Обеденный
намаз.
Обеденный намаз состоит из четырех ракатов. Сначала тебе следует произнести такбирату-ль-ихрам и дуау-ль-истифтах в положении стоя, после чего совершить один за другим два ракаата. После их завершения ты должен посидеть, читая приветствия и промежуточный ташаhhуд (смотри подробное изложение 6), после чего следует приступить к третьему ракаату. Для этого нужно встать, поднять руки до уровня плеч со словами
“Аллаhу Акбар ” и из этого положения приступить к выполнению еще двух ракатов. Завершив четвертый ракат, ты должен посидеть, читая приветствия, последний ташаhhуд и салят Ибрахима полностью, а потом произнести слова таслима. Следует обратить внимание на то, что во время полуденного намаза вслух читать не нужно.
Послеобеденный
намаз.
Послеобеденный намаз состоит из четырех ракатов и совершается точно также, как и обеденный намаз.
|
|
4. Вечерний намаз.
Вечерний намаз состоит из трех ракатов. Как и предыдущие два намаза, этот намаз тебе следует начать с такбирату-ль-ихрам и дуау-ль-истифтах, после чего совершить два ракаата, читая аяты Корана вслух. После второго ракаата необходимо посидеть, прочитав приветствия до окончания ташаhhуда. После этого следует встать для совершения третьего ракаата и поднять руки до уровня плеч, произнеся слова
“Аллаhу Акбар”. Заняв положение стоя, следует приступить к совершению этого ракаата, но при этом ничего не читать вслух (это нужно делать во время совершения первых двух ракатов). Завершив этот ракат, необходимо посидеть для завершающего ташаhhуда, полностью прочитав приветствия, ташаhhуд и салят Ибрахима, завершив намаз таслимом.
5. Ночной намаз.
Ночной намаз состоит из четырех ракатов и проводится также, как полуденный и послеполуденный, однако читать вслух суру “Аль-Фатиха” и другие аяты Корана следует только во время совершения первого и второго ракатов.
ВРЕМЯ СОВЕРШЕНИЯ НАМАЗОВ.
Данная схема поясняет, в какое время следует совершать каждый из обязательных намазов, при этом раньше положенного времени совершение его не допускается. Недопустимо также и затягивание того или иного намаза до тех пор, пока уже наступит время следующего, если только это не вызвано неизбежной необходимостью, ибо в этом случае его можно возместить позже. На схеме отмечено, что время утреннего намаза истекает с восходом солнца и что между восходом солнца и тем моментом, когда оно начинает клонит к закату, обязательные намазы не совершаются, поэтому если мусульманин не проснется вовремя, ему надо будет возместить позднее пропущенный утренний намаз.
|
|
Примечание: тебе следует постараться достать расписание обязательных намазов, специально предназначенное для того места, где ты живешь.
СОВЕРШЕНИЕ НАМАЗОВ ПО ПРИМЕРУ СУННЫ
И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ НАМАЗОВ
Обычно во время таких намазов совершается по два ракаата, что подобно совершению утреннего намаза, но если мы скажем, что намаз по примеру Сунны Пророка, да благословит его Аллаh и приветствует, совершаемый до полуденного намаза, состоит из четырех ракатов (смотри таблицу количества ракатов обязательных намазов и намазов по примеру Сунны), это означает, что сначала ты должен будешь совершить два ракаата и произнести слова таслима, а после этого совершить еще два ракаата. Из таблицы ты также узнаешь, что ночной намаз по примеру Сунны состоит из трех ракатов.
Это означает, что ты должен совершить два полных ракаата и произвести слова таслима, потом встать и сказать “Аллаhу Акбар” для нового намаза, но затем совершить лишь один ракат, после которого необходимо посидеть для чтения приветствий, ташаhhуда и салята Ибрахима, завершив все это словами таслим.
Таблица количества ракаатов обязательных и желательных намазов в каждый день.
Время. | Сунна перед обязательным намазом | Обязатель-ный намаз. | Сунна после обя-за- тельного намаза. |
Утреный. | Не совершается намаз после утреннего намаза до восхода солнца. | ||
Обеденный. | 2 или 4 | ||
Послеобе- денный. | 2 или 4 | Нежелателен намаз между послеобеденым и вечерним намазами. | |
Вечерний. | |||
Ночной. |
Сунна витр от 1 до 11 ракаатов.
Примечание: Молящийся должен помнить, что обязательный намаз должен быть отделен от совершаемого после него намаза по примеру Сунны небольшим промежутком времени, то есть его не следует совершать непосредственно после обязательного, но немного выждать. В течение этого времени желательно произносить слова восхваления Аллаhа и обращать к нему слова мольбы, а уже после этого приступать к намазу.
ПЯТНИЧНЫЙ НАМАЗ
Пятничный намаз является обязательным только для мужчин. Он проводится в мечети после полуденного намаза и заменяет его собой (то есть полуденный намаз после пятничного проводить не нужно). Этот намаз состоит из двух ракатов, совершаемых тобой после хутбы (пятничной проповеди) по примеру имама (то есть ты совершаешь его, находясь позади имама и действуя по его примеру).
1. Поднимание рук
до уровня плеч.
Во время намаза руки поднимаются до уровня плеч в четырех случаях:
- во время произнесения такбирату-ль-ихрам;
- перед поясным поклоном;
- во время выпрямления после поясного поклона;
- перед третьим ракаатом.
Руки следует поднимать до уровня плеч или же до уровня ушей, произнося при этом слова
“Аллаhу Акбар”, что же касается выпрямления после поясного поклона, то в пояснении 4 описывается, как при этом следует поднимать руки.
|
|
2. Положение стоя.
Ты должен выпрямиться, поставив ноги на ширину плеч, сложить руки на груди так, чтобы правая лежала на запястье и предплечье левой, и устремить взгляд на то место, где ты будешь совершать земной поклон. Во время первого ракаата прочти дуауль-истифтах, суру “Аль-Фатиха” и что сможешь из Корана, что же касается третьего и четвертого ракатов, то можешь ограничиться чтением одной суры “Аль-Фатиха”. Читать следует вслух во время утреннего, вечернего и ночного намазов, а во время обеденного и послеобеденного читать следует про себя.
3. Поясной поклон.
Поясной поклон выполняется путем наклона туловища вперед и возложения рук на колени. Посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, склонялся при этом до тех пор, пока спина его не принимала горизонтального положения, и широко расставляя пальцы рук на коленях.
Во время поясного поклона ты должен, по меньшей мере, один раз сказать
“Субхана Раббия-ль-Азим”
или повторить эти слова, сколько пожелаешь. Ты можешь также обратиться с мольбой к Аллаhу, но аяты Корана в таком положении читать не следует.
4.Выпрямление после поясного поклона.
Завершив поясной поклон, ты должен выпрямиться и принять положение стоя, говоря при этом
“Самиа-Ллаh лиман хамида” и поднимая руки так, как мы объяснили это в пояснении 1, но ты должен также произнести слова
“Раббана лякя-ль-хамду”.
Ты должен выпрямиться полностью и побыть в таком положении короткое время, прежде чем приступить к совершению земного поклона. Кроме того, тебе не следует смотреть вверх, а устремлять взор к месту земного поклона, как и в положении стоя.
|
|
5. Земной поклон.
При совершении земного поклона ты должен касаться пола семью частями тела: лбом, носом, кистями рук, коленями и пальцами ног. Причем ступни ног должны касаться друг друга. Совершая земной поклон, надо сидеть затем, чтобы ни одна из этих частей не отрывалась от земли, а также не касаться земли локтями.
Во время земного поклона ты должен, по меньшей мере, один раз сказать
“ Субхана Раббия-ль-Аъля ” или повторить эти слова, сколько пожелаешь. Поскольку в этом положении ты наиболее близок к Аллаhу, Преславному и Всевышнему, побольше взывай к Нему, совершая земные поклоны.
Один ракат включает в себя два земных поклона. После первого ты должен сесть и сказать
“Рабби гфир ли, Раб-бигфир ли”, а потом совершить второй ракат, который в точности подобен первому.
6. Положение сидя после второго ракаата.
Ты должен посидеть после второго ракаата намаза, состоящего из трех или четырех ракатов. Завершив второй ракат, ты должен усесться на свою левую ступню (как бы подостлав ее под себя, что показано на рисунке), а правую ступню поднять так, чтобы пальцы ноги оказались направленными к Кибле. Левую кисть следует положить на колено, а правую - на бедро, подняв указательный палец, который оказывается как бы в кольце из большого и среднего пальцев, и устремив взгляд на указательный палец. При этом следует читать приветствия до окончания ташаhhуда:
“Аттахиййяту лиллаhи вас-саляват ва-ттайибат, ас-саляму аляйка айуhа-ннаби ва рахмату-Ллаh ва баракятуhу, ас-саляму аляйна ва аля ибади-Ллаh ас-салихин, ашhаду ан ля иляhа илля-Ллаh ва ашhаду анна Мухаммадан абдуhу ва расулhу”.
Почести Аллаhу и молитвы и добрые слова. Мир и здравие тебе, о Пророк! И милость Аллаhа и Его благодать. Мир и здравие нам и добрым рабам Аллаhа. Я свидетельствую, что нет божества кроме Аллаhа, что Мухаммад Его раб и Посланник.
После произнесения этих слов следует перейти к третьему ракаату намаза.
7. Положение сидя после последнего ракаата намаза.
В конце намаза перед таслимом ты должен посидеть, подняв правую ногу и подсунув под нее левую ступню (это положение показано на рисунке и называется “таварук”). Руки должны быть в таком же положении, как и во время положения сидя после второго рааката. При этом ты должен прочесть тоже, что и после второго ракаата, а также салят Ибрахима:
“Аллаhумма салли аля Мухаммад ва аля али Мухаммад кама салляйта ала Ибрахим ва ала Ибрахим, ва барик ала Мухаммадин ва ала Мухаммадин кама баракта ала Ибрахим ва ала али Ибрахим филь-аламина, иннака Хамид, Маджид”
О Аллаh! Благослови Мухаммада и семью Мухаммада, также как бпагославил Ты Ибрагима и семью Ибрагима. И ниспошли благодать на Мухаммада и семью Мухаммада, также как ниспослал на Ибрагима и на семью Ибрагима во всех мирах. Истинно Ты достоин похвалы и славы.
8. Таслим.
Закончив читать приветствия, ташаhhуд и салям Ибрахима, ты должен повернуть голову направо и сказать
“Ассаламуалайкум ва рахмату-Ллаh”, после чего ты должен повернуть голову налево и сказать то же самое, и на этом намаз завершается.
Намаз
И |
так, мы коснулись основных моментов, связанных с совершением частичного или полного омовения и намаза. Для того чтобы от читателя не ускользали некоторые их упомянутых нами деталей, мы посчитали необходимым пояснить их в данном приложении, присовокупив к ним и некоторые дополнительные детали, знание которых для совершающего намаз, как правило, необходимо.
В этом приложении приводятся также специально подобранные хадисы, в которых говорится о частичном и полоном омовении и намазе. В предисловии к этой брошюре, мы уже говорили, что для того чтобы различные формы поклонения человека Аллаhу были приняты Им, они должны соответствовать религиозному закону Ислама, с которым был послан в мир наш Пророк Мухаммад, да благословит его Аллаh и приветствует. Приводимые нами хадисы подтверждают, что первым совершать те действия, о которых мы упоминали, стал сам Посланник, да благословит его Аллаh и приветствует. В это же самое время можно считать их совершение ознакомлением начинающего со знанием, заключенным в хадисах, и это позволит ему также ознакомиться с одной из важных основ благородного исламского шариата.
НАМЕРЕНИЕ:
Читатель понял, что мы отнесли намерение к числу основных условий, соблюдать которые необходимо для того, чтобы приступить к частичному или полному омовению и намазу, по сути же дела предварение соответствующим намерением любого из дел поклонения является важным, о чем свидетельствуют и слова Посланника, да благословит его Аллаh и приветствует:
“Поистине, дела связаны с намерениями, и, поистине, каждому дается то, что он внутренне намеревался обрести.” Важность намерения состоит в том, что дело, которое ты собираешься совершить, например, одно из дел поклонения, совершается тобой с целью соискания благодаря ему милости Аллаhа Преславного и Всевышнего. Таким образом, если ты вознамеришься совершить полное омовение с целью очищения от осквернения, то твое омовение будет соответствовать требованиям шариата и действительно избавит тебя от этого осквернения. Если же ты совершишь полное омовение, не имея подобного намерения, а просто пожелаешь смыть с себя грязь, то ты и останешься оскверненным, даже если и сделаешь все так, как мы это описывали ранее.
Намерение возникает в сердце, так как на самом деле оно представляет собой решение совершить то или иное действие, и поэтому нет никакой необходимости говорить при этом вслух что-нибудь, например: “Я намерен совершить частичное омовение”. Вполне достаточно будет присутствия твоего сердца и решимости совершить то определенное дело, к которому ты стремишься.
ДУАУ-ль-ИСТИФТАХ
Дуау-ль-истифтах произносится в начале каждого обязательного или совершаемого по примеру Сунны Пророка, да благословит его Аллаh и приветствует, намаза, после произнесения такбирату-ль-ихрам и перед началом чтения суры “Аль-Фатиха”. Существуют разные формы этой мольбы, из которых мы выбрали следующие:
“Субханака Аллаhумма, Раббана, ва ляка-ль-хамду,табаракя исмукя ва таъаля джаддука, ва ля иляhа гайракя”.
Преславен Ты, о Аллаh, Господь наш, хвала Тебе, благословенно имя Твое, и нет божества, кроме Тебя.
“ Вадджаhту ваджhия ли-ллязи фатара-с-самават валь-ард ва ма ана мин аль-мушрикин. Инна саляти ва нусуки махйаh ва мамати ли-Ллаh Рабби-ль-алямин, ля шарика ляhу, ва бизалика умирту, ва ана мин аль-муслимин”.
Я обратил свое лицо к Тому, кто сотворил небо и землю, будучи ханифом [истинно верующим в единого Аллаhа] и мусульманином, и я не отношусь к многобожникам. Поистине, моя молитва и мое благочестие, моя жизнь и моя смерть принадлежат Аллаhу, Господу миров, Которому нет подобного. Это мне было повелено, и я принадлежу к мусульманам.
ПРОИЗНЕСЕНИЕ СЛОВ “ПРИБЕГАЮ К АЛЛАhУ ОТ ШАЙТАНА, ПОБИВАЕМОГО КАМНЯМИ” И СЛОВ “ВО ИМЯ АЛЛАhА МИЛОСТИВОГО, МИЛОСЕРДНОГО”.
В соответствии с Сунной Пророка, да благословит его Аллаh и приветствует, слова “Аъузу би-Ллаhи мин аш-шайтани-раджим” (Прибегаю к Аллаhу от шайтана, побиваемого камнями) произнося во время каждого намаза перед чтением суры “Аль-Фатиха” при совершении первого раката. Этого достаточно и для всех остальных ракатов данного намаза, поэтому нет необходимости повторять их перед чтением при совершении других ракатов.
Что же касается слов “Бисми Ллаhи-Рахмани-р-Рахим” (Во имя Аллаhа, Милостивого, Милосердного), то они произносятся каждый раз, когда ты будешь читать суру “Аль-Фатиха” или то, что сможешь из Корана.
ЧТЕНИЕ ПРО СЕБЯ И ЧТЕНИЕ ВСЛУХ.
Все слова, которые ты говоришь, и все славословия, которые ты произносишь, должны произноситься про себя. Это не относится только к чтению суры “Аль-Фатиха” и некоторых аятов из Корана, произносимых тобой во время двух ракатов утреннего намаза, а также во время совершения двух первых ракатов вечернего и ночного намазов. Посланник Аллаhа, да благословит его Алларh и приветствует, всегда шевелил губами, читая про себя, но иногда произносил вслух один или два аята, а его сподвижники слушали его.
Что же касается намазов, совершаемых по примеру Сунны Пророка, да благословит его Аллаh и приветствует, и дополнительных молитв, то читать, совершая их, следует про себя, если дело происходит днем, а если ты совершаешь их ночью, то по своему желанию можешь делать это вслух.
ПРОИЗНЕСЕНИЕ СЛОВ “АЛЛАhУ АКБАР”.
при изменении молитвенных поз.
Молящийся должен произносить слова “Аллаhу Акбар” при каждом переходе от одной молитвенной позы к другой за исключением того случая, когда он выпрямляется после совершения поясного поклона со словами “Самиъа Ллаhу ли-ман хамида”.
Во время совершения группового намаза слова “Аллаhу Акбар”, произносимые имамом, служат сигналом для перехода остальных молящихся от одной молитвенной позы к другой. Имам произносит эти слова вслух, а молящийся повторяет их про себя, переходя к следующей позе, при этом делать это раньше имама недопустимо.
СОМНЕНИЕ
Если у мусульманина возникает опасение, что произошло нечто такое, что сделало его омовение недействительным, ему следует отвергнуть свои сомнения и продолжать молиться, не возобновляя омовение, если он уверен, что раньше уже совершил его, ибо сомнение не уничтожает достоверное знание.
НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬ
Во время намаза молящийся может забыть, сколько ракатов он совершил. В этом случае он должен взять за основу наименьшее количество ракатов, относительно которых он сомневается, и совершить остальные, завершив этот намаз. Так, например, если во время полуденного намаза он забудет, сколько ракатов он совершил - два или три, то пусть считает совершенными два и совершает еще два, а после этого пусть совершит еще два земных поклона перед таслимом во искупление своей невнимательности. Эти поклоны совершаются следующим образом: после совершения первого поклона следует приподняться и посидеть, потом совершить еще один поклон, снова посидеть, а потом произнести слова таслима.
МАЗА И ВАДА
Маза и вада были упомянуты нами в числе того, что делает омовение недей-ствительным. Маза представляет собой прозрачную липкую жидкость, которую человек (будь то мужчина или женщина) иногда обнаруживает на своей одежде, испытав прилив страсти. Вада представляет собой нечто подобное, но в большинстве случаев ее истечение происходит после мочеиспускания. Обнаружив следы того или другого, совершать полное омовение не следует, достаточно промыть следы, оставшиеся на теле или одежде пригоршней воды, а потом совершить частичное омовение в соответствии с тем, как мы это описали.
ВОЗМОЖНОСТЬ
По милости своей Аллаh Всевышний позволил мусульманам совершать намаз в том положении, которое они способны принимать. Так, если человек не в состоянии совершить его стоя, он может совершит его сидя или лежа, обозначая движениями головы поясные и земные поклоны.
Возможно, что многие люди окажутся не способными сидеть в позе “таваррук” после последнего раката, которую мы описали в пояснении 7. В таком случае можно принять положение описанное в приложении 6, и полностью прочитать последний ташаhуд и салят Ибрахима, как это было описано нами ранее.
РАЗЛИЧИЯ
Поистине, упомянутые нами детали и правила совершения частичного и полного омовения и намаза являются описанием всего лишь одного из многочисленных и притом правильных путей, берущих свое начала от Пророка Мухаммада, да благословит его Аллаh и приветствует. В процессе совершения намаза мусульманин обязательно ознакомится и с другими способами совершения его отдельных элементов, ибо он увидит, как делают это его братья или найдет описание этого в соответствующих книгах. Человек может придерживаться какого угодно способа, лишь бы он определенно восходил к Посланнику, да благословит его Аллаh и приветствует. Мусульманину следует стремиться к совершению правильных действий, а вышеупомянутые различия не должны становиться источником спора и разногласий, ибо эти различия ни в коей мере не свидетельствуют о расколе между мусульманами, но лишь служат доказательством широты и богатства этой религии, охватывающей собой всех людей, невзирая на различие их возможностей.
ПРИЗЫВ К НАМАЗУ, ОБЪЯВЛЕНИЕ О НАЧАЛЕ НАМАЗА И ГРУППОВОГО НАМАЗА.
Когда наступает время намаза, в мечетях громко произноситься азан (призыв к намазу), чтобы известить людей о наступлении времени и призвать их к совместному ее совершению. Вот как произносится азан:
Аллаhу Акбар, Аллаhу Акбар,
Аллаhу Акбар, Аллаhу Акбар, (Аллаh Превелик 4-раза).
Ашhаду алля иляhа илл-Ллаh,
Ашhаду алля иляhа илл-Ллаh, (Свиде-тельствую, что нет божества, кроме Аллаhа 2-раза).
Ашhаду анна Мухаммадан расулю- Ллаh,
Ашhаду анна Мухаммадан расулю-Ллаh, (Свидетельствую, что Мухаммад - Посланник Аллаhа 2-раза).
Хайя аля-с-салят, Хайя аля-с-са-лят, (Спешите к намазу 2-раза).
Хайя аля-ль-фалях, Хайя аля-ль-фалях, (Спе-шите к спасению 2-раза)..
Аллаhу Акбар, Аллаhу Акбар,
Ля иляhа илля-Ллаh.