Экопресса: взгляд с позиции типологии

Сегодня существенно изменилась проблематика выступлений. При написании публикации всё чаще стали привлекаться авторы-специалисты из разных областей. Во-первых, это плюс в сторону профессионализма; во-вторых, это нужно для объективности информации; а в-третьих, использование различных точек зрения помогает шире взглянуть на ту или иную проблему. В совокупности, это даёт возможность лучше оценить происходящее событие. Конечно, необходимо сказать, что освещение какой-либо темы зависит от уровня подготовки той или иной редакции. В течение нескольких десятков лет на страницах газет и журналов звучит тема экологического неблагополучия в нашей стране. Она стала одной из ведущих тем: большинство публикаций рассказывают об экологической безграмотности.

Характер изложения – один из основных параметров экологической печати. В основном это популярные, публицистические, практические, теоретические, реже иллюстрированные и совсем редко художественные издания. Происходит тематическая и качественная переориентация выступлений в средствах массовой информации: очень много материалов, посвящённых глобальной экологической ситуации.

Немаловажно и то, что некоторые журналисты нарушают этические нормы, занимаясь, например, скрытой рекламой. Журналист, выступающий автором «заказной статьи» далеко не всегда предоставляет читателям факты. В связи с этим, люди запутываются и становятся скептиками в отношении экологических реалий.

Ещё одна особенность экопрессы: важность проблемы и освещённость её печатью не всегда совпадают. Поэтому в прессе преобладают злободневные темы, проблемы, основанные на статистике. Гораздо меньше внимания уделяется вопросам, связанным с отдалённым ответом, который предполагает прогноз. Поэтому человеку приходится самостоятельно принимать решения, несмотря на то, что это сделать не просто, тем более под влиянием негативной информации. Экологической журналистике до сих пор присуща минорная тональность выступлений. Конечно, каждым человеком та или иная информация воспринимается по-разному. Но сейчас, в экологической журналистике очень ярко проявляется пессимизм в оценке перспектив. Объясняется, что тем, что люди просто устали слушать обещания от властных структур. Аудитория требует от газетных и журнальных публикаций в первую очередь: ясности и оперативности, аналитичности и информационной насыщенности. Немаловажным считаются: достоверность фактов, их осмысление, понимание и образность изложения.

Сам предмет «экология» требует определённых профессиональных знаний, навыков и умений. Поэтому уровень журналистского мастерства – ещё одна важная особенность. Необходимо, чтобы журналисты-экологи умели организовать своё дело. Ведь подготовка и написание материала – трудоёмкий процесс и ответственный момент на начальном этапе. Именно текст, опубликованный в газете или журнале, является целью профессиональной деятельности. «Сочетать в статье сложность научного текста, перегруженного терминами, и доступность массовой публикации, ограничивающей число фактов и формул, всегда сложно. И только профессионально подготовленный журналист может справиться с этой задачей» 15. В основном, журналисты ориентируются на массовую аудиторию, и очень важно, чтобы каждый человек понял суть проблемы. Аудитория должна проникнуться идеями и понять, во имя чего борется журналист, описывая ту или иную проблему.

Многие материалы часто перегружены цифрами и формулами; эмоции преобладают над фактами – это свидетельствует о непрофессионализме журналиста, в его неумении работать над материалом и преподносить его аудитории. Аргументированные тексты встречаются реже, да и то в основном в период острых экологических ситуаций. Погружаясь в тему всё глубже и глубже журналисты начинают писать аналитические статьи – а это, залог хорошей, качественной работы.

Большинство журналистов, как я уже упоминала, выбирают тему исходя из новизны и остроты проблемы. Описывая проблему, журналист очень часто смешивает информацию с её интерпретацией, тем самым, искажая суть проблемы. Иногда в своих материалах автор использует вольные комментарии агрессивного характера в отношении происходящего события. Это является недопустимым в экологической тематике. Журналист обязан уметь собирать факты, в основе которого лежит истинное событие. В теории журналистики факт – это «информация о событии, полученная человеком в связи с его потребностями применительно к конкретной коммуникативной ситуации» 16. В зависимости от целей сообщения журналист использует различные способы подачи, раскрытия, изображения и истолкования факта, который лежит в основе экологии. Поэтому, мастерство журналиста, прежде всего в том, насколько он умеет убеждать фактами, правдой. Чаще всего, журналист начинает писать, как я упоминала, в период стрессовых ситуаций: кризис, катастрофа. И именно в этот момент людям необходимо знать правду. Для журналистов важно чтобы их услышали и поддержали. Тематические полосы, специальные выпуски созданы для того, чтобы помочь читателю увидеть целые явления по поводу волнующей проблемы. «Проблема человеческого выживания на земле столь же важна, как и панды, белого медведя или леопарда. Об этом стоит задуматься, так как бумеранг запущен, и надо думать, как остановить его полёт» 17.

Конфликт является основополагающим в освещении тем с экологической тематикой. Сила и динамика многих журналистских произведений придаёт конфликту особую остроту. «Он является отражением противоречия конкурирующих сторон, отстраивающих ту или иную позицию относительно судьбы того или иного природного объекта» 18. Особенно конфликт хорошо виден в аналитических материалах, где противостояние сторон усиливается. При этом задача журналиста - сделать читателя соучастником конфликта, борьбы, за спасение того или иного природоохранного объекта. Поэтому любой текст подчинён одной цели – сохранить природные объекты, или хотя бы не допустить их разрушения, уничтожения. Сам журналист, конечно, сделать это не в состоянии, но журналистика «четвёртая власть», а значит, возможность повлиять на общество, государство, властные структуры в её силах.

Существует несколько требований для журналистов, пишущих на экологические темы. При этом в каждой своей публикации они должны:

1. Учитывать особенности читательской аудитории;

2. Соответствовать существующему образу и стилю (образность изложения важнее, чем детализация). Следует использовать стиль и доминирующую лексику, характерные для данной читательской группы;

3. Утверждать старые и раскрывать новые грани экологической проблемы;

4. Обосновывать факты ожидаемой вербальной позитивной мотивацией;

5. Иметь ключевые фразы, которые предполагают психологический механизм воздействия на аудиторию;

6. Содержать логику продвижения идеи, обеспечивающую увеличение числа сподвижников (см 19).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: