Понятие государственной службы

Слово служба имеет много значений. Это может быть ведомственное подразделение, самостоятельное ведомство. Служба — это один из видов платной общественно — полезной деятельности.

На сегодняшний день в науке существует множество различных подходов к трактовке понятия «государственная служба». В научно – популярной литературе типичными определениями термина являются, например, следующие:

· механизм формировании, реализация, и совершенствования институтов государственной власти и управления;

· инструмент и технология государственного управления;

· публичный институт реализации государственной власти;

· единство правового, социального, и организационного институтов, регулирующих осуществление государственной власти;

· система государственных органов, имеющих служащих для выполнения государственных задач;

· система юридически регулируемой деятельности и отношений служащих органов государственной власти по обеспечению и исполнения полномочий;

· способ и форма реализации связей и отношений между государством, гражданским обществом и человеком;

· совокупность процессов и процедур государственно-служебных отношений;

· публично – правое отношение между государством как работодателем и госслужащим как наемным работником;

· особый вид профессиональной, управленческой деятельности – административной или аппаратной.[1]

В научных и нормативных определениях государственной службы Российской Федерации сложились три подхода к характеристике ее сущности:

· деятельностный, согласно которому государственная служба характеризуется как профессиональная служебная деятельность по обеспечения исполнения полномочий государственных органов и должностных лиц (политиков);

· институциональный, в рамках которого государственная служба определяется как совокупность правовых, социальных и организационных норм, правил, стандартов по реализации Конституции РФ и законов;

· правовой, в рамках которого государственная служба рассматривается как публично – правое отношение между государством и государственным служащим.

В каждом из этих подходов государственная служба отражается с определенной точки зрения, свойственной той или иной науке и методологической позиции автора.[2]

Современное правовое понимание государственной службы появилось в Российской Федерации в 1990-е годы в ходе становления и развития государственной службы как нового правового и социального института.

В социальном смысле слова понятие «служба» имеет несколько значений: вид общественной деятельности людей; работа, занятие служащего, место его работы; волевое, интеллектуальное, психическое, физическое и иное напряжение человека; ведомственное подразделение; самостоятельное ведомство, организация.

Впервые на государственном уровне определение государственной службы как социального института прозвучало в 2001 г. В Концепции реформирования системы государственной службы РФ, утвержденной Президентом РФ. Там было сказано, что государственная служба является комплексным – публичным, социальным, правовым, организационным – институтом по обеспечению выполнения государственными служащими функций государства.[3]

Будучи механизмом государственного управления, государственная служба имеет ряд особенностей, присущих ей как социальному институту:

1) социальный характер, посколькупредставляет собой социальную сферу профессиональной деятельности особой социальной группы общества – государственных служащих; всем своим содержанием, формами и методами эта деятельность направлена на обеспечение исполнения полномочий государства и государственных органов;

2) социальную ориентацию – ее приоритетами является реализация социальных (сервисных) функций государства, направленных на производство социальных услуг для населения (безопасность, образование, здравоохранение и так далее);

3) социальную природу, так как представляет собой особую социальную группу государственных служащих, имеющих свои корпоративные потребности и социальные интересы;

4) защита прав и свобод человека и гражданина как главная социально – политическая ценность;

5) служба чиновников социуму – обществу, которое содержит институт государственной службы за счет своих налоговых отчислений.

Эти особенности подчеркивают социальный смысл и характер государственной службы в любом демократическом государстве, в том числе и в России.

Социальный характер государственной службы проявляется на трех уровнях: высшем – это уровень гражданского общества и государства; среднем – уровень государственной службы как института государства; нижнем – уровень социального статуса государственного служащего.

1. На уровне общества и государства социальный характер государственной службы определяется, прежде всего, тем, что социальным является само государство, которое должно проводить современную государственную социальную политику – заботиться о трудовом устройстве населения, об образовании, здравоохранении, социальном обеспечении по старости и инвалидности, о борьбе с преступностью.

2. На уровне государственной службы как системы она рассматривается в первую очередь как социальный слой людей – чиновников, пожизненно занятых данным видом профессиональной деятельности

3. На уровне статуса государственных служащих социальность характера состоит в том, что государственные служащие имеют свои статусные особенности – запреты и привилегии. Это, прежде всего наделение административной властью, особый правовой статус, высокий уровень нормативного обеспечения профессиональной деятельности и юридической ответственности, профессионализма, компетентности и образовании, доступ к информации, к государственным ресурсам и так далее.

Одним из главных направлений реформирования и развития системы государственной службы РФ в современных условиях является формирование системы государственной службы Российской Федерации как целостного государственно – правового института. [4] Говоря о государственной службе Российской Федерации как государственно – правовом институте, следует, прежде всего, рассмотреть ее законодательную базу.

Законодательство о государственной службе образуют, прежде всего, нормы права, то есть нормативные правовые акты, регулирующие ее организацию и правовое положение государственных служащих. В настоящее время правовое регулирование отношений, связанных с гражданской службой Российской Федерации, осуществляется на двух уровнях – федеральном и региональном.

На федеральном уровне источниками права по данным вопросам являются: Конституция РФ; Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации», от 27 мая 2003 г. № 58 –Ф3; Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. № 79-Ф3 и некоторые другие федеральные законы; указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти.

На уровне субъектов РФ вопросы государственной гражданской службы регламентируются конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, а также нормативными правовыми актами государственных органов субъектов.

Государственная служба как правовой институт есть совокупность юридических норм, регулирующих становление, организацию и функционирование государственных структур и государственных служащих, их деятельность по реализации Конституции и законов Российской Федерации, а также личный правовой статус этих служащих.[5]

Итак, государственная служба РФ строится и функционирует в строгом соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. Это придает ей характер крупнейшего публично – правового института, имеющего решающего значение в процессе осуществления государственной власти.

А как социальный институт государство проявляет себя на трех социальных уровнях, является важной гранью системы государственной службы, недооценивать которую нельзя. Ведь социальная практика нацелена в конечном итоге на реализацию функций государства, на обеспечение прав и свобод граждан, на создание благоприятных социальных условий для достойной жизни граждан России.[6]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: