Послеобеденный

Обеденный

на­маз.

Обеденный на­маз со­сто­ит из че­ты­рех ра­ка­тов. Сна­ча­ла те­бе сле­ду­ет про­из­не­сти так­би­ра­ту-ль-их­рам и ду­ау-ль-ис­тиф­тах в по­ло­же­нии стоя, по­сле че­го со­вер­шить один за дру­гим два ракаата. По­сле их за­вер­ше­ния ты дол­жен по­си­деть, чи­тая при­вет­ст­вия и про­ме­жу­точ­ный ташаhhуд (смот­ри под­роб­ное из­ло­же­ние 6), по­сле че­го сле­ду­ет при­сту­пить к треть­ему ракаату. Для это­го нуж­но встать, под­нять ру­ки до уров­ня плеч со сло­ва­ми

“Аллаhу Ак­бар ” и из это­го по­ло­же­ния при­сту­пить к вы­пол­не­нию еще двух ра­ка­тов. За­вер­шив чет­вер­тый ра­кат, ты дол­жен по­си­деть, чи­тая при­вет­ст­вия, по­след­ний ташаhhуд и са­лят Иб­ра­хи­ма пол­но­стью, а по­том про­из­не­сти сло­ва тас­ли­ма. Сле­ду­ет об­ра­тить вни­ма­ние на то, что во вре­мя по­лу­ден­но­го на­ма­за вслух чи­тать не нуж­но.

Послеобеденный

на­маз.

По­сле­обе­ден­ный на­маз со­сто­ит из че­ты­рех ра­ка­тов и со­вер­ша­ет­ся точ­но так­же, как и о­бе­ден­ный на­маз.

4. Вечерний на­маз.

Вечерний на­маз со­сто­ит из трех ра­ка­тов. Как и пре­ды­ду­щие два на­ма­за, этот на­маз те­бе сле­ду­ет на­чать с так­би­ра­ту-ль-их­рам и ду­ау-ль-ис­тиф­тах, по­сле че­го со­вер­шить два ракаата, чи­тая ая­ты Ко­ра­на вслух. По­сле вто­ро­го ракаата не­об­хо­ди­мо по­си­деть, про­чи­тав при­вет­ст­вия до окон­ча­ния ташаhhуда. По­сле это­го сле­ду­ет встать для со­вер­ше­ния третье­го ракаата и под­нять ру­ки до уров­ня плеч, про­из­не­ся сло­ва

“Аллаhу Ак­бар”. За­няв по­ло­же­ние стоя, сле­ду­ет при­сту­пить к со­вер­ше­нию это­го ракаата, но при этом ни­че­го не чи­тать вслух (это нуж­но де­лать во вре­мя со­вер­ше­ния пер­вых двух ра­ка­тов). За­вер­шив этот ра­кат, не­об­хо­ди­мо по­си­деть для за­вер­шаю­ще­го ташаhhуда, пол­но­стью про­чи­тав при­вет­ст­вия, ташаhhуд и са­лят Иб­ра­хи­ма, за­вер­шив на­маз тас­ли­мом.

5. Ноч­ной на­маз.

Ноч­ной на­маз со­сто­ит из че­ты­рех ра­ка­тов и про­во­дит­ся также, как по­лу­ден­ный и по­сле­по­лу­ден­ный, од­на­ко чи­тать вслух су­ру “Аль-Фа­ти­ха” и дру­гие ая­ты Ко­ра­на сле­ду­ет толь­ко во вре­мя со­вер­ше­ния пер­во­го и вто­ро­го ра­ка­тов.

ВРЕ­МЯ СО­ВЕР­ШЕ­НИЯ НА­МА­ЗОВ.

Дан­ная схе­ма по­яс­ня­ет, в ка­кое вре­мя сле­ду­ет со­вер­шать ка­ж­дый из обя­за­тель­ных на­ма­зов, при этом рань­ше поло­жен­но­го вре­ме­ни со­вер­ше­ние его не до­пус­ка­ет­ся. Не­до­пус­ти­мо так­же и за­тя­ги­ва­ние то­го или ино­го на­ма­за до тех пор, по­ка уже на­сту­пит вре­мя сле­дую­ще­го, ес­ли толь­ко это не вы­зва­но не­из­беж­ной не­об­хо­ди­мо­стью, ибо в этом слу­чае его мож­но воз­мес­тить поз­же. На схе­ме от­ме­че­но, что вре­мя ут­рен­не­го на­ма­за ис­те­ка­ет с вос­хо­дом солн­ца и что ме­ж­ду вос­хо­дом солн­ца и тем мо­мен­том, ко­гда оно на­чи­на­ет кло­нит к за­ка­ту, обя­за­тель­ные на­ма­зы не со­вер­ша­ют­ся, по­это­му ес­ли му­суль­ма­нин не про­снет­ся во­вре­мя, ему на­до бу­дет воз­мес­тить позд­нее про­пу­щен­ный ут­рен­ний на­маз.

При­ме­ча­ние: те­бе сле­ду­ет по­ста­рать­ся дос­тать рас­пи­са­ние обя­за­тель­ных на­ма­зов, спе­ци­аль­но пред­на­зна­чен­ное для то­го мес­та, где ты жи­вешь.

СО­ВЕР­ШЕ­НИЕ НА­МА­ЗОВ ПО ПРИ­МЕ­РУ СУН­НЫ

И ДО­ПОЛ­НИ­ТЕЛЬ­НЫХ НА­МА­ЗОВ

Обыч­но во вре­мя та­ких на­ма­зов со­вер­ша­ет­ся по два ракаата, что по­доб­но со­вер­ше­нию ут­рен­не­го на­ма­за, но ес­ли мы ска­жем, что на­маз по при­ме­ру Сун­ны Про­ро­ка, да бла­го­сло­вит его Аллаh и при­вет­ст­ву­ет, со­вер­шае­мый до по­лу­ден­но­го на­ма­за, со­сто­ит из че­ты­рех ра­ка­тов (смот­ри таб­ли­цу ко­ли­че­ст­ва ра­ка­тов обя­за­тель­ных на­ма­зов и на­ма­зов по при­ме­ру Сун­ны), это оз­на­ча­ет, что сна­ча­ла ты дол­жен бу­дешь со­вер­шить два ракаата и про­из­не­сти сло­ва тас­ли­ма, а по­сле это­го со­вер­шить еще два ракаата. Из таб­ли­цы ты так­же уз­на­ешь, что ноч­ной на­маз по при­ме­ру Сун­ны со­сто­ит из трех ра­ка­тов.

Это оз­на­ча­ет, что ты дол­жен со­вер­шить два пол­ных ракаата и про­из­ве­сти сло­ва тас­ли­ма, по­том встать и ска­зать “Аллаhу Ак­бар” для но­во­го на­ма­за, но за­тем со­вер­шить лишь один ра­кат, по­сле ко­то­ро­го не­об­хо­ди­мо по­си­деть для чте­ния при­вет­ст­вий, ташаhhуда и са­ля­та Иб­ра­хи­ма, за­вер­шив все это сло­ва­ми тас­лим.

Таб­ли­ца ко­ли­че­ст­ва ра­каа­тов обя­за­тель­ных и же­ла­тель­ных на­ма­зов в ка­ж­дый день.

Вре­мя. Сун­на пе­ред обязательным на­ма­зом Обязатель-ный на­маз. Сун­на по­сле обя-за- тель­но­го на­ма­за.
Ут­ре­ный.     Не со­вер­ша­ет­ся на­маз по­сле ут­рен­не­го на­ма­за до вос­хо­да солн­ца.
Обеденный. 2 или 4    
По­сле­обе- денный. 2 или 4   Не­же­ла­те­лен на­маз ме­ж­ду послеобеденым и вечерним на­ма­за­ми.
Вечерний.      
Ноч­ной.      

Сун­на витр от 1 до 11 ра­каа­тов.

Примечание: Мо­ля­щий­ся дол­жен пом­нить, что обя­за­тель­ный на­маз дол­жен быть от­де­лен от со­вер­шае­мо­го по­сле не­го на­ма­за по при­ме­ру Сун­ны не­боль­шим про­ме­жут­ком вре­ме­ни, то есть его не сле­ду­ет со­вер­шать не­по­сред­ст­вен­но по­сле обя­за­тель­но­го, но не­мно­го вы­ждать. В те­че­ние это­го вре­ме­ни же­ла­тель­но про­из­но­сить сло­ва вос­хва­ле­ния Аллаhа и об­ра­щать к не­му сло­ва моль­бы, а уже по­сле это­го при­сту­пать к на­ма­зу.

ПЯТ­НИЧ­НЫЙ НА­МАЗ

Пят­нич­ный на­маз яв­ля­ет­ся обя­за­тель­ным толь­ко для муж­чин. Он про­во­дит­ся в ме­че­ти по­сле по­лу­ден­но­го на­ма­за и за­ме­ня­ет его со­бой (то есть по­лу­ден­ный на­маз по­сле пят­нич­но­го про­во­дить не нуж­но). Этот на­маз со­сто­ит из двух ра­ка­тов, со­вер­шае­мых то­бой по­сле хут­бы (пят­нич­ной про­по­ве­ди) по при­ме­ру има­ма (то есть ты со­вер­ша­ешь его, на­хо­дясь по­за­ди има­ма и дей­ст­вуя по его при­ме­ру).

1. Под­ни­ма­ние рук

до уров­ня плеч.

Во вре­мя на­ма­за ру­ки под­ни­ма­ют­ся до уров­ня плеч в че­ты­рех слу­ча­ях:

- во вре­мя про­из­не­се­ния так­би­ра­ту-ль-их­рам;

- пе­ред по­яс­ным по­кло­ном;

- во вре­мя вы­прям­ле­ния после по­ясно­го по­кло­на;

- пе­ред треть­им ракаатом.

Ру­ки сле­ду­ет под­ни­мать до уровня плеч или же до уров­ня ушей, про­из­но­ся при этом сло­ва

“Аллаhу Ак­бар”, что же ка­са­ет­ся вы­прямле­ния по­сле по­яс­но­го по­кло­на, то в по­яс­не­нии 4 опи­сы­ва­ет­ся, как при этом сле­ду­ет под­ни­мать ру­ки.

2. По­ло­же­ние стоя.

Ты дол­жен вы­пря­мить­ся, по­ста­вив но­ги на ши­ри­ну плеч, сло­жить ру­ки на гру­ди так, что­бы пра­вая ле­жа­ла на за­пя­стье и пред­пле­чье ле­вой, и уст­ре­мить взгляд на то ме­сто, где ты бу­дешь со­вер­шать зем­ной по­клон. Во вре­мя пер­во­го ракаата про­чти ду­ауль-ис­тиф­тах, су­ру “Аль-Фа­ти­ха” и что смо­жешь из Ко­ра­на, что же ка­са­ет­ся третье­го и чет­вер­то­го ра­ка­тов, то мо­жешь ог­ра­ни­чить­ся чте­ни­ем од­ной су­ры “Аль-Фа­ти­ха”. Чи­тать сле­ду­ет вслух во вре­мя ут­рен­не­го, вечернего и ночного на­ма­зов, а во вре­мя обеденного и по­слеобеденного чи­тать сле­ду­ет про се­бя.

3. По­яс­ной по­клон.

По­яс­ной по­клон вы­пол­ня­ет­ся пу­тем на­кло­на ту­ло­ви­ща впе­ред и воз­ло­же­ния рук на ко­ле­ни. По­слан­ник Аллаhа, да бла­го­сло­вит его Аллаh и при­вет­ст­ву­ет, скло­нял­ся при этом до тех пор, по­ка спи­на его не при­ни­ма­ла го­ри­зонталь­но­го по­ло­же­ния, и ши­ро­ко рас­став­ляя паль­цы рук на ко­ле­нях.

Во вре­мя по­яс­но­го по­кло­на ты должен, по мень­шей мере, один раз ска­зать

“Суб­ха­на Раб­бия-ль-Азим”

или по­вто­рить эти слова, сколь­ко по­же­ла­ешь. Ты мо­жешь так­же об­ра­тить­ся с моль­бой к Аллаhу, но ая­ты Ко­ра­на в та­ком по­ло­же­нии чи­тать не сле­ду­ет.

4.Вы­прям­ле­ние по­сле по­яс­но­го по­кло­на.

За­вер­шив по­яс­ной по­клон, ты дол­жен вы­пря­мить­ся и при­нять по­ло­же­ние стоя, го­во­ря при этом

“Са­миа-Ллаh ли­ман ха­ми­да” и под­ни­мая ру­ки так, как мы объ­яс­ни­ли это в по­яс­не­нии 1, но ты дол­жен так­же про­из­не­сти сло­ва

“Раб­ба­на ля­кя-ль-хам­ду”.

Ты дол­жен вы­пря­мить­ся пол­но­стью и по­быть в та­ком по­ло­же­нии ко­рот­кое время, пре­ж­де чем при­сту­пить к со­вер­ше­нию зем­но­го по­кло­на. Кро­ме то­го, те­бе не сле­ду­ет смот­реть вверх, а уст­рем­лять взор к мес­ту зем­но­го по­кло­на, как и в по­ло­же­нии стоя.

5. Зем­ной по­клон.

При со­вер­ше­нии зем­но­го по­кло­на ты дол­жен ка­сать­ся по­ла се­мью час­тя­ми те­ла: лбом, но­сом, кис­тя­ми рук, ко­ле­ня­ми и паль­ца­ми ног. При­чем ступ­ни ног долж­ны ка­сать­ся друг дру­га. Со­вер­шая зем­ной по­клон, на­до си­деть за­тем, что­бы ни од­на из этих час­тей не от­ры­ва­лась от зем­ли, а так­же не ка­сать­ся зем­ли лок­тя­ми.

Во вре­мя зем­но­го по­кло­на ты должен, по мень­шей мере, один раз ска­зать

Суб­ха­на Раб­бия-ль-Аъля ” или по­вто­рить эти слова, сколь­ко по­же­ла­ешь. По­сколь­ку в этом по­ло­же­нии ты наи­бо­лее бли­зок к Аллаhу, Пре­слав­но­му и Все­выш­не­му, по­боль­ше взы­вай к Не­му, со­вер­шая зем­ные по­кло­ны.

Один ра­кат вклю­ча­ет в се­бя два зем­ных по­кло­на. По­сле пер­во­го ты дол­жен сесть и ска­зать

“Раб­би гфир ли, Раб-биг­фир ли”, а по­том со­вер­шить вто­рой ра­кат, ко­то­рый в точ­но­сти по­до­бен пер­во­му.

6. По­ло­же­ние си­дя по­сле вто­ро­го ракаата.

Ты дол­жен по­си­деть по­сле вто­ро­го ракаата на­ма­за, со­стоя­ще­го из трех или че­ты­рех ра­ка­тов. За­вер­шив вто­рой ра­кат, ты дол­жен усе­сть­ся на свою ле­вую ступ­ню (как бы по­до­ст­лав ее под се­бя, что по­ка­за­но на ри­сун­ке), а пра­вую ступ­ню под­нять так, что­бы паль­цы но­ги ока­за­лись на­прав­лен­ны­ми к Киб­ле. Ле­вую кисть сле­ду­ет по­ло­жить на ко­ле­но, а пра­вую - на бед­ро, под­няв ука­за­тель­ный па­лец, ко­то­рый ока­зы­ва­ет­ся как бы в коль­це из боль­шо­го и сред­не­го паль­цев, и уст­ре­мив взгляд на ука­за­тель­ный па­лец. При этом сле­ду­ет чи­тать при­вет­ст­вия до окон­ча­ния ташаhhуда:

“Ат­та­хиййя­ту лиллаhи вас-са­ля­ват ва-ттай­и­бат, ас-са­ля­му аляй­ка айуhа-нна­би ва рах­ма­ту-Ллаh ва баракятуhу, ас-са­ля­му аляй­на ва аля иба­ди-Ллаh ас-са­ли­хин, ашhаду ан ля иляhа ил­ля-Ллаh ва ашhаду ан­на Му­хам­ма­дан абдуhу ва расулhу”.

По­чес­ти Аллаhу и мо­лит­вы и до­б­рые слова. Мир и здра­вие те­бе, о Про­рок! И ми­лость Аллаhа и Его бла­го­дать. Мир и здра­вие нам и до­б­рым ра­бам Аллаhа. Я сви­де­тель­ст­вую, что нет бо­же­ст­ва кро­ме Аллаhа, что Му­хам­мад Его раб и По­слан­ник.

По­сле про­из­не­се­ния этих слов сле­ду­ет пе­рей­ти к треть­ему ракаату на­ма­за.

7. По­ло­же­ние си­дя по­сле по­след­не­го ракаата на­ма­за.

В кон­це на­ма­за пе­ред тасли­мом ты дол­жен по­си­деть, под­няв пра­вую но­гу и под­су­нув под нее ле­вую ступ­ню (это по­ло­же­ние по­ка­за­но на ри­сун­ке и на­зы­ва­ет­ся “та­ва­рук”). Ру­ки долж­ны быть в та­ком же по­ло­же­нии, как и во вре­мя по­ло­же­ния си­дя по­сле вто­ро­го рааката. При этом ты дол­жен про­честь то­же, что и по­сле вто­ро­го ракаата, а так­же са­лят Иб­ра­хи­ма:

“Аллаhумма сал­ли аля Му­хам­мад ва аля али Му­хам­мад ка­ма сал­ляй­та ала Иб­ра­хим ва ала Иб­ра­хим, ва ба­рик ала Му­хам­ма­дин ва ала Му­хам­ма­дин ка­ма ба­рак­та ала Иб­ра­хим ва ала али Иб­ра­хим филь-ала­ми­на, ин­на­ка Ха­мид, Мад­жид”

О Аллаh! Благослови Му­хам­ма­да и се­мью Му­хам­ма­да, так­же как бпа­го­сла­вил Ты Иб­ра­ги­ма и се­мью Иб­ра­ги­ма. И нис­пош­ли бла­го­дать на Му­хам­ма­да и се­мью Му­хам­ма­да, так­же как ни­спос­лал на Иб­ра­ги­ма и на се­мью Иб­ра­ги­ма во всех ми­рах. Ис­тин­но Ты дос­то­ин по­хва­лы и сла­вы.

8. Тас­лим.

За­кон­чив чи­тать при­вет­ст­вия, ташаhhуд и са­лям Иб­ра­хи­ма, ты дол­жен по­вер­нуть го­ло­ву на­пра­во и ска­зать

“Ас­са­ла­муа­лай­кум ва рах­ма­ту-Ллаh”, по­сле че­го ты дол­жен по­вер­нуть го­ло­ву на­ле­во и ска­зать то же са­мое, и на этом на­маз за­вер­ша­ет­ся.

На­маз

  И

так, мы кос­ну­лись ос­нов­ных мо­мен­тов, свя­зан­ных с со­вер­ше­ни­ем час­тич­но­го или пол­но­го омо­ве­ния и на­ма­за. Для то­го что­бы от чи­та­те­ля не ус­коль­за­ли не­ко­то­рые их упо­мя­ну­тых на­ми де­та­лей, мы по­счи­та­ли не­об­хо­ди­мым по­яс­нить их в дан­ном при­ло­же­нии, при­со­во­ку­пив к ним и не­ко­то­рые до­пол­ни­тель­ные де­та­ли, зна­ние ко­то­рых для со­вер­шаю­ще­го на­маз, как пра­ви­ло, не­об­хо­ди­мо.

В этом при­ло­же­нии при­во­дят­ся так­же спе­ци­аль­но по­доб­ран­ные ха­ди­сы, в ко­то­рых го­во­рит­ся о час­тич­ном и по­ло­ном омо­ве­нии и на­ма­зе. В пре­ди­сло­вии к этой бро­шю­ре, мы уже го­во­ри­ли, что для то­го что­бы раз­лич­ные фор­мы по­кло­не­ния че­ло­ве­ка Аллаhу бы­ли при­ня­ты Им, они долж­ны со­от­вет­ст­во­вать ре­ли­ги­оз­но­му за­ко­ну Ис­ла­ма, с ко­то­рым был по­слан в мир наш Про­рок Му­хам­мад, да бла­го­сло­вит его Аллаh и при­вет­ст­ву­ет. При­во­ди­мые на­ми ха­ди­сы под­твер­жда­ют, что пер­вым со­вер­шать те дей­ст­вия, о ко­то­рых мы упо­ми­на­ли, стал сам По­слан­ник, да бла­го­сло­вит его Аллаh и при­вет­ст­ву­ет. В это же са­мое вре­мя мож­но счи­тать их со­вер­ше­ние оз­на­ком­ле­ни­ем на­чи­наю­ще­го со зна­ни­ем, за­клю­чен­ным в ха­ди­сах, и это по­зво­лит ему так­же оз­на­ко­мить­ся с од­ной из важ­ных ос­нов бла­го­род­но­го ис­лам­ско­го ша­риа­та.

НА­МЕ­РЕ­НИЕ:

Чи­та­тель по­нял, что мы от­не­сли на­ме­ре­ние к чис­лу ос­нов­ных ус­ло­вий, со­блю­дать ко­то­рые не­об­хо­ди­мо для то­го, что­бы при­сту­пить к час­тич­но­му или пол­но­му омо­ве­нию и на­ма­зу, по су­ти же де­ла пред­ва­ре­ние со­от­вет­ст­вую­щим на­ме­ре­ни­ем лю­бо­го из дел по­кло­не­ния яв­ля­ет­ся важ­ным, о чем сви­де­тель­ст­ву­ют и сло­ва По­слан­ни­ка, да бла­го­сло­вит его Аллаh и при­вет­ст­ву­ет:

“По­ис­ти­не, де­ла свя­за­ны с на­ме­ре­ния­ми, и, по­ис­ти­не, ка­ж­до­му да­ет­ся то, что он внут­рен­не на­ме­ре­вал­ся об­рес­ти.” Важ­ность на­ме­ре­ния со­сто­ит в том, что де­ло, ко­то­рое ты со­би­ра­ешь­ся со­вер­шить, например, од­но из дел по­кло­не­ния, со­вер­ша­ет­ся то­бой с це­лью со­ис­ка­ния бла­го­да­ря ему ми­ло­сти Аллаhа Пре­слав­но­го и Все­выш­не­го. Та­ким об­ра­зом, ес­ли ты воз­на­ме­ришь­ся со­вер­шить пол­ное омо­ве­ние с це­лью очи­ще­ния от ос­к­вер­не­ния, то твое омо­ве­ние бу­дет со­от­вет­ст­во­вать тре­бо­ва­ни­ям ша­риа­та и дей­ст­ви­тель­но из­ба­вит те­бя от это­го ос­к­вер­не­ния. Ес­ли же ты со­вер­шишь пол­ное омо­ве­ние, не имея по­доб­но­го на­ме­ре­ния, а про­сто по­же­ла­ешь смыть с се­бя грязь, то ты и ос­та­нешь­ся ос­к­вер­нен­ным, да­же ес­ли и сде­ла­ешь все так, как мы это опи­сы­ва­ли ра­нее.

На­ме­ре­ние воз­ни­ка­ет в серд­це, так как на са­мом де­ле оно пред­став­ля­ет со­бой ре­ше­ние со­вер­шить то или иное дей­ст­вие, и по­это­му нет ни­ка­кой не­об­хо­ди­мо­сти го­во­рить при этом вслух что-ни­будь, на­при­мер: “Я на­ме­рен со­вер­шить час­тич­ное омо­ве­ние”. Впол­не дос­та­точ­но бу­дет при­сут­ст­вия твое­го серд­ца и ре­ши­мо­сти со­вер­шить то оп­ре­де­лен­ное де­ло, к ко­то­ро­му ты стре­мишь­ся.

ДУ­АУ-ль-ИС­ТИФ­ТАХ

Ду­ау-ль-ис­тиф­тах про­из­но­сит­ся в на­ча­ле ка­ж­до­го обя­за­тель­но­го или со­вер­шае­мо­го по при­ме­ру Сун­ны Про­ро­ка, да бла­го­сло­вит его Аллаh и при­вет­ст­ву­ет, на­ма­за, по­сле про­из­не­се­ния так­би­ра­ту-ль-их­рам и пе­ред на­ча­лом чте­ния су­ры “Аль-Фа­ти­ха”. Су­ще­ст­ву­ют раз­ные фор­мы этой моль­бы, из ко­то­рых мы вы­бра­ли сле­дую­щие:

“Суб­ха­на­ка Аллаhумма, Раб­ба­на, ва ля­ка-ль-хам­ду,та­ба­ра­кя ис­му­кя ва таъа­ля джад­ду­ка, ва ля иляhа гай­ра­кя”.

Пре­сла­вен Ты, о Аллаh, Гос­подь наш, хва­ла Те­бе, бла­го­сло­вен­но имя Твое, и нет бо­же­ст­ва, кро­ме Те­бя.

Вадджаhту ваджhия ли-лля­зи фа­та­ра-с-са­ма­ват валь-ард ва ма ана мин аль-муш­ри­кин. Ин­на са­ля­ти ва ну­су­ки махйаh ва ма­ма­ти ли-Ллаh Раб­би-ль-аля­мин, ля ша­ри­ка ляhу, ва би­за­ли­ка умир­ту, ва ана мин аль-мус­ли­мин”.

Я об­ра­тил свое ли­цо к То­му, кто сотворил не­бо и зем­лю, бу­ду­чи ха­нифом [ис­тин­но ве­рую­щим в еди­но­го Аллаhа] и му­суль­ма­ни­ном, и я не от­но­шусь к мно­го­бож­ни­кам. По­ис­ти­не, моя мо­лит­ва и мое бла­го­чес­тие, моя жизнь и моя смерть при­над­ле­жат Аллаhу, Гос­по­ду ми­ров, Ко­то­ро­му нет по­доб­но­го. Это мне бы­ло по­ве­ле­но, и я при­над­ле­жу к му­суль­ма­нам.

ПРО­ИЗ­НЕ­СЕ­НИЕ СЛОВ “ПРИ­БЕ­ГАЮ К АЛЛАhУ ОТ ШАЙ­ТА­НА, ПО­БИ­ВАЕ­МО­ГО КАМ­НЯ­МИ” И СЛОВ “ВО ИМЯ АЛЛАhА МИ­ЛО­СТИ­ВО­ГО, МИ­ЛО­СЕРД­НО­ГО”.

В со­от­вет­ст­вии с Сун­ной Про­ро­ка, да бла­го­сло­вит его Аллаh и при­вет­ст­ву­ет, сло­ва “Аъу­зу би-Ллаhи мин аш-шай­та­ни-рад­жим” (При­бе­гаю к Аллаhу от шай­та­на, по­би­вае­мо­го кам­ня­ми) про­из­но­ся во вре­мя ка­ж­до­го на­ма­за пе­ред чте­ни­ем су­ры “Аль-Фа­ти­ха” при со­вер­ше­нии пер­во­го ра­ка­та. Это­го дос­та­точ­но и для всех ос­таль­ных ра­ка­тов дан­но­го на­ма­за, по­это­му нет не­об­хо­ди­мо­сти по­вто­рять их пе­ред чте­ни­ем при со­вер­ше­нии дру­гих ра­ка­тов.

Что же ка­са­ет­ся слов “Бис­ми Ллаhи-Рах­ма­ни-р-Ра­хим” (Во имя Аллаhа, Ми­ло­сти­во­го, Ми­ло­серд­но­го), то они про­из­но­сят­ся ка­ж­дый раз, ко­гда ты бу­дешь чи­тать су­ру “Аль-Фа­ти­ха” или то, что смо­жешь из Ко­ра­на.

ЧТЕ­НИЕ ПРО СЕ­БЯ И ЧТЕ­НИЕ ВСЛУХ.

Все сло­ва, ко­то­рые ты го­во­ришь, и все сла­во­сло­вия, ко­то­рые ты про­из­но­сишь, долж­ны про­из­но­сить­ся про се­бя. Это не от­но­сит­ся толь­ко к чте­нию су­ры “Аль-Фа­ти­ха” и не­ко­то­рых ая­тов из Ко­ра­на, про­из­но­си­мых то­бой во вре­мя двух ра­ка­тов ут­рен­не­го на­ма­за, а так­же во вре­мя со­вер­ше­ния двух пер­вых ра­ка­тов ве­чер­не­го и ноч­но­го на­ма­зов. По­слан­ник Аллаhа, да бла­го­сло­вит его Алларh и при­вет­ст­ву­ет, все­гда ше­ве­лил гу­ба­ми, чи­тая про се­бя, но ино­гда про­из­но­сил вслух один или два ая­та, а его спод­виж­ни­ки слу­ша­ли его.

Что же ка­са­ет­ся на­ма­зов, со­вер­шае­мых по при­ме­ру Сун­ны Про­ро­ка, да бла­го­сло­вит его Аллаh и при­вет­ст­ву­ет, и до­пол­ни­тель­ных мо­литв, то чи­тать, со­вер­шая их, сле­ду­ет про се­бя, ес­ли де­ло про­ис­хо­дит днем, а ес­ли ты со­вер­ша­ешь их но­чью, то по сво­ему же­ла­нию мо­жешь де­лать это вслух.

ПРО­ИЗ­НЕ­СЕ­НИЕ СЛОВ “АЛЛАhУ АК­БАР”.

при из­ме­не­нии мо­лит­вен­ных поз.

Мо­ля­щий­ся дол­жен про­из­но­сить сло­ва “Аллаhу Ак­бар” при ка­ж­дом пе­ре­хо­де от од­ной мо­лит­вен­ной по­зы к дру­гой за ис­клю­че­ни­ем то­го слу­чая, ко­гда он вы­прям­ля­ет­ся по­сле со­вер­ше­ния по­яс­но­го по­кло­на со сло­ва­ми “Са­миъа Ллаhу ли-ман ха­ми­да”.

Во вре­мя со­вер­ше­ния груп­по­во­го на­ма­за сло­ва “Аллаhу Ак­бар”, про­из­но­си­мые има­мом, слу­жат сиг­на­лом для пе­ре­хо­да ос­таль­ных мо­ля­щих­ся от од­ной мо­лит­вен­ной по­зы к дру­гой. Имам про­из­но­сит эти сло­ва вслух, а мо­ля­щий­ся по­вто­ря­ет их про се­бя, пе­ре­хо­дя к сле­дую­щей по­зе, при этом де­лать это рань­ше има­ма не­до­пус­ти­мо.

СО­МНЕ­НИЕ

Ес­ли у му­суль­ма­ни­на воз­ни­ка­ет опа­се­ние, что про­изош­ло не­что та­кое, что сде­ла­ло его омо­ве­ние не­дей­ст­ви­тель­ным, ему сле­ду­ет от­верг­нуть свои со­мне­ния и про­дол­жать мо­лить­ся, не во­зоб­нов­ляя омо­ве­ние, ес­ли он уве­рен, что рань­ше уже со­вер­шил его, ибо со­мне­ние не унич­то­жа­ет дос­то­вер­ное зна­ние.

НЕВ­НИ­МА­ТЕЛЬ­НОСТЬ

Во вре­мя на­ма­за мо­ля­щий­ся мо­жет за­быть, сколь­ко ра­ка­тов он со­вер­шил. В этом слу­чае он дол­жен взять за ос­но­ву наи­мень­шее ко­ли­че­ст­во ра­ка­тов, от­но­си­тель­но ко­то­рых он со­мне­ва­ет­ся, и со­вер­шить ос­таль­ные, за­вер­шив этот на­маз. Так, на­при­мер, ес­ли во вре­мя по­лу­ден­но­го на­ма­за он за­бу­дет, сколь­ко ра­ка­тов он со­вер­шил - два или три, то пусть счи­та­ет со­вер­шен­ны­ми два и со­вер­ша­ет еще два, а по­сле это­го пусть со­вер­шит еще два зем­ных по­кло­на пе­ред тас­ли­мом во ис­ку­п­ле­ние сво­ей нев­ни­ма­тель­но­сти. Эти по­кло­ны со­вер­ша­ют­ся сле­дую­щим об­ра­зом: по­сле со­вер­ше­ния пер­во­го по­кло­на сле­ду­ет при­под­нять­ся и по­си­деть, по­том со­вер­шить еще один по­клон, сно­ва по­си­деть, а по­том про­из­не­сти сло­ва тас­ли­ма.

МА­ЗА И ВА­ДА

Ма­за и ва­да бы­ли упо­мя­ну­ты на­ми в чис­ле то­го, что де­ла­ет омо­ве­ние не­дей-стви­тель­ным. Ма­за пред­став­ля­ет со­бой про­зрач­ную лип­кую жид­кость, ко­то­рую че­ло­век (будь то муж­чи­на или жен­щи­на) ино­гда об­на­ру­жи­ва­ет на сво­ей оде­ж­де, ис­пы­тав при­лив стра­сти. Ва­да представ­ля­ет со­бой не­что по­доб­ное, но в боль­шин­ст­ве слу­ча­ев ее ис­те­че­ние проис­хо­дит по­сле мо­че­ис­пус­ка­ния. Обна­ру­жив сле­ды то­го или дру­го­го, со­вер­шать пол­ное омо­ве­ние не сле­ду­ет, дос­та­точ­но про­мыть сле­ды, ос­тав­шие­ся на те­ле или оде­ж­де при­горш­ней во­ды, а по­том со­вершить час­тич­ное омо­ве­ние в со­от­вет­ст­вии с тем, как мы это опи­са­ли.

ВОЗ­МОЖ­НОСТЬ

По ми­ло­сти сво­ей Аллаh Все­выш­ний позво­лил му­суль­ма­нам со­вер­шать на­маз в том по­ло­же­нии, ко­то­рое они спо­соб­ны при­ни­мать. Так, ес­ли че­ло­век не в со­стоя­нии со­вер­шить его стоя, он мо­жет со­вер­шит его си­дя или ле­жа, обо­зна­чая дви­же­ния­ми го­ло­вы по­яс­ные и зем­ные по­кло­ны.

Воз­мож­но, что мно­гие лю­ди ока­жут­ся не спо­соб­ны­ми си­деть в по­зе “та­вар­рук” по­сле по­след­не­го ра­ка­та, ко­то­рую мы опи­са­ли в по­яс­не­нии 7. В та­ком слу­чае мож­но при­нять по­ло­же­ние опи­сан­ное в при­ло­же­нии 6, и пол­но­стью про­чи­тать по­след­ний ташаhуд и са­лят Иб­ра­хи­ма, как это бы­ло опи­са­но на­ми ра­нее.

РАЗ­ЛИ­ЧИЯ

По­ис­ти­не, упо­мя­ну­тые на­ми де­та­ли и пра­ви­ла со­вер­ше­ния час­тич­но­го и пол­но­го омо­ве­ния и на­ма­за яв­ля­ют­ся опи­са­ни­ем все­го лишь од­но­го из мно­го­чис­лен­ных и при­том пра­виль­ных пу­тей, бе­ру­щих свое на­ча­ла от Про­ро­ка Му­хам­ма­да, да бла­го­сло­вит его Аллаh и при­вет­ст­ву­ет. В про­цес­се со­вер­ше­ния на­ма­за му­суль­ма­нин обя­за­тель­но оз­на­ко­мит­ся и с дру­ги­ми спо­со­ба­ми со­вер­ше­ния его от­дель­ных эле­мен­тов, ибо он уви­дит, как де­ла­ют это его бра­тья или най­дет опи­са­ние это­го в со­от­вет­ст­вую­щих кни­гах. Че­ло­век мо­жет при­дер­жи­вать­ся ка­ко­го угод­но спо­со­ба, лишь бы он оп­ре­де­лен­но вос­хо­дил к По­слан­ни­ку, да бла­го­сло­вит его Аллаh и при­вет­ст­ву­ет. Му­суль­ма­ни­ну сле­ду­ет стремить­ся к со­вер­ше­нию пра­виль­ных дей­ст­вий, а вы­ше­упо­мя­ну­тые раз­ли­чия не долж­ны ста­новить­ся ис­точ­ни­ком спо­ра и раз­но­гла­сий, ибо эти раз­ли­чия ни в ко­ей ме­ре не сви­де­тель­ст­ву­ют о рас­ко­ле ме­ж­ду му­суль­ма­на­ми, но лишь слу­жат до­ка­за­тель­ст­вом ши­ро­ты и бо­гат­ст­ва этой ре­ли­гии, ох­ва­ты­ваю­щей со­бой всех лю­дей, не­взи­рая на раз­ли­чие их воз­мож­но­стей.

ПРИ­ЗЫВ К НА­МА­ЗУ, ОБЪ­ЯВ­ЛЕ­НИЕ О НА­ЧА­ЛЕ НА­МА­ЗА И ГРУП­ПО­ВО­ГО НА­МА­ЗА.

Ко­гда на­сту­па­ет вре­мя на­ма­за, в ме­че­тях гром­ко про­из­но­сить­ся азан (при­зыв к на­ма­зу), что­бы из­вес­тить лю­дей о на­сту­п­ле­нии вре­ме­ни и при­звать их к со­вме­ст­но­му ее со­вер­ше­нию. Вот как про­из­но­сит­ся азан:

Аллаhу Ак­бар, Аллаhу Ак­бар,

Аллаhу Ак­бар, Аллаhу Ак­бар, (Аллаh Пре­ве­лик 4-раза).

Ашhаду ал­ля иляhа илл-Ллаh,

Ашhаду ал­ля иляhа илл-Ллаh, (Сви­де-тель­ст­вую, что нет бо­же­ст­ва, кро­ме Аллаhа 2-раза).

Ашhаду ан­на Му­хам­ма­дан ра­су­лю- Ллаh,

Ашhаду ан­на Му­хам­ма­дан ра­су­лю-Ллаh, (Сви­де­тель­ст­вую, что Му­хам­мад - По­слан­ник Аллаhа 2-раза).

Хайя аля-с-са­лят, Хайя аля-с-са-лят, (Спе­ши­те к на­ма­зу 2-раза).

Хайя аля-ль-фа­лях, Хайя аля-ль-фа­лях, (Спе-ши­те к спа­се­нию 2-раза)..

Аллаhу Ак­бар, Аллаhу Ак­бар,

Ля иляhа ил­ля-Ллаh.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: