Определим взаимное активное сопротивление обмоток статора и ротора
; (125)
.
Определим взаимное индуктивное сопротивление обмоток статора и ротора
; (126)
.
Вычислим относительное значение r*12 по формуле
; (127)
.
Вычислим относительное значение х*12
; (128)
.
Удовлетворяет интервалу [2 ¸ 4,5].
Определим значение коэффициента c1 Г-образной схемы замещения
; (129)
.
Определим активную составляющую тока синхронного холостого хода
; (130)
.
Определим расчетные значения коэффициентов по формулам:
; (131)
(132)
; (133)
;
Ом;
Ом.
Определим потери, не изменяющиеся при изменении скольжения, по следующей формуле
Номинальное скольжение
.
Результаты расчетов занесем в таблицу 1. По ее данным построим графики рабочих характеристик.
Уточним значение номинального скольжения по полученным характеристикам (рисунок 3): . Заполним последний столбец для номинального скольжения.
Номинальные данные спроектированного двигателя: кВт; В; А; ; .
Таблица 1 – Рабочие характеристики
|
|
Расчетные величины | Размерность | Скольжение | ||||||
0,0078 | 0,0156 | 0,0234 | 0,0312 | 0,039 | 0,0468 | 0,0385 | ||
Ом | 103,18 | 51,59 | 34,39 | 25,8 | 20,64 | 17,2 | 20,9 | |
R | Ом | 104,58 | 52,99 | 35,79 | 27,2 | 22,04 | 18,6 | 22,3 |
X | Ом | 4,07 | 4,07 | 4,07 | 4,07 | 4,07 | 4,07 | 4,07 |
Z | Ом | 104,66 | 53,15 | 36,02 | 27,5 | 22,41 | 19,04 | 22,67 |
A | 2,1 | 4,14 | 6,11 | 9,82 | 11,55 | 9,7 | ||
cos | 0,999 | 0,997 | 0,994 | 0,989 | 0,983 | 0,977 | 0,984 | |
sin | 0,039 | 0,077 | 0,113 | 0,148 | 0,182 | 0,214 | 0,18 | |
A | 2,41 | 4,44 | 6,38 | 8,22 | 9,96 | 11,60 | 9,86 | |
A | 4,08 | 4,32 | 4,69 | 5,18 | 5,79 | 6,47 | 5,75 | |
A | 4,74 | 6,19 | 7,92 | 9,72 | 11,52 | 13,28 | 11,41 | |
A | 2,16 | 4,26 | 6,29 | 8,23 | 10,1 | 11,88 | 9,98 | |
кВт | 0,092 | 0,156 | 0,256 | 0,385 | 0,541 | 0,720 | 0,53 | |
кВт | 0,011 | 0,041 | 0,090 | 0,154 | 0,233 | 0,322 | 0,227 | |
кВт | 0,008 | 0,015 | 0,021 | 0,027 | 0,033 | 0,038 | 0,0325 | |
Продолжение таблицы 1 | ||||||||
кВт | 0,311 | 0,412 | 0,567 | 0,766 | 1,007 | 1,28 | ||
кВт | 0,311 | 1,262 | 1,956 | 2,567 | 3,316 | 4,407 | ||
0,804 | 0,859 | 0,865 | 0,859 | 0,847 | 0,833 | 0,848 | ||
cos | 0,512 | 0,717 | 0,806 | 0,846 | 0,865 | 0,873 | 0,865 |
Рисунок 3 – Рабочие характеристики
2.9 Расчет пусковых характеристик
2.9.1 Расчёт токов с учётом влияния изменения параметров под влиянием эффекта вытеснения тока
Вычислим активное сопротивление обмотки ротора с учетом влияния эффекта вытеснения тока: nрасч. =115°С; r115=10-6/20,5 Ом×м; bС/bП=1; f1=50 Гц.
Определим высоту стержня в пазу
hс = hп2 – (h ш + h¢ш); (134)
hс = 19,5 – (0,75 + 0,3) = 18,45 мм.
Вычислим приведенную высоту стержня по формуле
(135)
По [2] для x =1,17 находим j = 0,15.
Определим глубину проникновения тока
; (136)
.
Определим площадь сечения, так как < hr < h1 + b1/2 ( < 16 > )
; (137)
;
; (138)
мм.
Вычислим значение коэффициента kr по формуле
; (139)
kr = .
Вычислим значение коэффициента KR по формуле
; (140)
;
где r’c = rc = 55 × 10-6 Ом.
Определим приведенное сопротивление обмотки ротора с учетом влияния эффекта вытеснения тока
|
|
r¢2ξ = KR × r¢2; (141)
r¢2ξ = 1,07 × 0,76 = 0,813 Ом.
Определим индуктивное сопротивление обмотки ротора с учетом влияния эффекта вытеснения тока для x = 1,17 находим j¢= kД = 0,94.
Определим изменение индуктивного сопротивления фазы обмотки ротора от действия эффекта вытеснения тока
; (142)
,
где lП2x - коэффициент магнитной проводимости пазового рассеяния с учетом эффекта вытеснения тока
lп2x = lп2 - Dlп2x , (143)
lп2x = 2,82 – 0,06 = 2,76;
где
; (144)
;
где l’П2 – коэффициент магнитной проводимости участка паза, занятого проводником с обмоткой
; (145)
.
Определим приведенное индуктивное сопротивление ротора с учетом вытеснения тока по формуле
x¢2ξ = Кx × x¢2; (146)
x¢2ξ = 0,99 ∙ 2,35 = 2,33 Ом.
Определим пусковые параметры по следующим формулам:
X12П = km × x12; (147)
x12П = 1,6 × 53,46 = 85,54 Ом;
с1П = 1 + x1 /x12П ; (148)
с1П = 1 + 1,54/85,54 = 1,018 Ом.
Рассчитаем токи с учетом влияния эффекта вытеснения тока (для S=1)
RП = r1 + c1 П × r¢2 ξ / S; (149)
RП = 1,36 + 1,018× 0,813 = 2,188 Ом;
XП = x1 + c1П × x¢2ξ ; (150)
XП = 1,54 + 1,018 × 2,33 = 3,91 Ом.
Вычислим приведенный ток ротора по формуле
; (151)
.
Вычислим ток статора по формуле
; (152)
.
Вычислим относительное значение I*1
; (153)
.
Подробный расчет приведен для , для других значений скольжений расчет аналогичный.
Результаты расчета пусковых характеристик асинхронного двигателя с учетом влияния эффекта вытеснения тока занесем в таблицу 2.
Таблица 2 – Расчет токов в пусковом режиме асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором с учетом влияния эффекта вытеснения тока
Расчетные величины | Размерность | Скольжение | Sкр | ||||
0,8 | 0,5 | 0,2 | 0,1 | 0,243 | |||
1,17 | 1,05 | 0,83 | 0,52 | 0,37 | 0,58 | ||
0,15 | 0,1 | 0,42 | 0,065 | 0,017 | 0,099 | ||
мм | 16,8 | 17,3 | 18,1 | 16,8 | |||
1,1 | 1,04 | 1,35 | 1,01 | 0,97 | 1,04 | ||
1,07 | 1,03 | 1,24 | 1,007 | 0,98 | 1,03 | ||
Ом | 0,813 | 0,783 | 0,942 | 0,765 | 0,745 | 0,783 | |
0,94 | 0,95 | 0,97 | 0,98 | 0,99 | 0,98 | ||
2,76 | 2,83 | 2,85 | 2,86 | 2,87 | 2,86 | ||
0,99 | 1,007 | 1,01 | 1,012 | 1,014 | 1,012 | ||
2,33 | 2,366 | 2,374 | 2,378 | 2,383 | 2,378 | ||
Ом | 2,1888 | 2,356 | 3,2778 | 5,254 | 8,944 | 4,64 | |
Ом | 3,91 | 3,95 | 3,96 | 3,96 | 3,97 | 3,96 | |
А | 49,08 | 47,83 | 42,8 | 33,44 | 22,48 | 36,06 | |
А | 50,43 | 49,17 | 44,02 | 34,43 | 23,22 | 35,47 |
2.9.2 Расчет пусковых характеристик с учетом влияния вытеснения тока
и насыщения от полей рассеения
При полузакрытых пазах статора и полузакрытых пазах ротора примем . Расчет проводим для точек характеристик, соответствующих S=1; 0,8; 0,5; 0,2;0,1, при этом используем значения токов и сопротивлений для тех же скольжений с учетом влияния вытеснения тока.
Определим индуктивное сопротивление обмоток.
Вычислим среднюю МДС обмотки, отнесенную к одному пазу обмотки статора по формуле
; (154)
.
Определим фиктивную индукцию потока рассеяния в воздушном зазоре
; (155)
,
где CN - коэффициент, рассчитаем по формуле
; (156)
.
По [2] для находим
Вычислим коэффициент магнитной проводимости пазового рассеяния обмотки статора с учетом влияния насыщения по формуле
; (157)
,
где Dlп1нас - уменьшение коэффициента магнитной проводимости:
; (158)
,
где СЭ1– коэффициент, который рассчитаем по формуле
(159)
.
Так как
; (160)
Значит
.
Вычислим коэффициент магнитной проводимости дифференциального рассеяния обмотки статора с учетом влияния насыщения по формуле
; (161)
.
Определим индуктивное сопротивление фазы обмотки статора с учетом влияния насыщения от полей рассеяния по формуле
; (162)
.
Коэффициент магнитной проводимости пазового рассеяния обмотки ротора с учетом влияния насыщения и вытеснение тока:
; (163)
,
где Dlп2нас – изменение магнитной проводимости пазового рассеяния
; (164)
;
; (165)
.
Определим коэффициент магнитной проводимости дифференциального рассеяния ротора с учетом влияния насыщения
; (166)
.
Вычислим приведенное индуктивное сопротивление фазы обмотки ротора с учетом влияния эффекта вытеснения тока и насыщения по формуле
|
|
; (167)
.
Вычислим коэффициент Г-образной схемы замещения по следующей формуле
; (168)
.
Определим сопротивления
; (169)
;
; (170)
.
Вычислим приведенный ток обмотки ротора
; (171)
.
Вычислим ток в обмотке статора
; (172)
.
Определим кратность пускового тока с учетом влияния эффекта вытеснения тока и насыщения
; (173)
.
Определим кратность пускового момента с учетом влияния эффекта вытеснения тока и насыщения
; (174)
.
Вычислим полученный в расчете коэффициент насыщения
; (175)
.
Вычислим отличие от принятого
.
Для расчета других точек характеристики задаемся уменьшенным в зависимости от тока .
Определим критическое скольжение по формуле
; (176)
.
Результаты расчета занесем в таблицу 3, графики изображены на рисунке 4.
Рисунок 4 – Пусковые характеристики
Таблица 3 – Пусковые характеристики с учётом эффекта вытеснения тока и насыщения от полей рассеяния
Расчетные значения | Размерность | Скольжение | Sкр | ||||
0,8 | 0,5 | 0,2 | 0,1 | 0,243 | |||
1,25 | 1,15 | 0,85 | 0,8 | 0,88 | |||
Продолжение таблицы 3 | |||||||
А | 1281,68 | 1149,68 | 895,01 | 595,03 | 377,69 | 634,63 | |
Тл | 2,47 | 2,21 | 1,72 | 1,14 | 0,73 | 1,22 | |
0,8 | 0,86 | 0,94 | 0,96 | 0,99 | 0,95 | ||
мм | 1,62 | 1,134 | 0,486 | 0,324 | 0,081 | 0,405 | |
0,982 | 1,006 | 1,045 | 1,056 | 1,074 | 1,05 | ||
1,864 | 2,004 | 2,19 | 2,24 | 2,31 | 2,214 | ||
Ом | 1,03 | 1,399 | 1,478 | 1,5 | 1,531 | 1,489 | |
1,012 | 1,016 | 1,017 | 1,018 | 1,018 | 1,017 | ||
мм | 2,66 | 1,186 | 0,798 | 0,532 | 0,133 | 0,665 | |
2,415 | 2,553 | 2,676 | 2,729 | 2,829 | 2,706 | ||
2,2 | 2,365 | 2,585 | 2,64 | 2,723 | 2,163 | ||
Ом | 1,99 | 2,1 | 2,23 | 2,27 | 2,34 | 2,08 | |
Ом | 2,182 | 2,354 | 3,276 | 5,254 | 8,944 | 4,637 | |
Ом | 3,39 | 3,803 | 3,829 | 3,921 | 3,957 | 3,907 | |
А | 54,59 | 49,19 | 42,67 | 33,56 | 22,49 | 36,28 | |
А | 56,1 | 50,59 | 43,9 | 34,54 | 23,23 | 37,35 | |
1,11 | 1,03 | 0,9 | 0,94 | ||||
4,92 | 4,43 | 3,85 | 3,03 | 2,04 | 3,27 | ||
1,23 | 1,24 | 1,745 | 2,322 | 2,044 | 2,286 |