Одной из серьезных проблем государственной гражданской службы является определение ее целей, задач и функции. Сложность заключается в том, что если понятие и принципы государственной службы России легально определены и зафиксированы в действующем законодательстве, то ее цели, задачи и функции – нет. Поэтому «дерево целей» государственной службы по-прежнему остается проблемным и дискуссионным.
В научной литературе встречаются разные подходы к типологии целей государственной гражданской службы. Наиболее часто в научной литературе встречаются уровневая и отраслевая классификации. По уровням цели государственной службы принято делить на стратегические, оперативные и текущие.
К стратегическим целям государственной службы относятся[7]:
· служение государству и обществу;
· качественное обеспечение исполнения функций и задач государства, его органов и должностных лиц;
· повышение эффективности работы государственного механизма.
Кроме того, перед государственной службой политической властью в соответствии с политической и социально – экономической конъюнктурой ставятся среднесрочные и текущие цели, выраженные в различных программах.
По отраслям или с содержательной точки зрения все цели государственной службы подразделяются на политико-административные, социальные, экономические, правовые, организационные[8].
Политико-административные цели государственной службы направлены на укрепление государства и государственности,исполнительной вертикали власти, на практическое осуществление функций государства и эффективное исполнение полномочий государственных органов, на обеспечение единства и стабильности государственной власти в стране, на создание условий для связи государства с гражданским обществом, а в целом – на решение задач государственного управления.
Социальные цели обусловлены ее социальным характером и предназначением государственной службы как социального института. В свете сказанного государственные органы ставят перед собой цели выполнения конституционных требований государственной поддержки социальной сферы – образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения, реализации социальных обязательств государства перед населением, регулирования и предотвращения социальных конфликтов обществе, обеспечения занятости на рынке труда и т. д. Одной из целей в этой области является обеспечение социальных гарантий для работников государственного аппарата и членов их семей.
Экономические цели направлены на повышение эффектности государственного регулирования экономики и управления государственной собственностью, на поддержку предпринимательства, снижение затрат на содержание государственного аппарата и т.д.
Правовые цели ориентированы на претворение жизнь законов и иных нормативных актов государственной власти, на обеспечение законотворческой деятельности в стране, на создание правовых условий для организации и функционирования государственного аппарата.
Организационные цели направлены на организационно – техническое обеспечение органов государственной власти, на повышения уровня профессионализма и компетентности работников государственного аппарата, на приведение структуры и численности государственной службы в соответствие со стоящими задачами, на совершенствование норм, правил и процедур прохождения государственной службы.
Существует несколько вариантов классификации функций государственной службы.
По содержательной деятельности государственных органов и их служащих функции государственной службы делятся на:
· управленческую (административную);
· организационно – распорядительную;
· правовую;
· сервисную;
· социальную;
· экономическую;
· культурную;
· воспитательную.
По отраслевому признаку обычно выделяют три группы функций гражданской службы: информационную, организационную и технологическую. В информационную группу входят функции познавательно – аналитическая, оценочно – экспертная, прогнозно-целевая, морально – правовая, документационно – архивная. В организационной группе выделяются функции корпоративно – технологического обеспечения и коммуникативно-компьютерного обеспечения. К технологической группе относятся функции подготовки государственных решений и их выполнения, принятия и реализации административных решений. Принятие государственных решений – это прерогатива политической власти, а административных решений – государственной службы.
По сущностным сторонам гражданской службы выделяют функции профессиональной деятельности, правового института, социального института, как социального института, как публично – правового отношения. Основной функцией государственной гражданской службы как профессиональной служебной деятельности является организация работы аппарата государственного органа, т.е. практическое осуществление государственного в своей сфере ответственности. В рамках этой функции особое значение имеют процессы планирования, организации, распоряжения, координации, информации, стимулирования, контроля, подготовки проектов государственных решений и их выполнение. Большое место занимают вопросы профессиональной переподготовки чиновников, повышения их ответственности за соблюдение служебной дисциплины т правил служебного поведения.
В ряду функций государственной гражданской службы как правового института на первый план выходятфункции соблюденияКонституции РФ, реализации законов и иных правовых актов государства, разработки проектов законов и иных правовых актов, в том числе о государственной службе, регулирования правового статуса государственных служащих.
Центральной функцией государственной гражданской службы как социального института является реализация интересов, прав и свобод граждан, а также производство государственных социальных услуг в области безопасности, образования, здравоохранения и т.д.
Функции государственной службы как публично – правового отношения государства и служащего направлена на правовую и социальную защищенность чиновников, на создание благоприятных и иных условий прохождения государственной службы, на регулирование денежного содержания и численности состава государственных служащих.
Четвертая классификация функций государственной службы связана с технологией управления. Ее сторонники справедливо исходят из того, что главной функцией государственной гражданской службы является государственное управление. По управленческому циклу, по а. Файолю, можно выделить функции прогнозирования, организации, распоряжения, координации, контроля.
В юридической науке под функциями государственной службы понимают, прежде всего, правоприменительную, правотворческую, правозащитную и регулирующую функции.
Можно сделать вывод, что по отраслям все цели государственной службы на политико – административные, социальные, экономические, правовые, организационные.
По содержательной деятельности государственных органов и их служащих функции государственной службы делятся на: управленческую (административную);организационно – распорядительную;правовую;сервисную;социальную;экономическую;культурную; воспитательную; служение государству и обществу; качественное обеспечение исполнения функций и задач государства, его органов, и должностных лиц; повышение эффективности работы государственного механизма[9].
По отраслевому признаку обычно выделяют три группы функций гражданской службы: информационную, организационную и технологическую. По сущностным сторонам гражданской службы выделяют функции профессиональной деятельности, правового института, социального института, как социального института, как публично – правового отношения. Основной функцией государственной гражданской службы как профессиональной служебной деятельности является организация работы аппарата государственного органа.
При рассмотрении государственной службы как правового института на первый план выходятфункции соблюденияКонституции РФ, реализации законов и иных правовых актов государства, разработки проектов законов и иных правовых актов. А при рассмотрении государственной службы как социального института основной функцией является реализация интересов, прав и свобод граждан, а также производство государственных социальных услуг в области безопасности, образования, здравоохранения.
Как видим, спектр функций государственной гражданской службы очень широк, что свидетельствует о чрезвычайной важности этого института власти в жизни государства и общества.