Уважаемая комиссия, тема курсовой работы : « реализация принципа наглядности в процессе обучения младших школьников»

Принцип наглядности в дидактике впервые был обоснован Я.Л. Коменским. Он писал: «…ничего не существует в познании, что раньше не было бы в ощущении…поэтому и учение следовало бы начинать не со словесного толкования о вещах, а с предметного над ними наблюдения. Мы вообще должны стараться обучать всему при помощи личного наблюдения и чувственной наглядности».

В процессе обучения возникает задача дать учащимся живой, красочный образ недостаточно известного им кусочка действительности, расширить в этом направлении их чувственный опыт, обогатить их впечатления словом. Посещение зоопарка, историческая картина, фотография писателя или ученого и т.д.- все это можно назвать наглядностью.

Вы захотите узнать, какие особенности имеет принцип наглядности, я расскажу! Введение наглядных пособий в процесс обучения значительно повышает его эффективность.

Они стимулируют познавательные интересы учащихся, создают при определенных условиях повышенное эмоциональное отношение учащихся к учебной работе, обеспечивают разностороннее формирование образов, способствуют прочному усвоению знаний, при этом экономя время учителей.

В основе этого принципа лежит живое созерцание. Однако педагогами-практиками было замечено, что чем большим количеством органов чувств учащийся воспринимает действительность, тем достовернее его знания об окружающем мире. В качестве примера можно привести высказывание, ставшее афоризмом: Кто хоть раз видел верблюда, пробовал вкус сахара, слушал пение соловья, тот никогда не забудет ни вида верблюда, ни вкуса сахара, ни соловьиных трелей.

Можно сказать, что для целостного восприятия наглядности необходимо привлечённое внимание детей к этой самой наглядности.

Что касается реализации принципа наглядности, можно сказать, что она во многом зависит от качества дидактических материалов и технических средств, владения учителем навыками их использования, от созданных в образовательных учреждениях условий для изготовления пособий, схем, слайдов, фотографий, демонстрации кино- и видеофильмов, использования телевидения и других средств наглядности.

Хочу обратить ваше внимание на некоторые правила использования и изготовления наглядных пособий.

1. применяемая наглядности должна соответствовать возрасту учащихся;

2. наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока;

3. чёткое выделение главного, основного при показе иллюстраций, так как они могут содержать и отвлекающие моменты.

4. детальное продумывание пояснений, необходимых для выяснения сущности демонстрируемых явлений, а так же для обобщения усвоенной учебной информации.

5. привлечение самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии, постановка перед ними проблемных заданий наглядного характера.

6. наблюдение должно быть организованно таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть.

К.Д.Ушинский писал: ‘‘Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются’’. По его мнению, наглядное обучение повышает внимание учащихся и способствует более глубокому усвоению знаний.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: