История возникновения экологической печати

Надо сказать, что состоянием окружающей среды печать была озабочена всегда, выражая тем самым точку зрения читателей-современников. До 1981 года в СССР не было не одного специального экологического издания. Эта проблема рассматривалась в некоторых общественно-политических и специализированных журналах, такими были «Наука и жизнь», «Юный натуралист», «Техника-молодёжи» и другие. Публикации на экологические темы появлялись как в центральной, так и в местной прессе. Одним из первых направлений в журналистике была тема заповедных территорий, назначение которых – сохранение природных ландшафтов, а также присущей им флоры и фауны в первозданном виде. Эта тема в печати стала предшественником сегодняшней экологической тематики. Также широко рассматривалась тема приумножения растительного мира. Печать пыталась показать ту или иную природоохранную проблему во всём ее многообразии, но не всегда побеждал здравый смысл.

Для улучшения положения окружающей среды страны необходимы были целенаправленные действия. Система экологической информации поставила во главу угла потребности человека в здоровой среде обитания. Людская боль, копившаяся десятилетиями, выплеснулась на страницы газет. В сознании человека произошли важные перемены, началось осознание того, что он сам влияет на изменение экологической обстановки в стране. Это один из существенных факторов, который обеспечил появление экологической печати. Не менее важный фактор, способствующий формированию экопрессы, - это всеобщность экологических проблем. Территория России огромна, и человечество не сразу задумывается о том, что природа требует бережного к ней отношения.

В 1981 году, в июне, вышел в свет единственный в стране экологический журнал под названием «Природа и человек». Этот журнал существует по сегодняшний день, правда уже под названием «Свет» с подзаголовком «Природа и человек». Изначально в журнале уделялось много внимания проблемам духовного в человеке и окружающей среде. Сейчас журнал немного отошёл от этой тематики и стал отвечать прежнему своему названию, рассказывая о природе и о том, как человек на неё воздействует. В этот же год, 1981, вышел международный детский экологический журнал «Фонарик». Необходимо сказать, что в это время журналы и газеты изображали экологическую обстановку в стране преимущественно в светлых тонах. Цензура, которая существовала, скрывала весь негатив. Ситуация стала меняться только после перестройки, когда Верховный Совет СССР принял Закон о СМИ, который обеспечилсвободу слова. В апреле 1990 года вышла первая еженедельная российская экологическая газета «Зелёный мир» с подзаголовком «Проблемы и программы». Сегодня эта газета стала ведущим российским экологическим изданием, задача которого состоит в разрешении крупных экологических проблем. В ноябре этого же года также вышла в свет «Экологическая газета», но, к сожалению, она недолго просуществовала. А в феврале 1991 году появилась Всесоюзная экологическая газета «Спасение», которая распространялась во всех государствах СНГ и бывшего Союза. Данная газета обращалась к духовному миру человека. На данный момент существует издание под названием «Экология и жизнь». Респектабельным изданием является журнал «Вокруг света».

Время, связанное с перестройкой в России, определило динамику становления экологической, «зелёной» журналистики. Определим понятие «экологическая или зелёная пресса», которое было сформировано в этот период. «Это газеты, журналы, бюллетени, дайджесты и другие периодические издания, специализирующиеся на освещении различных аспектов и проблем экологии и охраны окружающей среды. Цель их не только информировать население о существующих экологических проблемах, но и способствовать повышению соответствующей грамотности и культуры населения, реализуя тем самым идею непрерывного экологического образования» 5.

На период становления экологической журналистики выпало трудное время. Работать в условиях запрета и давления со стороны власти было крайне тяжело.

В такой период истории экологической журналистики произошло ещё одно интересное событие, о котором следует упомянуть. Это появление бюллетеня российского отделения международной неправительственной некоммерческой организации ««Гринпис» в России». «Этому изданию были присущи такие характерные черты, как информационная насыщенность, наглядность, бескомпромиссность, направленность на медленное практическое действие» 6. На сегодняшний день бюллетеня в том виде, в котором его задумали авторы, уже не существует. Вся печатная продукция «Гринпис» сводится к листовкам, посвящённым различным актуальным экологическим темам.

Помимо газет и журналов существуют информационные агентства, которые занимаются экологической проблематикой. Это такие как РАСИ (Российское агентство социально-экономической информации) и Пресс-синдикат «Глобус».

Параллельно с экологическими изданиями существуют и такие, которые направлены на удовлетворение читательских интересов, но экологические проблемы в них тоже рассматриваются. Это, например, издания для любителей животных: «Кот и пёс», «Зов», «Ника». Или издания садоводов и огородников: «Дачники», «Шесть соток».

В начале 90-х, помимо московских экологических изданий, во многих республиках бывшего Союза были выпущены такие «зелёные» издания: «Набат» (Минск), «Элпа» (Рига), «Аве натура» (Кишинёв), «Саряд» (Баку), «Экокурьер» (Алма-Ата) и многие другие. Данные издания, несмотря на региональность распространялись по всей стране. Также в России возникли такие региональные экологические газеты, как «Эко-Вестник» (Киров), «Луч» (Пермь), «Бумеранг» (Воронеж), екатеринбургское издание «Ключ земли» и многие другие.

Сегодня в список экологических изданий входит более 150 наименований. Многие российские экологические периодические издания представляют собой разнообразные приложения. Например, краснодарский «Экологический бюллетень», является приложением к газете «Вольная Кубань». Появление экопрессы привело к началу формирования экологического менталитета не только в крупных городах, но и во всех регионах России. В это время складывается представление, что «у российских журналистов-экологов во многом ещё отсутствует ощущение необходимости творческого поиска, профессиональной фантазии, желание привлекать аудиторию. Однотипность названий изданий разных регионов и однотипность публикаций этих изданий - характерная черта российской экологической журналистики» 7. Практически в каждом названии встречается слово экология, например, «Экологический вестник», «Вестник экологии», «Эко-вестник», «Экологический дневник», «Экология и жизнь», «Экологическая газета» и многие другие. Однообразность видна не только в названиях, но и в рубриках, например, «Человек и природа» или «Природа и человек», или «Природа и мы» или «Экология и мы», или «Мы и экология», и так можно долго перечислять.

Сегодня экологическая тема в прессе переживает не лучшие времена. Во-первых: для людей важно решение сегодняшних проблем, а во-вторых: люди устали от негативной информации и ищут хорошие позитивные новости. Мнения о том, что негативная и сенсационная информация очень сильно воздействует на человека, сохранилось, так как данного рода публикации побуждают его к действиям. Поэтому журналистика больше ориентирована на плохие новости, хотя и старается искать нечто положительное. По мнению Сизовой Л.В. ещё одна причина нынешнего неблагополучия экологической журналистики заключается не столько в утрате журналистского мастерства, сколько в забвении его. Многим это кажется ненужным в процессе становления новой российской журналистики по западным образцам. Однако многие западные журналисты придают фактору мастерства большое значение. «Журналист-эколог должен обладать знаниями учёного и навыками репортёра, быть наблюдательным, настойчивым, хорошо организованным, способным в любую минуту отказаться от своего концептуального эгоизма, обладать умением не поднимать проблему до недосягаемых высот, а пытаться через человека выйти на проблему» 8.

В наше время журналисты должны владеть не только традиционными методами, известными, как наблюдения, интервью, работа с документами, но и относительно новыми и эффективными методами, такими как организация полемики и дискуссии, а также журналистское расследование и мониторинг.

Кстати, необходимо упомянуть ещё один интересный факт, что в конце 70-х – середине 80-х гг. во многих региональных изданиях появилась новая наджанровая форма, представляющая собой экологическую тематическую полосу. Тематические страницы были любимы читателями. Эффективность создания в прессе таких страниц доказана: «Периодичность выпуска, постоянное место в газете, использование всех направлений экологической журналистики (политико-правового, биоэкономического, познавательного и нравственно-эстетического), чёткое композиционное построение, различные рубрики, разнообразие жанрового решения материалов – свидетельствуют о том, что экологические страницы как одна из наджанровых форм организации газетного материала по экологическим проблемам является эффективной формой, найденной журналистской практикой» 9. Сегодня подобные экологические тематические страницы почти исчезли, это ощущают как читатели, так и журналисты. Связано всё с тем, что экологические рубрики появляются довольно редко и публикации не всегда интересны и профессиональны.

Экологическая пресса прошла огромный этап в своей деятельности, сохранив при этом свою независимость от властных структур.

Подводя итоги обзора экологической прессы, мы можем выделить основные факторы, которые способствовали появлению экологической печати:

«1. человек как ведущая геологическая сила;

2. глобальность экологических проблем;

3. аварии, катастрофы как символ века;

4. открытость информации;

5. появление общественных организаций, движений и проектов» 10.

Важно в данной ситуации то, что как бы много не было экологических изданий, и на какие бы темы они не писали, их редко встретишь в киосках Союзпечати. Они выходят небольшими тиражами, и спрос читателей на них невелик. Однако, в силу опасной экологической ситуации в стране, тема охраны природы остаётся одной из активно обсуждаемых как в обществе, так и в СМИ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: