Разнообразные переплетения разрабатывают на основе трех главных переплетений: полотняного, саржи, атласа. Эти главные переплетения построены по различным принципам, которые придают им характерное своеобразие по внешнему виду и свойствам, в результате чего главные переплетения легко отличить друг от друга.
Исходя из главных переплетений можно составить множество вариантов (разновидностей) переплетений.
Полотняное переплетение. В полотняном переплетении соединительные точки (основные перекрытия) располагаются наиболее часто. Каждая соединительная точка касается лежащих вокруг точек (сравните с атласом, изображенным на рис. 22). Нити основы и утка всегда проходят только над и под одной нитью противоположной системы, создается ткань с одинаковыми лицевой и изнаночной сторонами. На рис. 15 изображены заправочный рисунок переплетения нитей основы и утка в ткани и схема полотняного переплетения. Вариационные возможности в полотняном переплетении заключаются в выборе вида нитей, цветов, расстояний между нитями (плотности ткани по основе и утку), и эти возможности весьма обширны.
|
|
Множество тканей механического ткачества полотняного переплетения выпускаются под различными названиями в зависимости от вида сырья и областей исполь зования. Например, к ним относятся холст для картин, неплотная ткань из джутовой пряжи; холсты различной плотности из джутовой пряжи; простынное полотно (беленое и небеленое) из хлопчатобумажной пряжи; бязь, миткаль из хлопчатобумажной пряжи; полотно для наперников; батист; брезентовое полотно; льняная канва различных типов для вышивок; марля и другие ткани.
Для выработки ткани полотняного переплетения требуется только две ремизки, отсюда и название "двухремизное переплетение". При выработке такой ткани наладка ткацкого станка самая простая. Ткань полотняного переплетения вырабатывают также с использованием четырех и шести ремизок. Если необходимо вырабатывать очень плотную ткань, то проборку при полотняном переплетении необходимо производить более чем на две ремизки. Если производить проборку на две ремизки, то галева на них размещаются с большой плотностью, что приводит к значительному трению нитей.
В таких случаях целесообразно распределять проборку на четыре или шесть ремизок.
На рис. 16 показан заправочный рисунок ткани полотняного переплетения, вырабатываемой на двух, четырех, шести ремизках при различной проборке.
Если необходимо скомбинировать полотняное переплетение с иным переплетением, то нити пробирают в галева нескольких ремизок, используя различные схемы проборки и подъема ремизок.
|
|
Основный и уточный эффект при полотняном переплетении. Если при полотняном переплетении проборку в бердо производить с большим расстоянием между нитями основы (с малой плотностью ткани по основе), то нити утка могут располагаться в ткани настолько плотно, что они будут полностью закрывать нити основы. Такое полотняное переплетение будет создавать уточный эффект, так как нити утка в ткани становятся доминирующими (полотняное переплетение с уточным эффектом).
Если, наоборот, пробрать в бердо нить основы с большой плотностью и добиться того, чтобы они закрыли нити утка полностью или частично, то такое переплетение можно назвать полотняным переплетением с основным эффектом.
Эти способы использования полотняного переплетения известны из ткачества войлочных половиков, гобеленов, настенных ковриков и тому подобных изделий, а также тесьмы.
Саржевое переплетение. Характерная особенность саржи состоит в том, что соединительные точки (перекрытия) смещаются на одну нить в сторону для каждой нити основы. Это дает косые (диагональные) полосы в структуре ткани(рис. 17).
В саржевых переплетениях нити основы и утка имеют меньше пересечений друг с другом, чем в полотняном переплетении. Нити основы и утка образуют удлиненные перекрытия, т.е. они перекрывают более чем одну нить противоположной системы. Чем больше нитей имеется в перекрытии переплетения, тем меньше пересечений их друг с другом. Исходя из выбора материала и его плотности саржевыми переплетениями могут вырабатываться толстые, мягкие и эластичные ткани с хорошим застилом.
Типичными тканями саржевого переплетения являются, например, подкладочные ткани, обивочные ткани из шерстяной и хлопковой пряжи, грубое сукно и твил.
Минимально возможное число ремизок для получения саржевого переплетения — три. Их верхний предел зависит лишь от используемого на ткацком станке ремизоподъемного механизма.
Саржевые переплетения делят на две группы:
разносторонние — с разными лицевой и изнаночной сторонами ткани;
равносторонние (двусторонние) — с одинаковыми обеими сторонами ткани.
Разносторонняя саржа. В разносторонней сарже нити основы или утка образуют на лицевой стороне длинные перекрытия, т.е. нити основы или утка проходят более чем над одной нитью противоположной системы. Это дает основный эффект (нити основы становятся наиболее видимы) на одной стороне ткани и уточный эффект (наиболее видимы нити утка) на ее другой стороне. Лицевая и изнаночная стороны становятся противоположными друг другу. Отсюда и название "разносторонние".
Саржевые переплетения часто называют по числу ремизок, которое требуется, и по эффекту, который имеют переплетения, например трехремизная уточная саржа (рис. 18, а) или четырехремизная основная саржа (рис. 18, б). На рис. 18 слева от основных рисунков переплетения изображена изнаночная сторона тканей. Для саржи часто используют цифровое обозначение, например уточная саржа (см. рис. 18, а) или основная сар- 3
жа — (см. рис. 18, б). Числитель обозначает число основных, а знаменатель — число уточных перекрытий на лицевой стороне ткани в раппорте переплетения.
Эти обозначения указывают, какие нити — утка или основы — образуют удлиненные перекрытия на лицевой стороне ткани.
В трех- и четырехремизных саржах можно получить только одну саржевую полосу в пределах раппорта переплетения. Начиная с пяти ремизок, соединительные точки могут распределяться так, что в пределах раппорта переплетения будет несколько саржевых полос (многополосная саржа). На рис. 19 показана многополосная саржа.
Равносторонняя саржа. Равносторонняя саржа не имеет основного или уточного эффекта, так как она одинакова на обеих сторонах ткани, т.е. в пределах раппорта нити утка и основы всегда перекрывают сверху и снизу одинаковое число нитей противоположной системы. Поэтому число нитей в раппорте переплетения и число ремизок для равностороннего саржевого переплетения может быть только четным (рис. 20).
|
|
Переплетения "батавия ". Среди равносторонних саржевых переплетений имеются такие, которые называют "батавия". Общее для этих переплетений состоит в том, что нити утка и основы каждый раз проходят над и под одинаковым числом нитей противоположной системы в раппорте переплетения (рис. 21).
Атлас. Типичная особенность атласа состоит в том, что нити утка или основы образуют длинные перекрытия, которые в ткани отчасти перекрывают точки взаимопереплетения нитей.
Для того чтобы длинные перекрытия по возможности полностью перекрывали точки взаимопереплетения, последние рассредоточены по поверхности ткани и не располагаются друг возле друга.
Кроме того, точки взаимопереплетения должны находиться примерно на одинаковом расстоянии друг от Друга, чтобы структура ткани была как можно более единообразной.
В основном атласе точка взаимопереплетения соответствует соединительной точке уточного перекрытия, незакрашенной клетке в узоре переплетения(рис. 22, а). В уточном атласе это будет закрашенная клетка основного перекрытия в узоре переплетения (рис.22. б).
Атлас имеет гладкую и однородную поверхность без выступающей структуры с наиболее видимыми нитями утка или основы. Если на лицевой стороне ткань имеет уточный эффект (уточный атлас), то на изнаночной стороне она имеет основный эффект. Если на лицевой стороне ткань имеет основный эффект (основный атлас), то на изнаночной образуется уточный эффект.
Поэтому атласное переплетение позволяет изготавливать ткани:
гладкие и однородные, так как их противоположная система нитей проявляется слабо;
мягкие и эластичные вследствие больших расстояний между точками взаимопереплетения;
|
|
плотные и прочные, так как нити могут располагаться в ткани с большой плотностью.
Эти свойства ткани можно подчеркивать выбором сырья и цветом нитей.
В качестве примеров тканей атласного переплетения могут быть подкладочные атласы и сатины, тик, обивочные ткани из хлопчатобумажных, шерстяных и шелковых нитей, мебельные ткани и др.
В ткани атласного переплетения стремятся к тому, чтобы противоположная
система нитей оказалась видимой в минимально возможной мере, т.е. практически так, чтобы в пределах раппорта переплетения в основном атласе была опущена только одна нить основы для каждой уточной нити. При выработке уточного атласа только одна нить основы будет поднята для каждой уточной прокидки.
Чтобы выработать ткань атласного переплетения, требуется минимум пять ремизок. В обоих направлениях нити проходят над четырьмя и под одной нитью противоположной системы. Можно изготовить тканьатласного переплетения, в которой перекрытия проходят над несколькими нитями прежде, чем они пройдут под одной. При этом используют соответственно больше ремизок. На рис. 23 показаны заправочные рисунки пятиремизного основного и уточного атласа.
При вычерчивании рисунка атласного переплетения можно использовать в качестве вспомогательного средства шаговый коэффициент (сдвиг перекрытия). Этот коэффициент показывает, на сколько нитей должны переместиться точки взаимного переплетения в сторону для каждой нити утка, чтобы эти точки были равномерно распределены в раппорте переплетения. Когда используют шаговый коэффициент при построении переплетения, точки взаимопереплетения рассредоточиваются регулярно и на поверхности ткани возникают малозаметные косые полосы (либо вправо, либо влево).
Для шагового коэффициента можно использовать любое число, которое меньше числа нитей в раппорте, за исключением единицы; числа нитей в раппорте, уменьшенного на единицу; числа, имеющего общий множитель с числом нитей в раппорте. В таблице приведены шаговые коэффициенты для пяти-, шести-, семи- и восьмиремизных атласов.
С помощью шаговых коэффициентов можно вычерчивать рисунки атласных переплетений, вырабатываемых на различном числе ремизок. Это производится следующим образом (для уточного атласа):
обрамляют место, где должен вычерчиваться раппорт переплетения (число клеток по высоте и ширине соответствует числу нитей в раппорте атласного переплетения);
закрашивают первую соединительную точку в самом нижнем левом углу;
закрашивают остальные соединительные точки, определенные согласно выбранному шаговому коэффициенту (рис. 24).
На рис. 25 приведены заправочные рисунки для уточного семи- и восьмиремизного атласа. При вычерчивании рисунка основного атласа можно исходить из построения уточного атласа, но закрашивать клетки, которые являются пустыми.
Неправильный атлас. Для раппорта переплетения из шести нитей нельзя определить постоянный шаговый коэффициент атласного переплетения, поэтому нельзя использовать рассмотренную систему для построения заправочного рисунка неправильного атласа. Заправочный рисунок шестиремизного атласа (рис. 26, а) разрабатывают с помощью симметричного раппорта пяти- ремизного атласа (рис. 26, б) путем добавления одной соединительной точки в углу одного вертикального и горизонтального междустрочья (рис. 26, в).
Перекрестная четырехремизная саржа часто обозначается и используется как неправильный четырехремиз- ный атлас (рис. 27).
Атласные переплетения с симметричными раппортами. Если атласные переплетения используются в узоре одновременно с основным и уточным эффектом или в сочетании с другими переплетениями, то необходимо разрабатывать заправочный рисунок, используя симметричные раппорты атласа. В этом случае будут резкие переходы (границы) от одного переплетения к Другому.
Симметричный раппорт характеризуется тем, что все соединительные точки в пределах раппорта располагаются симметрично относительно центральной точки или осевой линии. Таким центром может быть либо соединительная точка, либо пустая клетка. Точкой симметрии может быть также точка, где встречаются четыре клетки.
Атласные переплетения весьма разнообразны, и поэтому не всегда просто определить симметричный рап порт. Определенных правил для этого не существует. Анализируя узор переплетения, можно вначале пометить точку (хорошо видимую на узоре переплетения), которая и будет точкой симметрии, или, используя "искатель" (лист бумаги с вырезанным квадратным отверстием, соответствующим размеру раппорта переплетения), можно перемещать его по узору, пока не обнаружится место расположения симметричного раппорта
(рис. 28).
ПЕРЕПЛЕТЕНИЕ СО СТРУКТУРНЫМ УЗОРОМ
Все три главных переплетения придают готовой ткани однородную поверхность с той фактурой, которую имеет переплетение. Можно выделить эффект узора с помощью вариаций в цветах и видах нитей, а также плотности по основе и утку.
Далее рассмотрено, как можно варьировать главными переплетениями для получения новых структурных узоров, изменения поверхности ткани вследствие различных вариантов строения переплетений.
Варианты (производные) полотняного