Понятие социализации виды и этапы

Понятие социализации

В «Психологическом словаре» АПН СССР, вышедшем в 1983 году под редакцией В.В.Давыдова, А.В.Запорожца и др., социализация понимается как «процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений в его собственном опыте».

Анализ отечественных и зарубежных исследований позволяет выделить несколько видов социализации по критерию направленности: правовая, политическая, экономическая, полоролевая и др. (Смелзер Н., Ковалева А.С., Мудрик А.В. и др.). Относительно механизмов социализации в психологии существует несколько точек зрения. Отметим некоторые из них.

В психоаналитической школе под ними понимаются механизмы перевода внутренних стимулов в социально приемлемые формы, среди которых главную роль играет идентификация.

В теориях научения механизмами социализации принято считать внешние подкрепления того или иного поведения – награду и наказание, имитацию или подражание.

В отечественной психологии тоже не существует единого мнения по этой проблеме. Так среди механизмов социализации называют:

«механизм интериоризации – экстериоризации, функционирующий в процессе совместной деятельности»;

подражание, референтная группа, идентификация, рефлексия (А.В.Мудрик);

внушение, подражание, психологическое заражение, идентификация, авторитет, популярность (С.А.Беличева).

В целом, ряд психологов выделяет среди механизмов социализации четыре, - имитация, идентификация, чувство стыда, чувство вины. Имитация, по мнению Н.Смелзера, понимается, как осознанное стремление ребенка копировать определенную модель поведения. Идентификация понимается как способ усвоения детьми родительского поведения, установок и ценностей как своих собственных. Эти механизмы характерны для ранних стадий социализации.

Такие механизмы как чувство вины и чувство стыда помогают человеку рассматривать, оценивать, принимать или отвергать те или иные ценности, включая и свое поведение как результат преобразования общественных отношений.

Таким образом, в зарубежной и отечественной социальной психологии социализация рассматривается как поуровневый процесс. В зависимости от критериев выделяются возрастные стадии социализации или стадии включения в трудовую деятельность. Также как и относительно стадий, в отечественной и зарубежной психологии нет единого мнения о механизмах социализации, но все же большинство авторов выделяют в качестве механизмов социализации идентификацию и подражание.

В отечественной социальной психологии социализация понимается как процесс многогранный, непременно активный и не прекращающийся в течение всей жизни человека. Как справедливо замечает Новиков В.В., «в процессе социализации личности…личность выступает как субъект общественных отношений, который последовательно, а иногда и одновременно усваивает социальный опыт общества, а потом и сам воздействует (на общество) через собственную деятельность».

В отечественной психологии сторонником ограничения социализации рамками детства, отрочества и юности, является Н. В. Андреенкова, которая считает, что «социализация индивида как активный процесс длится не всю жизнь, а лишь период, необходимый для устойчивой интернализации комплекса норм, ролей, для выработки устойчивой системы социальных ориентаций, установок и т.д. На протяжении времени, необходимого для становления индивида как личности». Напротив, Т.Шибутани считает, что процесс социализации длится всю жизнь человека и является «адаптацией к новым условиям…».

Виды экономической социализации

Для классификации стадий процесса социализации недостаточно брать только возрастной критерий. В отечественной социальной психологии делается акцент на усвоении в процессе социализации социального опыта.

Вследствие этого возникает необходимость в экономической социализации различать

трудовую социализацию

Прежде всего, усвоение в процессе социализации социального опыта происходит в трудовой деятельности. На основании этого исследователи выделяют три стадии социализации: дотрудовую, трудовую и послетрудовую. (Г.М. Андреева, А.В.Мудрик)

1. Целью трудовой социализации детей становится формальное отношение к труду через поведенческие аспекты в различных сферах (домашний труд, учебная деятельность и др.).

Стадии социализации

дотрудовая

трудовая

послетрудовая

-Период ранней социализации- дошкольный возраст

-Период обучения – младший школьный – юношеский возраст

-Период молодости

-Период зрелости

-Пожилой возраст

-Старческий возраст

-Долгожители

2. Собственно экономическая социализация в детстве направлена на усвоение специфики функционирования и проявление таких социоэкономических феноменов, как богатство – бедность, банк, реклама и др.

3. Целью потребительской социализации в детстве является приобретение навыков потребительского поведения и усвоение знаний об экономических понятиях, характеризующих различные аспекты потребления: деньги, покупка, место покупки и др. Содержание потребительской социализации может быть разделено на прямо относимое к объекту и не прямо относимое. Прямо относимые аспекты потребительской социализации — это те, что необходимы для собственно покупки и потребления. К ним относятся конкретные навыки — как покупать, как сравнивать сходные марки, как распоряжаться имеющимся доходом. К прямо относимым аспектам относятся знания и суждения о магазинах, продуктах, марках, продавцах, средствах рекламы.

Не прямо относимое содержание социализации связано с освоени­ем мотивации покупочного и потребительского поведения. Это знание, отношения и ценности, побуждающие людей хотеть конкретные товары или услуги и позволяющие им давать оценки продуктам и маркам.

Этапы экономической социализации:

До 4-5 лет: формируется первое представление о понятии собственности: мое и чужое.

6-10 лет: понятие о деньгах, купля-продажа

11-15 лет: понятие труда, умение зарабатывать, представление о долге, игры на деньги

16-24 лет: представление о бюджете, формирование личных счетов, знакомство с банковской системой, трудовыми отношениями,

25-34 лет: ведение семейных финансов, инвестиции и кредиты, предпринимательство,

35-55 лет: увеличение капиталов,

56 и старше: адаптация к пенсии, изменение хозяйства, проблемы наследования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: