типичный пример сложной рогожки. Последовательность одинарных и учетверенных нитей является одинаковой в основе и утке. Не требуется, чтобы нити утка следовали тому же самому узору, что и нити основы (с учетом удвоения нитей). Можно варьировать в направлении нитей утка и получать несколько иной узор (см. рис. 31,6).
Переплетение сложная рогожка используется в обивочных, мебельных тканях, холстах и др.
Основный и уточный репс. Репс — это основное или уточное полотняное переплетение, которое утолщает многократно скрытую систему нитей так, что образуются бороздки на поверхности ткани. Именно этими бороздками и отличается репс. Репсовые переплетения называют исходя из того, какая система нитей в наибольшей мере видима на поверхности ткани.
У основного репса наиболее видимыми являются нити основы и на поверхности ткани образуются поперечные бороздки, поэтому его называют также поперечным репсом.
У уточного репса наиболее видимыми являются нити утка, а нити основы образуют продольные бороздки. Уточный репс называют продольным репсом.
Лицевая и изнаночная стороны репса одинаковы, как у тканей всех других полотняных переплетений
Для того чтобы основа перекрывала уток, нити осно вы должны располагаться плотно друг к другу. Необ ходимо удваивать или учетверять уточные нити или ис пользовать более толстую пряжу в утке, чтобы нити основы имели несколько более длинный участок дл перекрытия, в результате чего образуются бороздк поперек ткани. Для выработки основного репса лучше всего производить проборку более чем на две ремизки, чтобы галева не располагались слишком плотно на ре мизках..Если ткацкий станок налажен для выработки ткани обычного полотняного переплетения, то можно получить имитацию поперечного репса за счет прокла дывания толстых нитей утка. Нити основы не буд полностью закрывать нити утка, но бороздки буд проявляться. Путем варьирования толщины утка или количества прокладываемых в один зев уточных нитей можно добиться различных эффектов на поверхности ткани.
На рис. 32 показаны продольные разрезы ткани, заправочный рисунок основного репса и структурная поверхность ткани.
Основный репс используют для изготовления репсовой тесьмы, репсовой обивочной ткани из шерстяной и хлопчатобумажной пряжи и шелковых нитей, поплина, ковров и других тканей.
В уточном репсе нити утка перекрывают нити основы, которые образуют бороздки вдоль ткани. Для того чтобы основа была более закрытой, необходима ббль; шая плотность ткани по утку. Нити основы должны быть толстыми или состоять из нескольких соединенных нитей. Если станок налажен на выработку ткани обычного полотняного переплетения и необходимо получить уточный репс, то следует использовать тонкую уточную пряжу, чтобы обеспечивалась большая плотность по утку. На рис. 33 показаны заправочный рисунок уточного репса, структурная поверхность ткани и ее поперечный разрез.
Переплетение уточный репс часто используется для гобеленовых тканей и клетчатых настенных ковриков.
Варианты (производные) саржевого