Севастополь

Министерство образования Украины

Педагогическое училище

Курсовая работа

На тему:

«Реализация принципа наглядности в процессе обучения младших школьников»

Студентки

Курса 31-н группы

Тремасовой О.А.

Севастополь

Тема: «Реализация принципа наглядности в процессе обучения младших школьников»

Цель: выявить особенности реализации принципа наглядности

Объект: принцип наглядности в обучении

Предмет: принцип наглядности в процессе обучения младших школьников

Задачи:

1. Изучить научную литературу по теме: «Реализация принципа наглядности в процессе обучения младших школьников»

2. Выявить сущность понятия «наглядность»

3. Изучить особенности использования наглядности в процессе обучения

4. Подобрать методы и приёмы реализации принципа наглядности в процессе обучения младших школьников

Гипотеза: основывается на предположении о том, что использование наглядных пособий способствует повышению качества знаний и активизации учебной деятельности учащихся младших классов.

Список использованной литературы

1..

2..

3..

4..

5..

6. Вангер А.Л. Психологическая готовность детей к обучению в школе// Развитие мышления и умственное восприятие дошкольника.-М.: Норма-Инфа,1985.-181с.

7. Волков Б.С. Психология младших школьников.- М.: Альма Матер, 2005.-280с.

8. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребёнок. Психологическая готовность к школе.- М.: Знание, 1987.-203с.

9. Кулагина И.Ю. Возрастная психология.- М.: урао, 1999.- 175с.

10. Педагогика начального образования/ Под ред. В.С.Кукушкина.- М.: ИКЦ «МарТ»;,2005.-529с.

11. Подласый И.П. Педагогика начальной школы: Учеб.пос. – М.: Владос,2001.-450с.

12. Славин А.В. Наглядный образ в структуре познания. М.: Дрофа, 2004 - 314с.

13. Стрелова О.Ю. Рекомендации для учителя. М.: Владос,2006.-123с.

14. Шергина В.В. Цвет и форма наглядных пособий //«Начальная школа».- № 5.- 1997.

План

1. Введение

2. 1 Раздел. Принцип наглядности.

2.1. Особенности принципа наглядности.

2.2. Возрастные особенности восприятия наглядного материала.

3. 2 Раздел. Наглядные пособия в начальной школе.

3.1 Методы наглядного обучения.

3.2 Технология наглядного обучения

3.3. Иллюстрация как наглядность.

3.4. Реализация принципа наглядности.

4. Заключение.

Приложение.

Использование наглядности на уроке природоведенья 2 класс.

Введение

Принципы обучения - это исходные дидактические положения, которые отражают протекание объективных законов и закономерностей процесса обучения и определяют его направленность на развитие личности.

В принципах обучения раскрываются теоретические подходы к построению учебного процесса и управлению им. Они определяют позиции и установки, с которыми учителя и преподаватели подходят к организации процесса обучения и к поиску возможностей его оптимизации.

Знание принципов обучения дает возможность организовать учебный процесс в соответствии с его закономерностями, обоснованно определить цели и отобрать содержание учебного материала, выбрать адекватные целям формы и методы обучения. Вместе с тем они позволяют обучающим и обучаемым соблюдать этапность процесса обучения, осуществлять взаимодействие и сотрудничество.

Наиболее полно принципы обучения были сформулированы К. Д. Ушинским:

• обучение должно начинаться своевременно и быть постепенным (пусть дети приобретают понемногу, но не теряют ничего из приобретенного и пользуются им для приобретения нового);

• обучение должно вестись природосообразно в соответствии с психологическими особенностями учащихся;

• порядок и систематичность - одно из главных условий успеха в обучении; школа должна давать достаточно глубокие и основательные знания;

• обучение должно всячески развивать у детей самодеятельность, активность, инициативу;

• обучение должно быть посильным для учащихся, не чрезмерно трудным и не слишком легким;

• преподавание всякого предмета должно непременно идти таким путем, чтобы на долю воспитания оставалось ровно столько труда, сколько могут одолеть его молодые силы.

В переводе с латыни слово принцип означает «основа, первоначало». По стандартам нового поколения педагогическим работникам даётся право выбора «методик обучения и воспитания». Одним из главных принципов для осуществления выбора доминирующего метода работы с обучающимися является принцип наглядности.

Область применения наглядности при обучении никем еще точно не определена. Практика показывает, что наглядность используется как при комплексном, так и при аспектном обучении, все время расширяясь и углубляясь.

Дидактика сегодня, как и раньше, признает наглядность одним из важнейших принципов обучения, особенно в начальной школе. Однако наглядность чаще всего понимается как иллюстрация к слову учителя. Иногда используются таблицы, в которых сводится воедино какой-либо материал или правила работы с ним. Это «золотое правило» дидактики сформулировал еще Я.А. Коменский. Правда, в последние годы, с проникновением в массовую школу инновационных систем, появились и модели, например, схожие с звуко-буквенными моделями, введенными Д.Б. Элькониным в его букваре. Но еще преждевременно говорить о том, что моделирование как особо значимый способ усвоения теоретических знаний стал частью школьного обучения.

1 Раздел

2.1 Особенности принципа наглядности.

Внимание организует всю психическую деятельность индивида. Внимание находится в прямой зависимости от работоспособности (чем выше работоспособность, тем выше внимание). Исходя из этого, можно сказать, что для целостного восприятия наглядности необходимо привлечённое внимание детей к этой самой наглядности.

Принцип наглядности в дидактике впервые был обоснован Я.Л. Коменским. Он писал: «…ничего не существует в познании, что раньше не было бы в ощущении…поэтому и учение следовало бы начинать не со словесного толкования о вещах, а с предметного над ними наблюдения. Мы вообще должны стараться обучать всему при помощи личного наблюдения и чувственной наглядности».

Хорошо известно, что при решении воспитательных задач важно создать яркий эмоциональный образ. Эффективнее эта цель достигается при использовании наглядного материала.

Наглядность есть показатель простоты и понятности для данного человека того психического образа, который он создаёт в процессе восприятия, памяти, мышления и воображения. Поэтому ненаглядным может быть образ реального предмета или явления и, наоборот, вполне наглядным может быть образ предмета или явления, не существующего реально, а созданного нашим воображением.

В настоящее время все большее и большее внимание на начальном этапе обучения отводится использованию наглядных пособий. Это связано с тем, что они имеют возможность показать развитие явлений, их динамику, сообщать учебную информацию определенными дозами и управлять индивидуальным процессом усвоения знаний. Они стимулируют познавательные интересы учащихся, создают при определенных условиях повышенное эмоциональное отношение учащихся к учебной работе, обеспечивают разностороннее формирование образов, способствуют прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью, при этом экономя время учителей.

Функция наглядного материала может быть очень разной. Одно дело, когда в процессе обучения возникает задача дать учащимся живой, красочный образ недостаточно известного им кусочка действительности, расширить в этом направлении их чувственный опыт, обогатить их впечатления словом, сделать для них возможно более конкретным, более реально и точно представленным тот или иной круг явлений. Посещение зоопарка, историческая картина, фотография писателя или ученого и т.д.- все это делает более конкретным и как бы более ощутимым для ребёнка то, о чём идет речь в обучении.

Совсем другое дело в случае, когда наглядность включается непосредственно в процесс обучения в связи со специальной педагогической задачей. Имеются в виду такие случаи, как использование наглядных пособий при начальном обучении арифметике, на уроках русского языка, в классных занятиях по физике и т.п. Здесь роль наглядного материала, конечно, не в том, чтобы, например, изображения карандашей на таблице обогащали чувственный опыт ребёнка, они служат не для этого, а для обучения счету. Наглядный материал представляет собой в этих случаях именно материал, в котором и через посредство которого, собственно, предмет усвоения еще только должен быть найден.

Наглядный материал служит как бы внешней опорой внутренних действий, совершаемых ребёнком под руководством учителя в процессе овладения знаниями. Введение в обучение наглядного материала должно учитывать, по крайней мере, два следующих психологических момента: 1) какую конкретную роль наглядный материал должен выполнять в условии и 2) в каком отношении находится предметное содержание данного наглядного материала к предмету, подлежащему осознанию и усвоению.

Наглядность в обучении обеспечивается применением разнообразных иллюстраций, демонстраций, лабораторно-практических работ, использованием ярких примеров и жизненных фактов. Особое место в осуществлении принципа наглядности имеет применение наглядных пособий, слайдов, карт, схем и т.п.

Место и роль наглядного материала в процессе обучения определяется отношением той деятельности учащегося, в которой данный материал способен занять структур­ное место предмета непосредственной цели его действий, к той дея­тельности, которая ведет к осознанию того, что нужно усвоить.

Рекомендации использования и изготовления наглядных пособий:

1. чёткое выделение главного, основного при показе иллюстраций, так как они могут содержать и отвлекающие моменты;

2. детальное продумывание пояснений, необходимых для выяснения сущности демонстрируемых явлений, а так же для обобщения усвоенной учебной информации;

3. привлечение самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии, постановка перед ними проблемных заданий наглядного характера.

Анализ педагогической и методической литературы позволяет утверждать, что успех обучения во многом зависит от методов обучения с использованием наглядных пособий, что характер наглядных пособий существенно влияет на понимание учебного материала, определяет содержание и структуру урока.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: