Воспитание основ патриотизма у дошкольников

Конспект урока

По педагогике

Воспитание основ патриотизма у дошкольников

Наглядный материал, технические средства обучения:

· раздаточный материал, презентация

Литература:

1. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика – М.: Академия,1998. – 432с.

2. Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. – М.: Академия,1998.- 160с.

3. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников/ под ред. С. А. Козловой.- М.: Академия, 2002. – 192с.

4. Кокуева Л. В. Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста. – Дисс. к.п.н. – Ярославль, 2002. – 19с.

I 3 мин. Организационный момент. Постановка цели Рапорт дежурного или старосты о присутствующих на уроке, первичная проверка готовности к уроку.
II 75 мин. (Исторический аспект проблемы) Как вы понимаете данное высказывание? Дайте определение понятия «патриотизм» Как вы думаете в чем заключается цель патриотического воспитания дошкольников? Как вы думаете, что включает в себя художественно-ознакомительный этап? (Любовь и уважение к родному дому) Что начинают воспитывать у детей младшей группы? (Привязанность к ДОУ) (Двор, улица, на которой живет ребенок) (Любовь и привязанность к своему дому) (Воспитание отношения к своей стране) (Символика) (Любовь к природе родной страны) (Воспитатель формирует у детей представление о людях страны) (Любовь и уважение к защите Отечества) От чего зависит выбор средств воспитания дошкольников? Презентация «Старый Рыбинск» Какие формы работы с семьей вы знаете? Каким темы могут использоваться на родительских собрания по патриотическому воспитанию дошкольников? Объяснение Тема: «Воспитание основ патриотизма у дошкольников» План: 1. Понятие патриотического воспитания дошкольников. 2. Этапы патриотического воспитания дошкольников. 3. Средства, формы, методы и приемы патриотического воспитания дошкольников. 4. Работа ДОУ с семьей. Ход урока: 1. Наша страна имеет богатую тысячелетнюю историю. Она пережила и взлёты, и падения, но неизменным и святым всегда оставалась одно - любовь к Родине. В настоящее время произошло переосмысление сущности и важности патриотического воспитания. Программа правительства, направленная на патриотическое воспитание граждан, объявила приоритетным это направление внутренней государственной политики 2001-2005 годы. Воспитание любви к Родине, к своему Отечеству – задача чрезвычайно сложная, особенно когда речь идет о детях дошкольного возраста. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма. Мнение о том, что процесс воспитания патриотизма и гражданственности необходимо начинать в дошкольном возрасте, становится общепризнанным. Именно в этот период происходит становление духовно-нравственной основы ребенка: эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе и осознания себя в окружающем мире. Но нужно понимать, что в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно – все лишь зарождается: и гуманизм, и коллективизм и чувство собственного достоинства. Что должно сегодня входить в содержание патриотического воспитания, и какими средствами, методами следует осуществлять это воспитание - вот те вопросы, на которые мы попробуем ответить на сегодняшнем уроке. Известно, в разные исторические эпохи сущность понятия «патриотизм» определялось не одинаково. Патриотизм возникает исторически под влиянием социально-экономических условий жизни людей и в связи с изменением этих условий изменяет свое содержание. Герои греческого эпоса – Геракл, совершающий труды и подвиги ради людей; Гектор, защищающий родной город от врагов; Ахилл, для которого слава и память потомков важнее спокойствия и безопасной жизни; скиталец Одиссей, преодолевающий все препятствия на своем пути к родной Итаке. Эти личности своими делами утверждали себя и свое право на уважение в обществе. Владимир Мономах в своем «Поучении детям» говорил о необходимости беречь, охранять и защищать родную землю, сберегать ее для детей и внуков. По Н. А. Добролюбову, патриотизм не что иное, как желание трудиться на пользу своей страны, и происходит не от чего другого, как от желания делать добро, сколько возможно больше и сколько возможно лучше. Л. Н. Толстой считал, что «забота человека о чистоте собственной души является базисом, источником нравственных обязанностей человека по отношению к другим людям, к семье, государству…» Отдельные аспекты патриотического воспитания рассматривались в исследованиях К. Д. Ушинского, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, которые внесли идею народности в воспитание патриотизма у дошкольников. Козлова С. А., Куликова Т. А. решение проблемы патриотического воспитания видят в углублении познания своей Родины. Кокуева Л. В. видит успешность патриотического воспитания в использовании культурного наследия родного края, природы, родного дома и эмоционального взаимодействия с окружающими. Патриотизм понимается как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сторонам жизни общества и государства. Известно, что в разные исторические эпохи сущность этого понятия, его содержание, формы проявления и значение не оставалось неизменным. Патриотизм может быть понят правильно только с учётом конкретно-исторической эпохи. Патриотизм в современных условиях – это с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России. Патриотизм – это любовь к Родине, к её природе, людям, культуре, к своему дому. Патриотизм как личностное образование включает в себя привязанность, сочувствие, сопереживание, ответственность и другие качества, без которых человек не может состояться как личность. Чувства любви к Родине и к одному дому имеют единую основу – привязанность и чувство защищённости. Если мы будем воспитывать у детей чувство привязанности как таковое, и чувство привязанности к родному дому, то при соответствующей педагогической работе со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к родной стране. На каждом возрастном этапе патриотическое воспитание имеет свои особенности. Патриотическое воспитание дошкольников происходит через взаимодействие взрослого и ребёнка в совместной деятельности и общении. Цель патриотического воспитания - формирование: ü потребности совершать добрые дела и поступки; ü чувства сопричастности к событиям окружающего близкого им мира; ü развитие таких качеств как сострадание, сочувствие, любознательность. Патриотическое воспитание дошкольников – это взаимодействие взрослых и детей в совместной деятельности и общении, которое направленно на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной религиозной культуры; природе родного края; воспитание чувства сопричастности, привязанности к окружающим. 2.С. А. Козловой определены основные этапы патриотического воспитания дошкольников: · предварительный, базовый (формирование нравственных основ личности, накопление опыта нравственного поведения и взаимоотношений с другими людьми, развитие нравственных чувств); · художественно-ознакомительный (знакомство с народными традициями, национальным искусством); · эмоционально-действенный (формирование желания и умения реализовать отношения и знания в практической и воображаемой деятельности). Прослеживается последовательность воспитания патриотизма у детей, включающая в себя: - сообщение знаний (когнитивный момент); -формирование на их основе отношений (эмоциональный компонент – ведущий в дошкольном возрасте); - организацию доступной деятельности детей (поведенческий компонент)? (механизм нравственного воспитания). Если рассматривать патриотизм через понятие «отношения», можно выделить несколько направлений, которые могут стать содержанием воспитательно-образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста: - отношение к природе родного края, родной страны; - отношение к людям, населяющим страну; - отношение к моральным ценностям, традициям, обычаям, культуре. Каждое из этих направлений внесёт свой вклад в социализацию личности ребенка при условии учёта особенностей развития детей старшего дошкольного возраста. Нельзя говорить о воспитании любви к Родине без сообщения детям определенных знаний о ней. Содержание знаний также можно представить в нескольких направлениях. Ребёнок старшего дошкольного может и должен знать: - как называется страна, в которой он живёт, её главный город – столица, его родной город или село; - каковы основные достопримечательности его малой Родины; - какова природа страны и того конкретного места, где он живет; - какие люди по национальности, личным качествам населяют его страну (см. вопросы пособия по Кокуевой Л. В., стр. 38-39). Принято считать, и с этим трудно не согласиться, что в пути путь воспитания любви к Отечеству выстраивается в логике «от близкого к далёкому» - от любви к родителям, к родному дому, к детскому саду, улице, городу до любви к родной стране. 1.Первой школой патриотизма является для ребенка самое близкое – семья, родные. У дошкольников постепенно складывается образ «собственного дома» с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Ребенок принимает свой дом таким какой он есть, и любит его. Это чувство «родного дома» ложится в основу любви к Родине, Отчизне. Если в семье есть свои, только ей присущие привычки, правила, традиции (отмечать какие – то даты, вместе встречать Новый год, вместе ходить в походы и т. д.), то всё это постепенно и основательно входит в социальный опыт ребенка и остаётся как приятные воспоминания детства, которые хочется переживать снова. У каждого воспоминания свои, но они дороги человеку и накрепко привязываю его к родному дому, родным людям. Начиная с младшей группы, у малыша воспитывается любовь и уважение к матери (отцу): Кто мать и отца почитает, тот вовеки не погибает. Сердце матери лучше солнца греет. Гласит народная мудрость. · мама – самый близкий человек (она родила ребенка, кормит его грудью, купает, одевает, читает книжки, рисует, жалеет, успокаивает); · мама – хозяйка (она заботится о всех членах семьи- моет посуду, гладит белье, готовит обед, налаживает доброжелательные отношения, создает уют в доме); · мама – интересный человек (она ходит в театр, шьет, вяжет, занимается спортом); · личные качества мамы- добрая, ласковая, отзывчивая, веселая, умная, строгая; · забота о маме – ходим в магазин, убираем комнату, выносим мусор, помогаем нести тяжелые сумки, гуляем с младшим братом (сестрой). В ДОУ дети на занятиях разучивают стихи, песни о маме, готовят подарки на 8 марта, в группу вносится альбом о маме. В повседневной жизни постоянно обращаем внимание на заботу мам о них: кто купил тебе такое красивое платье, кто так красиво заплел косичку? 2. Дошкольное учреждение – второй дом для ребенка, в нем он проводит большую часть дня. Условия жизни детей в ДОУ должны обеспечить им эмоциональный комфорт. А для того, чтобы дошкольное учреждение помогало воспитанию патриотических чувств, жизнь детей в нём должна быть интересной, насыщенной, запоминающейся. Как показывает практика, это происходит далеко не всегда. Очень важно, чтобы ребёнок полюбил свой детский сад. Это происходит в тех случаях, если воспитатели с уважением относятся к каждому ребёнку, знают его достоинства и способствуют их развитию в процессе игр, занятий, праздников и т.п. В дошкольном учреждении, в группе, на участке у каждого ребёнка, как правило, есть любимое место для игры, для уединения. Воспитателю следует бережно относиться к этому и даже поддерживать «право ребёнка на свою территорию». Если воспитателям удаётся сделать дошкольное учреждение вторым домом ребёнка, то чувство привязанности закрепляется и с годами переходит в область приятных и дорогих воспоминаний. Привязанность к детскому саду связана и с тем, как много знают дети о своём дошкольном учреждении, как они в нём ориентируются, чувствуют ли себя в нём хозяевами. Для этого воспитатель организует экскурсии по детскому саду, знакомит дошкольников с сотрудниками (с работой повара, медицинской сестрой, воспитателя, дворника - все они заботятся о детях), интересуется, какое помещение - музыкальный, спортивный зал, бассейн или игровая комната - больше всего нравится ребёнку. Знания обогащаю] чувства детей, придают им основательность и смысл. Надо развивать у детей интерес к своим сверстникам, желание идти в детский сад. Чувства и отношения становятся прочнее, если дети вкладывают свой труд в озеленение участка, убранство здания и помещений к праздникам. 3. Кроме того, дети должны знать, на какой улице находится их детский сад, как и почему она так называется (это связано либо с именем великих людей, знаменательными событиями, историей города), что расположено, какой ходит транспорт. 4. Следующий этап воспитания патриотизма - воспитание любви и привязанности к своему городу (поселку). Чтобы дети «почувствовали» свой город, им нужно о нем рассказать и показать его. Под руководством воспитателя дети знакомятся с достопримечательностями города, узнают о том, чем славится их город, село, начинают гордиться им. Воспитатель рассказывает детям о своих любимых местах в городе, старается через иллюстрации, фотографии и другие наглядные средства (альбом о городе) показать панораму города, отдельные места. Можно провести несколько бесед (о парках, памятниках, современных постройках, о промышленности родного города, которые выпускают продукцию для всей нашей страны, о заботе жителей о своем городе - субботники, озеленение, о красавице реке - Волге). Содержание воспитатель отбирает сам, опираясь на местные условия. 5. Воспитание интереса к своей стране в большей мере опирается на когнитивный компонент: детям сообщают информацию, которую они должны и могут усвоить - название страны, её столицы - Москвы, основные достопримечательности (Красная площадь, Кремль, Спасская башня, метро, Большой театр, памятники, фонтаны и др.). Кроме этого, детям сообщаются знания о том, что в Москве, как главном городе нашего государства, находится правительство, которое организует жизнь всей страны, в Москве огромное количество фабрик, заводов^ Фирм, продукция которых поставляется не только в нашу страну, но и за рубеж. Москва - город важных событий. Там организуются фестивали, олимпиады, часто приезжает правительство из других стран. О Москве много сложено песен, написано стихов, книг, картин, поставлено кинофильмов. 6. В ДОУ детей знакомят и воспитывают уважение к государственной символике, рассказывают, что у каждой страны есть свой гимн, флаг, герб. Дошкольникам можно показать герб, флаг и объяснить, где и когда они могут увидеть эти символы. 7. Воспитывать у детей любовь к родной природе, способность чувствовать её красоту, стремление сохранять, беречь и приумножать её богатства - такова другая сложная задача воспитателя. Природа даёт возможность вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в защите и помощи; способствует формированию у ребёнка уверенности в себе. Природа - это и двор отцовского дома, и Вселенная, и мировое космическое пространство. Даже звезды на небе - родные. Вспомним их народные названия: «Медведица» (большая и малая), «Млечный путь». По звездам, по их миганию, свечению, цвету предсказывается погода, по их расположению находится дорога к родному дому. Очаровательны в народном творчестве очеловеченные образы родины, родной природы: дуб-батюшка, Волга-матушка, белая черемуха в девичьем наряде, родник - журавлиный глаз. Воспитатель проводит с детьми прогулки и экскурсии в парк, лес, поле, на пруд, к реке или морю, учит воспринимать красоту родной природы, испытывать радость общения с нею. 8. Важной частью работы по воспитанию любви к Родине является формирование у детей представлений о людях родной страны. В первую очередь следует вспомнить тех людей, которые прославили нашу Родину - художников, композиторов, писателей, изобретателей, ученых, путешественников, врачей, спортсменов (выбор зависит от воспитателя). Лучше взять писателей прославлявших нашу малую Родину: Л. Ошанин, В.Дербина Надо также на конкретных примерах, через конкретных людей познакомить детей с «характером» российского народа (творческие способности, умелость, гостеприимство, отзывчивость). 9. Одним из показателей любви к Родине и преданности является готовность встать на ее защиту. На протяжении долгой истории нашей страны не однажды возникали ситуации, происходили события, требующие от человека встать на ее защиту. Рассказать об этом дошкольникам необходимо. Можно познакомить детей с самим понятием «защитник Отечества»: Российская армия защищает нашу страну, охраняет мирное детство. Можно познакомить с различными родами войск (пехотинцы, танкисты, пограничники), рассказать о героическом прошлом армии (А. Суворове, М. Кутузове, Г. Жукове, Ушаков), о современной армии (23 февраля - день защитников Отечества, 9 мая - день победы, наши солдаты - сильные, смелые, мужественные). Свои знания дети отражают в играх «Военные учения», «Пограничники», «Аэродром» и др. Патриотическое воспитание осуществляется с помощью определённых средств и методов. Средства нравственного воспитания дошкольников можно объединить в несколько групп: Художественные средства(Художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, анимационное кино и другие). Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, так как способствует эмоциональной окраске познаваемых явлений. Многочисленные исследования (Н.С.Карпинская, JI.H.Стрелкова, A.M. Виноградова) показывают, что дети живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации к книгам (В.А. Елисеева, Г.Н. Пантелеев). На ребёнка производят сильное впечатление работы художников, если они изображают мир реалистично и понятно дошкольнику. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств. Средством нравственного воспитания дошкольников является и собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания, но данное средство - деятельность как таковая - необходимо прежде всего при воспитании практики нравственного поведения. Особое место в этой группе средств отводится общению, если его вслед за психологами (М.И. Лисина, А.Г. Рузская) считать видом деятельности. Общение как средство нравственного воспитания лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений. Средством нравственного воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живёт ребёнок: атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или жестокостью, безнравственностью. Окружающая ребёнка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, то есть она активизирует весь механизм нравственного воспитания и влияет на формирование определённых нравственных качеств. Средством патриотического воспитания становится и создание развивающей, эвристической среды в детском саду: уголок русского быта, музей ДОУ, музей старинных вещей и пр. Важной составной частью работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста является приобщение их к истокам нации - традициям, обычаям народа, его культуре и искусству. Дети должны не только знать традиции, но и участвовать в них, принимать их и привыкать к ним. Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, от возраста воспитанников, от уровня их общего и интеллектуального развития, от этапа в развитии нравственного качества. Средство становится эффективным в сочетании с адекватными методами и приёмами воспитания: беседой, рассказом воспитателя, созданием воспитывающих ситуаций, примером детей, взрослых, требование, поручением, поощрением (наказанием), «путешествием» (в историю семьи, города, страны). В дошкольной педагогике многие исследователи занимаются разработкой программ по патриотическому воспитанию дошкольников. Это программа С. Якобсон и С. Чернавиной «Программа морального воспитания детей 2-4 лет», программа «Патриотическое воспитание» зав. кафедрой Пермского государственного педагогического университета JI.B. Пименовой, Программа «Социальное развитие» зав. кафедрой дошкольной педагогики и психологии Пермского ГПУ Л. Коломийченко,региональная программа «Я и моя Родина» J1.B. Кокуевой и др., используется пособие «Дети планеты Земля» под ред. Е.В. Соловьевой (приложение к ж. «Обруч» №6, 2001г.). 4. Анализ практического опыта показывает, что педагогов волнуют вопросы взаимосвязи ДОУ и семьи по проблеме патриотического воспитания - какие формы взаимодействия с родителями наиболее эффективны и каковы пути их реализации. В работе ДОУ с семьёй используются следующие формы работы: - наглядные (стенды, уголки для родителей, выставки, книжки-ширмы); - коллективные (родительские собрания, конференции, лекторий); - индивидуальные (беседы, консультации, анкетирование). Педагоги отмечают, что, кроме проведения родительских собраний, конференций, консультаций, хорошо использовать новые формы работы, такие как: - встречи за «круглым столом»; - вечера вопросов и ответов; - устные журналы. С целью воспитания патриотизма у дошкольников родительское собрание может быть посвящено таким темам: · Наш альбом «Моя родословная»; · Вечер бабушкиной песни; · В старину, бывало, деды… где старшие представители семей могли бы поделиться секретами воспитания, поучаствовать в конкурсе песен. Доброе общение родителей способствует укреплению (сплочению) детского коллектива. Можно порекомендовать родителям сходить в выходной день с детьми на прогулку в парк, в музей, на площадь к памятнику героям и т.д. Использование разнообразных форм работы с родителями обязательно даст положительный результат. Они станут активными участниками всех дел группы и детского сада, непременными помощниками педагогов в деле воспитания будущих граждан своей Родины. Решение задач патриотического воспитания во многом зависит от воспитателя и родителей. Если взрослые любят свою Родину, умеют не только критиковать и сетовать на жизнь в нашей стране, но и смогут показать ребёнку и привлекательные стороны. Можно надеяться на эффективность работы. Воспитателю стоит задуматься над своим чувством любви к Родине.
III 3 мин. примеры Домашнее задание Вид:практическое задание Содержание: 1.придумать частушки о родном городе. 2. презентация о современном городе (по желанию)
IV 8 мин. Первичное закрепление знаний по новой теме. Вопросы и задания:Тест - опрос «Что такое патриотизм?» Что включает в себя понятие патриотизм: 1. Любовь к людям 2. Любовь к своему дому 3. Любовь к природе 4. Любовь к материальным ценностям 5. Любовь к техническим средствам 6. Любовь к собственному «Я» Основные этапы патриотического воспитания дошкольников по С. А. Козловой: 1. Предварительный 2. Художественно-ознакомительный 3. Когнитивно-эмоциональный 4. Эмоционально действенный Этапы становления патриотического воспитания: 1. Любовь к семье 2. Любовь к друзьям 3. Любовь к родному городу 4. Любовь к Родине 5. Любовь к собственному «Я» Показатель любви и преданности к Родине: 1. Громко кричать на площади во время проведения праздничного мероприятия 2. Готовность встать на защиту Родины 3. Расписывать улицы родного города патриотическими лозунгами Методы и приемы воспитания патриотизма: 1. Пример окружающих 2. Экскурсии 3. Беседы 4. Просмотр телепередач
V 1 мин. Окончание урока Вопросы студентов по пройденному материалу.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: