Субсидии

Таблица 1. Основные принципы ВТО

Принцип Значение принципа
принцип наибольшего благоприятствования предоставление иностранным поставщикам товаров и услуг таких же условий на внутреннем рынке государства-участника, какие предоставляются им из третьих государств-участников. То есть речь идет о недискриминации между товарами (работами, услугами) из различных стран-участниц
принцип национального режима странам-участницам не следует применять менее благоприятный режим в отношении иностранных товаров и услуг, чем тот, который применяется в отношении отечественных аналогичных товаров и услуг;
принцип транспарентности для обеспечения доведения до сведения иностранных поставщиков товаров (работ, услуг) всей информации, касающейся торговли соответствующими товарами (работами, услугами) в данной стране, страны обязаны публиковать документы, содержащие нормы права, которые регулируют такие правоотношения. Кроме того, каждая страна обязуется создать информационный центр, где другие страны – члены ВТО могут получить информацию о законах и постановлениях, действующих в соответствующих секторах экономики.

Таблица 2. Изменения российского законодательства в связи со вступлением России в ВТО:

Изменения в части регулирования фармацевтического рынка
Федеральный закон от 11 октября 2010 г. N 271-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств"   С 22 августа 2012 г. вступила в силу часть 6 статьи 18 Федерального закона от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", в соответствии с которой запрещается в течение 6 лет с даты госрегистрации препарата получать, разглашать, использовать в коммерческих целях, в том числе для госрегистрации иных лекарств, данные о результатах его доклинических и клинических исследований без согласия правообладателя такой информации. Также не допускается обращение в России лекарств, зарегистрированных с нарушением указанной нормы.
Изменения в сфере интеллектуальной собственности
Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2011 г. N 781 "О внесении изменений в Положение о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, с государственной регистрацией товарного знака и знака обслуживания, с государственной регистрацией и предоставлением исключительного права на наименование места происхождения товара, а также с государственной регистрацией перехода исключительных прав к другим лицам и договоров о распоряжении этими правами"   С 22 августа 2012 г. увеличены пошлины, связанные с патентованием и госрегистрацией в сфере интеллектуальной собственности. Исключены понятия "резидент", "нерезидент" и дифференциация в отношении них размеров пошлин. Так, напр., установлена единая пошлина за регистрацию изобретения, полезной модели, промышленного образца и выдачу патентов на них - 3 250 руб. (ранее резиденты вносили 2 400 руб., а нерезиденты - 10 800 руб.). На 15% уменьшена пошлина за регистрацию заявки на патент, если она подается в электронном виде. Это касается и пошлин за регистрацию заявки на товарный знак, на знак обслуживания, на наименование места происхождения товара. На 50% уменьшены некоторые пошлины, связанные с патентованием изобретений и промышленных образцов, для субъектов малого предпринимательства.
Федеральный конституционный закон от 6 декабря 2011 г. N 4-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" и Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации" в связи с созданием в системе арбитражных судов Суда по интеллектуальным правам"   Создается специальный суд по интеллектуальным правам, который будет рассматривать споры в области правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности. Это дела об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере охраны результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации. К ним также относятся споры о предоставлении или прекращении такой охраны (исключение - объекты авторских и смежных прав, топологии интегральных микросхем). При этом сторонами дела могут быть любые организации, ИП или граждане.
Изменения в сфере таможенного регулирования
Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. N 54 "Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза"   Принята новая редакция Единого таможенного тарифа Таможенного союза, которая сформирована с учетом обязательств Российской Федерации по присоединению к ВТО и которая вступила в силу 23 августа 2012 г.
Постановление Правительства РФ от 20 июля 2011 г. N 595 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2004 г. N 863"   С 22 августа 2012 г. снижен сбор за оформление товаров, таможенная стоимость которых составляет 10 млн руб. 1 коп. и более, теперь он составляет 30 тыс. руб. (ранее было 50 тыс. руб. при таможенной стоимости товара от 10 млн руб. до 30 млн руб. и 100 тыс руб. - при более высокой стоимости).
Постановление Правительства РФ от 21 июля 2012 г. N 756 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ"   С 22 августа 2012 г. утверждены новые ставки экспортных таможенных пошлин на товары, вывозимые из России за пределы ТС. Они приведены в соответствие с обязательствами нашей страны после ее присоединения к ВТО.
Решение Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 835 "Об эквивалентности санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер и о проведении оценки риска"   Стороны должны признавать санитарные, ветеринарные и фитосанитарные меры других государств как эквивалентные, даже если они отличаются от тех, которые приняты ТС и (или) его странами. Условие - государство-экспортер должно объективно доказать, что его меры позволяют достичь надлежащего уровня санитарной, ветеринарной или фитосанитарной защиты. Также нужно, чтобы указанный экспортер обеспечил доступ для проведения проверок и испытаний.
Решение Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 834 "О Положении о едином порядке проведения совместных проверок объектов и отбора проб товаров (продукции), подлежащих ветеринарному контролю (надзору)"   Вводится аудит зарубежной официальной системы надзора. В его рамках определяется ее способность обеспечивать уровень безопасности подконтрольных товаров как минимум эквивалентный тому, что установлен требованиями ТС. Если аудит завершен успешно, предприятия включаются в Реестр предприятий третьих стран в соответствии с перечнем, предоставляемым компетентным органом такого государства. В остальных случаях предприятие вносится в Реестр по результатам совместной проверки или под гарантии указанного компетентного органа. Регламентирован порядок проведения аудита. Он предусматривает документарный анализ. Возможны инспекции для верификации надлежащего применения соответствующего законодательства третьей страны. Они включают посещение предприятий. Возможен повторный аудит после устранения выявленных недостатков.
Решение Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 830 "О внесении изменений в Единые ветеринарные (ветеринарно-санитарные) требования, предъявляемые к товарам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору)"   Определены меры регулирования ввоза подконтрольных товаров, применяемые с момента присоединения первой из стран ТС к ВТО. Так, на большинство товаров потребуются ветеринарный сертификат и разрешение на ввоз.
Решение Комиссии Таможенного союза от 23 сентября 2011 г. N 812 "Об опубликовании проектов решений Комиссии Таможенного союза"   Установлено, что проекты обязательных решений Комиссии ТС, затрагивающих торговлю товарами, доводятся до сведения хозяйствующих субъектов и уполномоченных органов путем их размещения на ее официальном сайте.
Решение Комиссии Таможенного союза от 23 сентября 2011 г. N 810 "Об изъятии в применении ветеринарных мер в отношении товаров, включенных в Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору)"   Установлено, что уполномоченные органы России не осуществляют ветконтроль в отношении некоторых товаров, включенных в Единый перечень товаров, подлежащих ветконтролю (надзору), ввозимых в нашу страну из третьих государств. России поручено обеспечить перемещение указанных товаров на территорию других сторон в соответствии с Едиными ветеринарными (ветеринарно-санитарными) требованиями, предъявляемыми к товарам, подлежащим ветконтролю (надзору).
Решение Комиссии Таможенного союза от 22 июня 2011 г. N 721 "О применении международных стандартов, рекомендаций и руководств"   Установлено, что при отсутствии документов ТС или документов национального законодательства, действующих на территории Союза - устанавливающих обязательные ветеринарные (ветеринарно-санитарные) требования к живым животным и продуктам животного происхождения, следует применять стандарты, рекомендации и руководства Международного эпизоотического бюро. - по части обязательных фитосанитарных требований к растениям и растительной продукции, необходимо руководствоваться Международной конвенцией по карантину и защите растений. - устанавливающих обязательные гигиенические и санэпидтребования к продуктам животного и растительного происхождения, следует применять стандарты, рекомендации и руководства Комиссии "Кодекс Алиментариус". Если ветеринарные, фитосанитарные, гигиенические и санэпидтребования, действующие на территории ТС, являются более ограничительными чем названные международные стандарты, то следует применять последние. Условие - отсутствие научного обоснования риска жизни или здоровью человека, животных или растений.
Соглашение в форме обмена письмами между Правительством РФ и Европейским союзом о введении или повышении экспортных пошлин на сырьевые товары (Женева, 16 декабря 2011 г.)   Правительство России обязуется приложить максимальные усилия для того, чтобы не вводить или не повышать экспортные пошлины на сырьевые товары, перечисленные в Приложении к данному соглашению. В случае рассмотрения Правительством РФ вопроса о введении или повышении экспортных пошлин на данные сырьевые товары оно будет проводить консультации с Европейским союзом, по крайней мере, за 2 месяца до введения этих мер с целью нахождения решения, учитывающего интересы обеих Сторон. Соглашение временно применяется с даты присоединения России к ВТО (22 августа 2012 г.)
Соглашение в форме обмена письмами между РФ и Европейским союзом в отношении администрирования тарифных квот, применяемых в отношении экспорта леса из Российской Федерации в Европейским союз (Женева, 16 декабря 2011 г.)   Установлен порядок применения тарифных квот на экспорт леса из России в Европейский союз, который подлежит обложению экспортными пошлинами. Так, Правительство РФ открывает тарифные квоты, на основе своего Перечня уступок и обязательств по товарам, принятых Россией в рамках ВТО, которые делятся между РФ и ЕС. Российская Федерация выдает экспортные лицензии при условии, что российские экспортеры выполняют все надлежащие экспортные требования. Европейский союз распоряжается выделяемой ему частью тарифной квоты в соответствии со своими внутренними процедурами. Российская Федерация не применяет ограничений или деления в рамках части тарифной квоты, выделяемой Европейскому союзу. Порядок администрирования тарифных квот, применяемых в отношении экспорта леса из России в ЕС закреплен в Протоколе между Правительством РФ и Европейским союзом от 16 декабря 2011 г. Указанные документы временно применяются с даты присоединения России к ВТО (22 августа 2012 г.)
Соглашение между Правительством РФ и Европейским союзом о торговле между Российской Федерацией и Европейским союзом узлами и агрегатами моторных транспортных средств (Женева, 16 декабря 2011 г.)   Создается механизм ("компенсирующий механизм") для обеспечения того, что экспорт из Европейского союза в Россию узлов и агрегатов моторных транспортных средств, указанных в Приложениях N 1 и 2 к Соглашению, не снижается вследствие вступления в силу инвестиционного режима в автомобильном секторе.
Соглашение между Правительством РФ и Правительством Грузии об основных принципах механизма таможенного администрирования и мониторинга торговли товарами (Женева, 9 ноября 2011 г.)   В 1993 г. Россией было принято решение о вступлении в ВТО. За последние несколько лет было получено согласие на вступление почти от всех участников организации. Последним членом ВТО, с которым Россия договорилась, стала Грузия. Достигнутое между Грузией и Россией соглашение по ВТО предусматривает создание комплексной системы наблюдения и аудита за перемещением грузов, посредством которой частная компания будет осуществлять международный мониторинг торговли. По условиям соглашения, нейтральную частную компанию выберет нейтральная третья Сторона (Швейцария), которой она будет подотчетна.
Изменения в области торговли услугами
Соглашение в форме обмена письмами между Правительством Российской Федерации и Европейским союзом о подтверждении обязательств в области торговли услугами, содержащихся в СПС (Женева, 16 декабря 2011 г.)   Установлен порядок внутрифирменного перевода граждан Евросоюза в российские представительства европейских фирм и граждан РФ - в представительства фирм РФ в ЕС. Так, требованием РФ является предоставление сотрудникам российских юридических лиц, работающим в порядке внутрифирменного перевода в представительствах в ЕС, режима не менее благоприятного, чем принятого в ЕС для аналогичных сотрудников из других стран. Россия берет на себя аналогичное обязательство, однако сохраняет за собой право ограничить число таких сотрудников до 5 человек на представительство, а в банковской сфере - до 2 человек. В соответствии с Перечнем обязательств России в ВТО определено 18 секторов деятельности, по которым может быть заключен Договор об оказании услуг, при этом оговорено, что предметом такого договора не могут быть "услуги по размещению и подбору персонала". Определен нижний предел квоты на иностранных сотрудников - 16 тыс. человек, при этом в последующие годы квота должна быть не меньше, чем квота предыдущего года. Соглашение временно применяется с даты присоединения России к ВТО (22 августа 2012 г.)
Изменения в банковской сфере
Указание Банка России от 17 мая 2012 г. N 2818-У "О признании утратившим силу пункта 28 Положения Банка России от 23 апреля 1997 года N 437 "Об особенностях регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями"   В связи с присоединением России к ВТО и в целях выравнивания условий открытия филиалов российскими банками отменено требование, касающееся получения дочерней кредитной организацией иностранного банка (резидент) предварительного разрешения Банка России для открытия на территории России филиала.
Изменения в области государственной поддержки сельского хозяйства
Соглашение о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства (Москва, 9 декабря 2010 г.)   С 22 августа 2012 г. Россия не применяет меры государственной поддержки сельского хозяйства, определенные статьей 6 Соглашения. Обязательства по внутренней поддержке и субсидированию экспорта теперь установлены Перечнем уступок и обязательств России в ВТО, которые определяются денежной суммой (ранее это было процентное соотношение). Так, с 2012 г. по 2018 г. Россия должна уменьшить поддержку национальных производителей с 9 млрд.руб. до 4,4.
Прочие изменения
Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции"   Статьей 7 Федерального закона определены условия выполнения работ по Соглашению о разделе продукции. Однако если такие условия вступают в противоречие с принципами ВТО, в случае присоединения России к ВТО, они теряют свою силу или должны быть приведены в соответствие с этими принципами в сроки и порядке, которые предусмотрены документами ВТО. Перечнем специфических обязательств по услугам, приведенным в Протоколе о присоединении России к ВТО, установлено всего два ограничения национального режима: - юридические лица РФ имеют преимущественное право на участие в реализации Соглашения в качестве подрядчиков, поставщиков, перевозчиков или в ином качестве по соглашениям (контрактам) с инвесторами, - не менее 80% всего нанятого персонала, задействованного в реализации соглашения о разделе продукции, должны быть гражданами РФ.
Договор о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы (Минск, 19 мая 2011 г.)   Договор заключён в целях создания условий для присоединения Белоруссии, Казахстана и России к ВТО, углубления интеграции Сторон в международную торговую систему и эффективного функционирования Таможенного союза (ТС) в соответствии с правилами и обязательствами в рамках ВТО в случае присоединения одного или нескольких его членов к ВТО. Нормы ВТО, касающиеся сферы регулирования ТС, становятся частью правовой системы ТС. Договором устанавливается приоритет обязательств Стороны в рамках ВТО перед её обязательствами в рамках ТС. При этом любая присоединяющаяся к ВТО Сторона обязана информировать другие Стороны и координировать с ними действия в отношении принятия обязательств в качестве условия её присоединения, требующих внесения изменений в правовую систему ТС. Права и обязательства Сторон, вытекающие из Соглашения ВТО, как они определены в Протоколах о присоединении каждой из Сторон к ВТО, включая обязательства, взятые в качестве условия присоединения Стороны к ВТО, которые становятся частью правовой системы ТС, не подлежат отмене или ограничению по решению органов ТС, включая Суд ЕврАзЭС, или международным договором, заключённым между Сторонами. В случае если отдельные нормы правовой системы ТС являются более либеральными по сравнению с Соглашением ВТО, но не противоречат ему, то Сторонами обеспечивается применение таких норм для целей эффективного функционирования ТС и развития международной торговли.

Рисунок 1. Снижение пошлин после вступления России в ВТО

Рисунок 2. Утилизационный сбор

Субсидии

Положения ВТО по вопросам предоставления субсидий определены в Соглашении о субсидиях и компенсационных мерах (ССКМ).

Субсидия определена как финансовое содействие правительства или государственного органа, в результате которого предоставляется выгода.

Соглашение предусматривает три основные категории субсидий:

а) запрещенные,

б) дающие основание для судебного расследования,

в) не дающие основания для таких действий.

К запрещенным субсидиям относятся две категории субсидий:

1) экспортные субсидии – это субсидии, предоставление которых увязано с экспортом товаров;

2) импортозамещающие субсидии – субсидии, предоставление которых увязано с использованием отечественных товаров вместо импортных.

Субсидии, дающие основание для судебного расследования, разрешены, но могут быть оспорены в рамках механизма ВТО по урегулированию споров или к ним могут применяться компенсационные меры, если они оказывают негативные последствия или наносят ущерб промышленности иностранного государства.

Субсидии, не дающие основания для судебного расследования, являются правомерными и не могут служить основанием для применения компенсационных мер. К этой категории отнесены все неспецифические субсидии

Таблица 3. Доступ на рынки услуг России членами ВТО

Доступ запрещен В 39 секторах услуг (трубопроводный, железнодорожный, внутренний водный транспорт, большинство медицинских услуг, услуги по организации культурных мероприятий, большинство услуг в области НИР и др.) В этих секторах можно вводить любые ограничения для иностранцев, вплоть до полного закрытия рынка. Однако такие ограничения должны применяться на основе принципа наибольшего благоприятствования.
Доступ разрешен По 30 секторам (услуги в области рекламы, услуги по исследованию рынка, консультационные услуги в сфере управления и т.д.). Однако принятие "обязательств без ограничений" не означает полное дерегулирование соответствующих секторов услуг. Россия сохраняет за собой право применять недискриминационное внутреннее регулирование в сфере услуг. В сфере телекоммуникационных технологий разрешено участие зарубежных собственников и базовые услуги в сфере телекоммуникаций. Допуск компаний с иностранным капиталом в размере 100% в сферу розничной и оптовой торговли, а также франчайзинговых услуг.
Ограниченный доступ введены ограничения в наиболее чувствительных областях (услуги в сфере энергетики, образование), где режим доступа и деятельности в России иностранных поставщиков услуг, является более жестким по сравнению с действующим режимом. Иностранные страховые компании смогут открывать филиалы в России через 9 лет после вступления в ВТО. Иностранные банки не имеют права открывать свои прямые филиалы, но им разрешено открывать дочерние банки в России. Общее иностранное участие в банковской системе РФ ограничено 50% (за исключением иностранного капитала, инвестированного в потенциально приватизируемые банки).


Рисунок 3. Структура экспорта России до вступления в ВТО

 
 


Рисунок 4. Рейтинг барьеров для ведения бизнеса в России по анализу World Economic Forum

Таблица 4. Преимущества и недостатки вступления в ВТО

Преимущества Недостатки
появление возможности оспорить введенные антидемпинговые пошлины в органе по разрешению споров ВТО остановка самых неэффективных производств вследствие снижения тарифов и облегчения доступа иностранных товаров и услуг на российский рынок.
Россия может стать постоянным участником переговоров в организации и сможет отстаивать выгодные для себя позиции и защищать интересы как своих производителей, так и своих экспортеров на внешних рынках; неравная конкуренция с иностранными предприятиями.
снижение административных и финансовых нагрузок при экспорте постепенное выравнивание (повышение) внутренних цен на энергоносители и транспортные тарифы в соответствии с мировыми может напрямую отразиться на себестоимости производства, что приведет к росту инфляции и снижению конкурентоспособности на мировом рынке
приход иностранного капитала иностранные финансовые институты смогут поглотить российскую банковскую систему, т.к. крупнейшие предприятия страны держат средства в иностранных банках. Для граждан возможность кредитования по меньшим ставкам (в странах Западной Европы ипотечный кредит можно взять под 1,5%, а потребительский – под 4% годовых) ограничена.
приток на отечественный рынок новейших технологий, что приведет к увеличению производительности, повышению уровня ВВП, а значит и к повышению уровня жизни населения снижение уровня защиты населения страны от некачественных товаров, содержащих, например, генномодифицированные вещества
доступ российским производителям к более дешевым импортным материалам и комплектующим, а населению страны – к более дешевым и качественным товарам и услугам снижение таможенных пошлин по многим позициям может отрицательно сказаться на поступлении средств в бюджет.
повышение конкуренции на внутреннем рынке требует от товаропроизводителей оптимизации затрат на производство, разработки программы по снижению себестоимости выпускаемой продукции, вложение больших средств в развитие производства;  
по мере прихода иностранных банков на территорию РФ, в условиях высокой конкуренции отечественные банки будут вынуждены увеличить прозрачность банковской деятельности, что приведет к росту доверия вкладчиков к российским банкам. Значительные изменения претерпят и кредитные отношения. По прогнозам специалистов предприятия и граждане смогут получать кредиты не под нынешние 12-18%, а под 4-6% годовых.  
приведение российского внешнеторгового законодательства к мировым нормам, что должно способствовать развитию внешней торговли  

Таблица 5. Изменения объема производства и уровня занятости для Российской Федерации


Таблица 6. Последствия изменения тарифных сборов


Таблица 7. Оценка последствий вступления в ВТО для Поволжья


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: