Геометрия (0,5 часа).
Зубчатые колеса с косыми зубьями применяются для увеличения коэффициента торцевого перекрытия передачи. Это видно из следующей формулы:
, где:
- коэффициент перекрытия для косозубой передачи,
- коэффициент перекрытия для аналогичной по размерам (в торцевом сечении) и числам зубьев прямозубой передачи.
b- ширина передачи
Pt- шаг зацепления в торцевом сечении
- угол наклона зубьев.
Известно, что в прямозубых передачах коэффициент перекрытия делается больше единицы, т.е. и в прямозубых передачах в среднем в зацеплении находится больше одной пары зубьев.
Известно, что и в прямозубых передачах коэффициент перекрытия делается больше единицы, т.е. и в прямозубых передачах в среднем в зацеплении находится больше одной пары зубьев. Однако неизбежные погрешности при изготовлении колес(непостоянство шага, отклонения от профиля и т.д.) приводят к тому, что теоретическое значение коэффициента перекрытия в действительности не реализуется. Число пар зубьев, находящихся в зацеплении в действительности, оказывается меньше. Это проявляется в работе передачи с ударами и шумом, причем, тем в большей степени, чем больше окружная скорость в зацеплении. Увеличение коэффициента трения в косозубых передачах в сравнении с прямозубыми с этой точки зрения является весьма полезным фактом. Обычно, применение прямозубых передач считается возможным при окружных скоростях ν≤ . При окружных скоростях в зацеплении ν>3 рекомендуется применять косозубые передачи. Этим обеспечивается плавность работы передач.
|
|
Основные размеры косозубых колес определяются по тем же формулам, что и в случае прямозубых колёс, подставляя в некоторые из них значения модуля в торцевом сечении t-t, в некоторые значения модуля в нормальном к зубьям сечении n-n.
Здесь мы приведем некоторые формулы для определения основных параметров колес и передачи в целом, справедливые для передач с .
Принято обозначать:
mt- модуль в торцевом сечении t-t
mn- модуль в нормальном сечении n-n
Z- число зубьев.
Тогда:
1) d=mt*Z- диаметр делительной окружности.
2) da=d+2mn+2xnmn-диаметр окружности вершин.
3) df=d-2mn+2xnmn- диаметр окружности впадин.
4) a=
Причем, между торцевым модулем mt и нормальным модулем mn существует зависимость:
Нормальный модуль mn делается стандартным.
В косозубых передачах в нормальном к зубьям сечении угол зацепления αn делается равным . Угол зацепления в торцевом сечении α можно найти по формуле:
Тогда диаметр основной окружности косозубого колеса может быть определен по формуле:
5)