Отсутствует

16. Конкуренция.

Конкуренция – (от лат. сталкиваться) означает соперничество между отдел субъектами рын хоз-ва за наиболее выгодные условия произ-ва и реализации (купли и продажи) товаров. В рын эк-ке столкновение неизбежно, т.к. оно порожд след объективными усл: Наличие мн-ва равноправных субъектов; Полной эк обособл-тью каждого из них; Завис-тью рын субъектов от конъюнктуры рынка; Противоборством со всеми др рын субъектами за удовлетворение покупательского D. Конкуренция – двигатель эк прогресса. Это объясняется тем, что рын соперничество приводит к успеху в том случае, если предприн-ль заботится не только о сохранении, но и расширении своего произ-ва, для чего стремиться усоверш технику и организацию, повыш кач-во товаров, сниж затраты на произ-во ед продукции и тем самым имеет возм-ть сниз цены, расшир ассортимент товаров, улучшает торговое и послеторговое обслуж пок-лей. С конкуренцией связ также негативные стороны ее проявл. Эк последствия совершенной конкуренции: «+» освоение продукции (передовой), ранее не производимой, произ-во модернизир продукции, произ-во продукции выс кач-ва, увелич объемов произ-ва при сокращении затрат; «-» анархия, кризисы, распыление производительных сил, расслоение общества. Сущность конкуренции проявл в ее ф-циях, среди кот: нацел-ть произв-ля на запросы потр-ля, без чего нельзя получить прибыль; стимул роста эффект-ти произ-ва, обеспечивающее выживание произв-лей; дифференциация товаропроизводителей (одни выигрывают, др остаются при своем, третьи – разоряются); давление на произ-во, распредел рес-в между отраслями народного хоз-ва в соотв с D и нормой прибыли; ликвидация неконкурентоспособных предпр (их продажа с молотка, слияние, преобразование и т.д.); стимулир сниж цен и повыш кач-ва товаров. «Модель 5 сил конкуренции». Соперничество среди конкурир продавцов. К со стороны товаров, явл заменителями и неконкурентоспособных с точки зрения P. Угроза появления новых конкурентов. Эк возм-ти и торговые сп-ти поставщиков. Эк возм-ти и торговые сп-ти пок-лей. Виды К. Различают К: функциональную (определенного товара); видовую (цене и качеству); межфирменную (среди отдельных предпр); внутриотрасл и межотрасл; совершенную и несовершенную; добросов и недобросов. Признаки своб (совершенной) К: Неогранич количество участников; Свобода принятия решения каждым участником К; Абсолютная моб-ть материальных, трудовых, финансовых и пр рес-в; Полная информированность каждого участника К о P, D, S и т.п. Совершенная К означает такое состояние ЭС, когда влияние каждого участника эк проц на обществ ситуацию столь мало, что им можно пренебречь. Соверш К - абстракция, в жизни всегда есть элементы «несовершенства» конкуренции. Несоверш К предполагает функционирование на рынке одной или неск крупных фирм, производящих основную массу определ товара. Она проявл в виде монополии (один продавец) и монопсонии (один покупатель), когда отдельный рын субъект занимает доминир полож и контролир рынок товара. Определ при этом явл не размеры предпр, а его доля в объеме рынка. К несов К также относятся олигополии (несколько крупных продавцов), олигопсонии (несколько крупных пок-лей), монополистическая К (мн-во продавцов дифференцированной продукции). Основные методы добросов К: повыш кач-ва прод, сниж цен («война цен»), реклама, развитие до- и после продажного обслуживания, созд новых товаров и услуг и использ достижений НТР и т. д. Осн методы недобросов К: эк шпионаж, подделка прод конкурентов, подкуп и шантаж, обман потреб-лей, махинации с деловой отчетностью, валютные махинации, сокрытие дефектов и т.д. Несов К: 1) монополия (естественная, чистая) 2) монополистическая конкуренция 3) олигополия


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: