Рассказ должен быть кратким: затянутое объяснение может помешать восприятию игры. Игра объяснятся в сказочной, увлекательной форме в соответствии с теми образами и ролями, которые есть в игре (для мл. классов). Рассказ должен быть логичным, последовательным, сопровождаться показом. Рекомендуется придерживаться следующего плана изложения:
1) название игры;
2) роли играющих и их расположение на площадке;
3) содержание игры (возможные действия игроков)
4) цель игры (кто выигрывает)
5) правила игры (что запрещается делать в игре, тоже показывается)
Рассказ не должен быть монотонным, желательно выделять голосом важные игровые моменты.
Содержание игры подробно объясняется только тогда, когда дети играют в эту игру впервые. При повторении игры следует только напомнить основное содержание и пояснить дополнительные правила и приемы.
8. Выбор водящих игроков
Выбирать водящего можно разными способами:
1.- по назначению руководителя. Руководитель назначает водящего, учитывая его роль в игре, и обосновывает свой выбор. Этот способ очень быстрый. Но при таком способе подавляется инициатива играющих. Назначается водящий в том случае, когда дети не знакомы друг с другом, у руководителя мало времени или надо назначить водящим намеченного участника с воспитательной целью.
|
|
2.- по жребию. Жребием может быть «считалочка». Тот, на кого придется последнее слово «считалочки», становиться водящим. «Считалку» можно произносить всем, это способствует развитию речи детей.
- Следующие считалки (для младшего школьного возраста).
Раз, два, три, четыре, пять, Эники - беники
Вышел зайчик погулять. Ели вареники,
Вдруг охотник выбегает, Эники – беники – клос,
Прямо в зайчика стреляет: или Вышел на берег
«Пиф-паф!» - Ой-ой-ой! Веселый матрос.
Умирает зайчик мой.
Принесли его домой –
Оказался он живой!
- «Орел или решка».
При жребии можно применять метания.
Определение водящего по жребию не всегда удачно, однако дети часто употребляют этот способ в самостоятельных играх, так как он не вызывает у них споров.
3.- Один из наиболее удачных способов – выделение водящего по выбору играющих.
Можно назначить водящего по результатам предыдущих игр.
Перечисленные способы выбора водящих чередуются в зависимости от поставленной задачи, условий занятий, характера игры, количества играющих.
9. Распределение на команды также может проводиться различными способами.
1. Руководитель распределяет играющих на команды по своему усмотрению в случаях, когда нужно составить равные по силам команды. Такой способ чаще всего применяют при проведении сложных подвижных игр в старших классах.
|
|
2. Другой способ распределения играющих на команды состоит в построении учащихся в шеренгу и расчете на первый – второй; первые номера составят одну команду, вторые – другую.
Подобное распределение целесообразно для урока, так как он ограничен по времени, однако его недостаток в том, что команды не всегда получаются равными по силам.
3. Используется и способ распределения команд по сговору. В этом случае дети выбирают капитанов, разделившись на пары (примерные равные по силам), сговариваются, кто кем будет, а капитаны выбирают их по названиям. При таком разделении команды почти всегда равны по силам.
4. Способ разделения по назначению капитанов. Игроки выбирают двух капитанов, которые, в свою очередь, набирают игроков в свою команду.
Отрицательная сторона этого способа состоит в том, что слабых игроков капитаны берут неохотно, что часто приводит к обидам и ссорам среди играющих.