Стадии процесса социализации

С точки зрения психоанализа, особое значение для развития личности имеет период раннего детства. Это привело и к доста­точно жесткому установлению стадий социализации: в систе­ме психоанализа социализация рассматривается как процесс, совпадающий хронологически с периодом раннего детства.

В неортодоксальных психоаналитических работах времен­ные рамки процесса социализации несколько расширяются: появились работы, исследующие социализацию в период от­рочества и даже юности. Другие, не ориентированные на фрей­дизм, школы социальной психологии делают сегодня особый акцент на изучении социализации именно в период юности. Таким образом, «распространение» социализации на периоды детства, отрочества и юности можно считать общепринятым.

Относительно других стадий идет оживленная дискуссия. Она касается принципиального вопроса о том, происходит ли в зрелом возрасте то самое усвоение социального опыта, которое составляет значительную часть содержания социализации. В последние годы на этот вопрос все чаще дается утвердитель­ный ответ. Поэтому естественно, что в качестве стадий социа­лизации называются не только периоды детства и юности. Так, в отечественной социальной психологии сделан акцент на то, что социализация предполагает усвоение социального опыта прежде всего в ходе трудовой деятельности. Поэтому основани­ем для классификации стадий служит отношение к трудовой деятельности. Если принять этот принцип, то можно выделить три основные стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: