III. Оцени свой класс в баллах по десятибалльной системе

Анкета диагностики направленности личности

и уровня мотивации

-- Найди и поставь любой знак напротив своего любимого школьного предмета: (перечень предметов)

-- Чем тебя привлекает этот предмет?

а) интересно; б) легко; в) добрый, хороший учитель;

-- Найди и поставь любой знак напротив своего самого нелюбимого школьного предмета: (перечень предметов)

-- Чем он тебе не нравится?

а) неинтересно;

б) слишком трудно;

в) плохой, злой учитель;

-- Какой урок ты бы исключил из расписания? (перечень предметов)

-- Какой урок ты бы включил в расписание дополнительно? (перечень предметов)

-- Какой из предложенных ниже предметов самый интересный для тебя? (перечень предметов)

-- Если вдруг представится возможность не делать домашнее задание по одному из школьных предметов, по какому, из ниже перечисленных, ты обязательно сделаешь задание? (перечень предметов)

-- Если вдруг представится возможность не делать домашнее задание по одному из школьных предметов, по какому, из ниже перечисленных, ты не сделаешь задание? (перечень предметов)

-- Считаешь ли ты, что учёба необходима человеку для жизни, и нужно учиться как можно лучше?

а) да; б) не обязательно; б) нет.

-- Считаешь ли ты, что можно обойтись и без учёбы?

а) да; б) нет.

-- Чем для тебя является время, проводимое в школе?

а) пустое времяпрепровождение;

б) время общения с друзьями;

в) возможность побегать, поиграть, пошутить;

г) время получения знаний, приобретения умений и навыков;

д) возможность развивать свои способности и как-то проявить себя.

Методика диагностики Я- концепции

(Модифицированная методика "20-я")

Инструкция: Отметь, кто ты? Поставь любой знак на строчке напротив тех трёх определений себя, которые наиболее соответствуют действительности:

1. Молодец ____ 10. неудачник ____

2. личность ____ 11. отличник ____

3. ученик ______ 12. посторонний ____

4. ребёнок _____ 13. двоечник ___

5. взрослый ____ 14. хороший друг ___

6. сын ____ 15. самый лучший ___

7. дочь____ 16. самый плохой ___

8. мальчик ___ 17. самый шумный ___

9. девочка ___ 18. средний во всём___

Социометрия

В программу вводятся только результаты: отвергают все - 1; отвергают две трети класса - 2; отвергает треть класса - 3; класс индифферентен к ребёнку - 4; принимает треть класса - 5; принимают две трети класса - 6; принимают все - 7.

Методика изучения самооценки Дембо-Рубинштейн

В программу вводятся значения самооценки ребёнка, оценки учителя и разности этих значений по параметрам:

Активный

Работоспособный

Хороший друг

Добросовестный

Знания

Умения

Добрый

Хороший ученик

Скорость действий

Оригинальность

Вводится балльное значение этого параметра (от 0 до 10)

Интеллектуальная методика

В основу интеллектуальной методики положена широко распространённая методика исследования словесно-логического мышления младших школьников Э.Ф. Замбацявичене. [2] К интеллектуальному блоку добавлена методика, нами называемая "Игрой". Игра включает в себя 2 части: разгадывание ребусов и нахождение слов в сплошном массиве букв. Игра проводится фронтально. На больших плакатах детям последовательно предъявляются ребусы и массив слов. Они должны выполнять задания молча, про себя и поднимать руку для ответа. Выкрикивать с места нельзя. Новое задание предъявляется детям только после того, как все опустят руки. Тот, кто первый поднимет руку и правильно ответит (даст отгадку ребуса или назовёт слово) получает балл, который сам же заносит в тетрадь. Никакие иные ответы не засчитываются. Таким образом, диагностируется не только уровень развития мышления, но и скорость реакции и умение представлять своё мнение в социально приемлемых рамках.

Кроме этого, в интеллектуальный блок программы вводятся данные по интеллектуальной лабильности, диагностике внимания (объём, точность, продуктивность), памяти.

Мотивационная методика

Мотивационная методика диагностического комплекса предполагает изучение познавательных предпочтений детей, отражающихся в отношениях к школьным предметам. Данные в этот блок заносятся по результатам диагностики посредством анкеты диагностики направленности личности и уровня мотивации, представленной выше. Подсчитывается, сколько раз отметил ребёнок те или иные школьные предметы и в каком отношении (положительном или отрицательном). Максимально предмет может быть оценён в +3/-3 балла по предпочтениям/отвержениям ребёнка.

Предметная методика

Предметная методика диагностического комплекса строится по идее организации оценочных бесед как основы технологии оценивания в личностно-ориентированном обучении. Эти идея и технология описаны в соответствующей статье настоящего сборника. В основу этой методики полагаются факторы (параметры) карты личностного развития, но не в сгруппированном виде в количестве 10, а отдельно. Таким образом, факторов получается 18: Активность, работоспособность, старательность, добросовестность, теоретические знания, практические умения и навыки, скорость действий, общительность, сотрудничество, вежливость, взаимопомощь, поведение, ответственность, самостоятельность, инициативность, аккуратность, точность, красота.

По этим факторам происходит оценивание и самооценивание детей попредметно. Данные оценки и самооценки можно посмотреть в графическом цветовом виде и в виде диаграммы. Программистами была реализована возможность графического представления отношения оценочных факторов и сфер личности по нами определённым ключам (весовым коэффициентам).

По каждой методике и диагностическому комплексу в целом программа позволяет обрабатывать введённые данные и представлять результаты обработки в форме различных диаграмм, таблиц, дающих возможность получать богатую информацию о ходе личностного развития детей.

Важным принципом этой программной системы является то, что в формы ввода программы ответы детей вносятся психологом (учителем).

Каждый ответ ребёнка по любому вопросу всех методик имеет конкретное отношение к 7 сферам личности. Степень соответствия разных ответов детей на вопросы со сферами личности определяется по разработанным нами ключам.

Программой предусмотрено представление процесса развития личности, поскольку заложены возможности мониторинга. Мониторингу подвергается не только собственно личностное развитие детей, но и их перемещение внутри школы, поступление/выбытие в неё/из неё.

В настоящее время программная система существует в сильно ограниченном количестве. Требуется её многолетняя апробация. По нашим данным и по оценкам специалистов города Ярославля программная система по идее, содержанию и представлению не имеет аналогов в России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: