Главные переплетения

Разнообразные переплетения разрабатывают на основе трех главных переплетений: полотняного, саржи, атласа. Эти главные переплетения построены по различным принципам, которые придают им характерное своеобра­зие по внешнему виду и свойствам, в результате чего главные переплетения легко отличить друг от друга.

Исходя из главных переплетений можно составить множество вариантов (разновидностей) переплетений.

Полотняное переплетение. В полотняном переплетении соединительные точки (основные перекрытия) распола­гаются наиболее часто. Каждая соединительная точка касается лежащих вокруг точек (сравните с атласом, изображенным на рис. 22). Нити основы и утка всегда проходят только над и под одной нитью противополож­ной системы, создается ткань с одинаковыми лицевой и изнаночной сторонами. На рис. 15 изображены запра­вочный рисунок переплетения нитей основы и утка в ткани и схема полотняного переплетения. Вариационные возможности в полотняном переплете­нии заключаются в выборе вида нитей, цветов, расстоя­ний между нитями (плотности ткани по основе и утку), и эти возможности весьма обширны.

Множество тканей механического ткачества полотня­ного переплетения выпускаются под различными назва­ниями в зависимости от вида сырья и областей исполь зования. Например, к ним относятся холст для картин, неплотная ткань из джутовой пряжи; холсты различной плотности из джутовой пряжи; простынное полотно (беленое и небеленое) из хлопчатобумажной пряжи; бязь, миткаль из хлопчатобумажной пряжи; полотно для на­перников; батист; брезентовое полотно; льняная канва различных типов для вышивок; марля и другие ткани.

Для выработки ткани полотняного переплетения тре­буется только две ремизки, отсюда и название "двухремизное переплетение". При выработке такой ткани на­ладка ткацкого станка самая простая. Ткань полотняно­го переплетения вырабатывают также с использованием четырех и шести ремизок. Если необходимо вырабатывать очень плотную ткань, то проборку при полотняном переплетении необходимо производить более чем на две ремизки. Если произво­дить проборку на две ремизки, то галева на них разме­щаются с большой плотностью, что приводит к значи­тельному трению нитей.

В таких случаях целесообразно распределять пробор­ку на четыре или шесть ремизок.

На рис. 16 показан заправочный рисунок ткани полот­няного переплетения, вырабатываемой на двух, четырех, шести ремизках при различной проборке.

Если необходимо скомбинировать полотняное пере­плетение с иным переплетением, то нити пробирают в галева нескольких ремизок, используя различные схемы проборки и подъема ремизок.

Основный и уточный эффект при полотняном перепле­тении. Если при полотняном переплетении проборку в бердо производить с большим расстоянием между нитя­ми основы (с малой плотностью ткани по основе), то нити утка могут располагаться в ткани настолько плот­но, что они будут полностью закрывать нити основы. Такое полотняное переплетение будет создавать уточ­ный эффект, так как нити утка в ткани становятся до­минирующими (полотняное переплетение с уточным эффектом).

Если, наоборот, пробрать в бердо нить основы с боль­шой плотностью и добиться того, чтобы они закрыли нити утка полностью или частично, то такое переплете­ние можно назвать полотняным переплетением с основ­ным эффектом.

Эти способы использования полотняного переплете­ния известны из ткачества войлочных половиков, гобе­ленов, настенных ковриков и тому подобных изделий, а также тесьмы.

Саржевое переплетение. Характерная особенность саржи состоит в том, что соединительные точки (пере­крытия) смещаются на одну нить в сторону для каж­дой нити основы. Это дает косые (диагональные) поло­сы в структуре ткани(рис. 17).

В саржевых переплетениях нити основы и утка име­ют меньше пересечений друг с другом, чем в полотня­ном переплетении. Нити основы и утка образуют удли­ненные перекрытия, т.е. они перекрывают более чем од­ну нить противоположной системы. Чем больше нитей имеется в перекрытии переплетения, тем меньше пере­сечений их друг с другом. Исходя из выбора материала и его плотности саржевыми переплетениями могут вы­рабатываться толстые, мягкие и эластичные ткани с хо­рошим застилом.

Типичными тканями саржевого переплетения явля­ются, например, подкладочные ткани, обивочные ткани из шерстяной и хлопковой пряжи, грубое сукно и твил.

Минимально возможное число ремизок для получе­ния саржевого переплетения — три. Их верхний предел зависит лишь от используемого на ткацком станке ремизоподъемного механизма.

Саржевые переплетения делят на две группы:

разносторонние — с разными лицевой и изнаночной сторонами ткани;

равносторонние (двусторонние) — с одинаковыми обеими сторонами ткани.

Разносторонняя саржа. В разносторонней сарже нити основы или утка образуют на лицевой стороне длинные перекрытия, т.е. нити основы или утка проходят более чем над одной нитью противоположной системы. Это дает основный эффект (нити основы становятся наиболее видимы) на одной стороне ткани и уточный эффект (наиболее видимы нити утка) на ее другой стороне. Лицевая и изнаночная стороны становятся противопо­ложными друг другу. Отсюда и название "разносторон­ние".

Саржевые переплетения часто называют по числу ре­мизок, которое требуется, и по эффекту, который име­ют переплетения, например трехремизная уточная сар­жа (рис. 18, а) или четырехремизная основная саржа (рис. 18, б). На рис. 18 слева от основных рисунков пе­реплетения изображена изнаночная сторона тканей. Для саржи часто используют цифровое обозначение, напри­мер уточная саржа (см. рис. 18, а) или основная сар- 3

жа — (см. рис. 18, б). Числитель обозначает число ос­новных, а знаменатель — число уточных перекрытий на лицевой стороне ткани в раппорте переплетения.

Эти обозначения указывают, какие нити — утка или осно­вы — образуют удлиненные перекрытия на лицевой стороне ткани.

В трех- и четырехремизных саржах можно получить только одну саржевую полосу в пределах раппорта переплетения. Начиная с пяти ремизок, соединительные точки могут распределяться так, что в пределах раппор­та переплетения будет несколько саржевых полос (многополосная саржа). На рис. 19 показана много­полосная саржа.

Равносторонняя саржа. Равносторонняя саржа не имеет основного или уточного эффекта, так как она одинакова на обеих сторонах ткани, т.е. в пределах раппорта нити утка и основы всегда перекрывают сверху и снизу одинаковое число нитей противополож­ной системы. Поэтому число нитей в раппорте перепле­тения и число ремизок для равностороннего саржевого переплетения может быть только четным (рис. 20).

Переплетения "батавия ". Среди равносторонних сар­жевых переплетений имеются такие, которые называют "батавия". Общее для этих переплетений состоит в том, что нити утка и основы каждый раз проходят над и под одинаковым числом нитей противоположной системы в раппорте переплетения (рис. 21).

Атлас. Типичная особенность атласа состоит в том, что нити утка или основы образуют длинные перекры­тия, которые в ткани отчасти перекрывают точки взаи­мопереплетения нитей.

Для того чтобы длинные перекрытия по возможнос­ти полностью перекрывали точки взаимопереплетения, последние рассредоточены по поверхности ткани и не располагаются друг возле друга.

Кроме того, точки взаимопереплетения должны на­ходиться примерно на одинаковом расстоянии друг от Друга, чтобы структура ткани была как можно более единообразной.

В основном атласе точка взаимопереплетения соот­ветствует соединительной точке уточного перекрытия, незакрашенной клетке в узоре переплетения(рис. 22, а). В уточном атласе это будет закрашенная клетка основного перекрытия в узоре переплетения (рис.22. б).

Атлас имеет гладкую и однородную поверх­ность без выступающей структуры с наиболее видимыми нитями утка или основы. Если на ли­цевой стороне ткань имеет уточный эффект (уточный атлас), то на изнаночной стороне она имеет основный эффект. Если на лицевой стороне ткань имеет основный эффект (основный ат­лас), то на изнаночной образуется уточный эф­фект.

Поэтому атласное пе­реплетение позволяет изготавливать ткани:

гладкие и однородные, так как их противоположная система нитей проявляется слабо;

мягкие и эластичные вследствие больших расстояний между точками взаимопереплетения;

плотные и прочные, так как нити могут располагать­ся в ткани с большой плотностью.

Эти свойства ткани можно подчеркивать выбором сырья и цветом нитей.

В качестве примеров тканей атласного переплетения могут быть подкладочные атласы и сатины, тик, оби­вочные ткани из хлопчатобумажных, шерстяных и шел­ковых нитей, мебельные ткани и др.

В ткани атласного переплетения стремятся к тому, чтобы противоположная

система нитей оказалась види­мой в минимально возможной мере, т.е. практически так, чтобы в пределах раппорта переплетения в основ­ном атласе была опущена только одна нить основы для каждой уточной нити. При выработке уточного атласа только одна нить основы будет поднята для каж­дой уточной прокидки.

Чтобы выработать ткань атласного переплетения, требуется минимум пять ремизок. В обоих направле­ниях нити проходят над четырьмя и под одной нитью противоположной системы. Можно изготовить тканьатласного переплетения, в которой перекрытия прохо­дят над несколькими нитями прежде, чем они пройдут под одной. При этом используют соответственно боль­ше ремизок. На рис. 23 показаны заправочные рисунки пятиремизного основного и уточного атласа.

При вычерчивании рисунка атласного переплетения можно использовать в качестве вспомогательного средства шаговый коэффициент (сдвиг перекрытия). Этот коэффициент показывает, на сколько нитей должны переместиться точки взаимного перепле­тения в сторону для каждой нити утка, чтобы эти точки были равномерно распределены в раппорте переплете­ния. Когда используют шаговый коэффициент при по­строении переплетения, точки взаимопереплетения рас­средоточиваются регулярно и на поверхности ткани возникают малозаметные косые полосы (либо впра­во, либо влево).

Для шагового коэффициента можно использовать любое число, которое меньше числа нитей в раппорте, за исключением единицы; числа нитей в раппорте, уменьшенного на единицу; числа, имеющего общий множитель с числом нитей в раппорте. В таблице приведены шаговые коэффициенты для пяти-, шести-, семи- и восьмиремизных атласов.

С помощью шаговых коэффициентов можно вычер­чивать рисунки атласных переплетений, вырабатывае­мых на различном числе ремизок. Это производится следующим образом (для уточного атласа):

обрамляют место, где должен вычерчиваться раппорт переплетения (число клеток по высоте и ширине соот­ветствует числу нитей в раппорте атласного переплете­ния);

закрашивают первую соединительную точку в самом нижнем левом углу;

закрашивают остальные соединительные точки, опре­деленные согласно выбранному шаговому коэффици­енту (рис. 24).

На рис. 25 приведены заправочные рисунки для уточ­ного семи- и восьмиремизного атласа. При вычерчива­нии рисунка основного атласа можно исходить из по­строения уточного атласа, но закрашивать клетки, ко­торые являются пустыми.

Неправильный атлас. Для раппорта переплетения из шести нитей нельзя определить постоянный шаговый коэффициент атласного переплетения, поэтому нельзя использовать рассмотренную систему для построения заправочного рисунка неправильного атласа. Заправоч­ный рисунок шестиремизного атласа (рис. 26, а) раз­рабатывают с помощью симметричного раппорта пяти- ремизного атласа (рис. 26, б) путем добавления одной соединительной точки в углу одного вертикального и горизонтального междустрочья (рис. 26, в).

Перекрестная четырехремизная саржа часто обозна­чается и используется как неправильный четырехремиз- ный атлас (рис. 27).

Атласные переплетения с симметричными раппор­тами. Если атласные переплетения используются в узо­ре одновременно с основным и уточным эффектом или в сочетании с другими переплетениями, то необхо­димо разрабатывать заправочный рисунок, используя симметричные раппорты атласа. В этом случае будут резкие переходы (границы) от одного переплетения к Другому.

Симметричный раппорт характеризуется тем, что все соединительные точки в пределах раппорта распола­гаются симметрично относительно центральной точки или осевой линии. Таким центром может быть либо соединительная точка, либо пустая клетка. Точкой симметрии может быть также точка, где встречаются четыре клетки.

Атласные переплетения весьма разнообразны, и поэ­тому не всегда просто определить симметричный рап порт. Определенных правил для этого не существует. Анализируя узор переплетения, можно вначале поме­тить точку (хорошо видимую на узоре переплетения), которая и будет точкой симметрии, или, используя "искатель" (лист бумаги с вырезанным квадратным отверстием, соответствующим размеру раппорта пере­плетения), можно перемещать его по узору, пока не обнаружится место расположения симметричного рап­порта

(рис. 28).

ПЕРЕПЛЕТЕНИЕ СО СТРУКТУРНЫМ УЗОРОМ

Все три главных переплетения придают готовой тка­ни однородную поверхность с той фактурой, которую имеет переплетение. Можно выделить эффект узора с помощью вариаций в цветах и видах нитей, а также плотности по основе и утку.

Далее рассмотрено, как можно варьировать главны­ми переплетениями для получения новых структурных узоров, изменения поверхности ткани вследствие раз­личных вариантов строения переплетений.

Варианты (производные) полотняного


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: