В практике воздушного боя «Второй Мировой войны», сложились определенные комбинации маневров, которые наиболее эффективно позволяли оторваться от противника, запутать его и подобное. Каждая из противоборствующих сторон рекомендовала свои, но и противник брал их на вооружение. Одна из распространенных и эффективных комбинаций рассмотрена ниже. Название можете придумать сами, например, что-нибудь экзотическое – «дракон выходит из пещеры…». Смысл комбинации стандартный – это сложный разворот на 180 градусов без существенной потери скорости и высоты, с уходом от визуального контакта. Можно при выполнении резкостью или плавностью свободно добиться произвольного курса выхода. Используются такие маневры как горка, скольжение, полубочка, сплит. Скорость для начала выполнения маневра желательно иметь не ниже 320 км/час. Описание всего маневра разбито для удобства на этапы.
Этап 1. Позиция – противник преследует с шести часов (висит на хвосте) на критической дистанции. Начинаем выполнение горки со скольжением вправо, горизонтальную ось движения самолета направить на 50-60 градусов от горизонта (можно начать выполнение маневра и с левым скольжением, тогда все следует выполнять в зеркальном отображении настоящему описанию). Время выполнения горки не более 2-3 секунд!!!! Снижение скорости не должно быть сильно ощутимым, до 270 км/час – это максимум. В эти секунды атакующий еще больше сблизиться с вами и сможет, а скорее всего откроет огонь.
Этап 2. Продолжая скольжение (без какого-либо выравнивания самолета) начинаем делать полубочку (благодаря ей, противник, скорее промахнется) с вращением плоскости самолета по часовой стрелке (бочка будет размазанная, и попасть в вас будет трудновато). Поворот вокруг оси должен быть немногим чуть больше 180 градусов. В конце полубочки возвращаем педали рудера в нейтральное положение и одновременно берем рукоятку джойстика на себя. Самолет начинает движение вниз (как при Сплите), одновременно начинаем скольжение влево. Продолжительность движения в этапе опять-таки не должна превышать 2-3 секунд.
Этап 3. В выходе из сплита начинаем делать еще одну полубочку (она получается размазанная) с вращением плоскости самолета по часовой стрелке Педаль рудера остается зафиксированной влево по время всего этапа.
Этап 4. Полубочка завершена. Из положения кокпитом вниз верните педали рудера в нейтральное положение и выполните сплит. Маневр завершен. Управление газом можно охарактеризовать ко всем этапам следующее. Желательно держать газ полным на всех этапах без исключения, но для резкости маневра и при тенденциях к сваливанию в штопор, газ необходимо сбрасывать. По всем «экспериментам» на сваливание достаточно сброса до 70% мощности. Все этапы маневра делайте непрерывно, одним движением, по возможности резкость полубочки увеличивайте. Следует обратить внимание на то, что при большей резкости выполнения и без поддержания верного режима мощности двигателя весьма вероятно попасть в штопор.
Интересный момент на этапах выполнения полубочки. Выполнение ее можно импровизировать и выполнять, например полторы, две с половиной и так далее бочки. Тем самым вы сможете существенно скрыть свой последующий маневр и в большей степени дезориентировать противника.