Глава 1. Историческая справка и состав ПСТО и Р

Первые образцы подвижных средств технического обслуживания и ремонта бронетанковой техники были созданы в 30-х годах. С тех пор они неоднократно подвергались модернизации и совершенствованию.

В 1935 году в академии механизации и моторизации Красной Армии были разработаны первые подвижные мастерские ПМ-3 и ПМ-5-6 для ремонта автомобилей. В 1938-39 г.г. были разработаны комплект необходимого оборудования, инструмента и приспособлений для ремонта танков Т-26, БТ-5, БТ-7, и указанные мастерские стали дополнительно укомплектовываться этим оборудованием. Этим мастерским были присвоены новые наименования - демонтажно-монтажная мастерская ТРМ-1 (типа А) и универсальная мастерская ТРМ-Б (типа Б) для производства сварочных, кузнечных, слесарно-механических, вулканизационных и грузоподъемных работ.

Мастерские ТРМ-А и ТРМ-Б находились на вооружении ремонтных подразделений и частей и в годы Великой Отечественной войны. Они характеризовались низкими производственными показателями.

В связи с этим уже в первые послевоенные годы были приняты меры по проектированию новых подвижных мастерских, в первую очередь для звена полк - дивизия. Были разработаны и в 1949-50 гг. стали поступать на вооружение ремонтных подразделений и частей подвижные танкоремонтные мастерские ТРМ-А-49, слесарно-механическая и газосварочная мастерская ТРМ-Б-49, механическая мастерская ПММ, кузнечно-медницкая мастерская КММ, мастерская по ремонту электрооборудования МЭРО-3, мастерская по ремонту танкового вооружения и оптики МТВО и подвижная ремонтно-зарядная станция ПРЗС-3 (ПРЗС-4).

В качестве базы для мастерских использовалось шасси автомобиля повышенной проходимости ЗИС-151. Оборудование мастерских размещалось в унифицированном дерево-металлическом кузове со средствами обогрева в зимнее время. Ряд мастерских (ТРМ-А, ТРМ-Б, ЭГСМ и ПРЗС) имели автономные силовые агрегаты, а МРЭО - уже в то время имела силовой агрегат с приводом от двигателя шасси, что имеет место на всех современных мастерских.

Опыт эксплуатации показал, что вышеперечисленные мастерские имели и ряд недостатков. Главными из них являлись: перегруженность мастерских; низкая проходимость; невысокая производительность оборудования.

В 1958 году был разработан новый переходной комплекс, насчитывающий 9 мастерских. Каждой мастерской был присвоен индекс "58". Основные отличия:

- шасси - ЗИЛ-157;

- облегченный цельнометаллический кузов с вытяжным вентилятором;

- предусмотрено электроснабжение от внешнего источника питания;

- установлено более современное оборудование (в соответствии с техникой стоящей на вооружении).

Опыт эксплуатации этих мастерских выявил еще один их существенный недостаток. Узкая специализация подвижных комплексов 1949 и 1958 гг. не полностью отвечала задаче быстрого восстановления поврежденных машин. Излишняя специализация приводила к тому, что даже при незначительных повреждениях танка к нему необходимо было подавать несколько мастерских, или эвакуировать его на СППМ (сборный пункт поврежденных машин), что не всегда целесообразно. Практика показала, что для тактического уровня ремонтных средств необходимо иметь более унифицированные мастерские. Кроме того, сокращение типов подвижных мастерских позволит уменьшить численность машин в тылах танковых и мотострелковых частей, что имеет большое значение в условиях современного высокоманевренного боя.

Приведенные данные были реализованы в комплексе 1960 г., насчитывающем 6 типов подвижных мастерских: ТРМ-А-60; ТРМ-Б-60; ЭГСМ-60; МЭРО-60; ПРЗС-60 и МТО-60. Сокращение типов мастерских было произведено за счет совмещения функций, выполнявшихся несколькими прежними.

Наряду с изменением типажа, комплекс мастерских 1960 года претерпел и ряд других изменений:

- разработана и реализована принципиально новая схема компоновки силового источника мастерских; вместо автономных агрегатов применена схема "двигатель шасси - коробка передач - коробка отбора мощности - силовой генератор". Такая компоновка позволила получить выигрыш по массе оборудования, высвободить часть полезной площади мастерских и повысить их техническую готовность, особенно в зимний период эксплуатации;

- установлен более легкий кузов КМ-157;

- включено оборудование для дозиметрического контроля и спецобработки;

- проведена механизация оборудования и технологической оснастки мастерских.

Мастерские модернизировались с этого времени еще неоднократно (1965 - 1970, 1980, 1990), но типаж машин остался с этого времени практически не изменялся. За это время изменению подвергалось оборудование машин в зависимости от боевой техники, поступающей на вооружение войск, модернизировались единые комплекты универсальных приспособлений и специальных ключей (ЕКУП и ЕКСК).

В настоящее время все мастерские тактического уровня смонтированы на многоосном шасси ЗИЛ-131, имеют кузов К-131 (КМ-131), автоматическое защитное устройство, фильтровентиляционную установку, устройство выброса отработавших газов при работе в окопе.

Вместе с тем, на вооружение ремонтных подразделений и частей стали поступать машины многоцелевого предназначения (БРЭМ, МТП).

Параллельно с подвижными средствами технического обслуживания и ремонта бронетанковой техники развивались и подвижные средства автомобилей, ракетно-артиллерийского вооружения, специальных войск (инженерные, химической защиты, связи) и техники тыла. В настоящее время на вооружении подразделений технического обеспечения для ремонта автомобильной техники стоят мастерские ПАРМ-1М и ПАРМ-3М (полевая авторемонтная мастерская).

ПАРМ-1М предназначен для выполнения текущего ремонта автомобилей многоцелевого предназначения и гусеничных тягачей на готовых агрегатах и деталях в полевых условиях. Он состоит из:

- МРС-АТ мастерская ремонтно-слесарная;

- МРМ мастерская ремонтно-механическая;

- сварочный агрегат 6120 на прицепе ИАПЗ-738;

- подвижная зарядная станция ЭСБ-4-В3-1 на одноосном прицепе 1-АП-1;

- специальный автомобиль с тентом, лебедкой, кран-стрелой-двуногой и комплектом оборудования для мойки, заправки, смазки и кузнечных работ.

При необходимости ремонта четырехосных автомобилей в состав ПАРМ-1М дополнительно включается грузовой автомобиль ГАЗ-66-05 с комплектом специального оборудования, приспособлений и инструмента. В таком оснащении комплект называется ПАРМ-1М40С. ПАРМ-3М предназначен для выполнения среднего и текущего ремонтов автомобилей и гусеничных тягачей на готовых агрегатах и деталях в полевых условиях. В него входят:

- МРС-АТ (4 ед.);

- МРМ (2 ед.);

- МЭСП-АТ мастерская проверки и ремонта автотракторного электрооборудования и приборов систем питания;

- СРЗ-А ремонтно-зарядная станция аккумуляторная;

- МИР-АТ инструментально-раздааточная мастерская в автотракторной комплектации;

- электростанция 2508 (30 кВт) на автомобиле;

- сварочный агрегат АДБ-305-1 на одноосном прицепе ИАПЗ-738;

- водомаслогрейка ВМГ-40-51 на одноосном прицепе ИАПЗ-738;

- автобензоцистерна АЦМ-4-157;

- спецавтомобиль ЗИЛ-131 с лебедкой и кран-стрелой-двуногой модели 3504;

- грузовой автомобиль ЗИЛ-131 с крановым самопогрузчиком ЛЗА-4033;

- автомобили транспортные ЗИЛ-131 (6 ед.) и прицепы 2-ПН-2 (4 ед.) для перевозки оборудования и имущества;

- автомобили транспортные ГАЗ-66 (2 ед.) для перевозки жилых палаток и кухни КП2-48 на прицепе 1-АП-1,5;

- автомобиль ГАЗ-69 (УАЗ-469);

- мотоцикл с коляской М-75.

Техническая оснащенность ПАРМ-3М позволяет в полевых условиях развернуть два цеха ремонта машин, цех специальных работ и отделение обеспечения.

Эвакуация автомобильной техники осуществляется попутным транспортом или специальными колесными и гусеничными тягачами.

Ракетно-артиллерийское вооружение в полевых условиях ремонтируется и обслуживается с помощью мастерских: полковой комплект ПМ-2-70 и дивизионный комплект ДАРМ-70.

ПМ-2-70 включает:

- МРС-АР мастерская ремонтно-слесарная для ремонта артиллерийского вооружения;

- МРС-ОР мастерская ремонтно-слесарная для ремонта стрелкового вооружения;

- ТА-5 транспортная машина для перевозки моечного, кузнечного, электросварочного оборудования и палатки;

- ЭСБ-4-В3-1 передвижная зарядная станция;

- АДБ-309 передвижной сварочный агрегат.

Комплект ДАРМ-70 включает:

- мастерские МРС-АР, МРС-ОР, МРМ;

- Н-1-Л мастерская по ремонту специального электрооборудования и электромеханических приборов;

- ОП мастерская для ремонта оптических приборов;

- ОЭ мастерская по ремонту электроннооптических приборов;

- ТА-6 транспортная машина для перевозки моечного, кузнечного, электро-газосварочного оборудования, компрессора и другого оборудования;

- транспортный прицеп КЛ-5М для перевозки и хранения металлов и палаток;

- прицеп ТП-9М для перевозки оборудования зарядки огнетушителей и баллонов;

- прицеп ТП-11М для перевозки палатки с обогревателем и производственного инвентаря;

- электросиловые установки ЭСД-10-ВС/230, АСБ-4-В3-1 и АДБ-309.

Эвакуация поврежденного ракетно-артиллерийского вооружения в зависимости от базы осуществляется средствами бронетанковой или автомобильной техники.

Для технического обслуживания и ремонта техники и вооружения специальных войск (инженерных, связи, химической и бактериологической защиты), а также войск тыла, в полевых условиях органы технического обеспечения оснащены соответствующими подвижными средствами. В органах тактического уровня (батальон, полк) находятся следующие комплексы и типы подвижных средств:

для инженерных войск:

- МРИВ мастерская по ремонту инженерного вооружения (или мастерская более раннего выпуска АПРИМ);

- МРС-И мастерская ремонтно-слесарная;

- МТО-И мастерская технического обслуживания инженерной техники.

для войск связи:

- аппаратная Э-350;

- мастерская М-3М2 (или мастерская более раннего выпуска М-3);

- специализированные мастерские М-4М и М-5;

- комплект М-2М.

для войск радиационной и химической защиты:

- мастерская ПРХМ-1М (на базе ГАЗ-66 и одноосного прицепа ИАПЗ-738);

- мастерская ПРХМ-Д.

для войск тыла:

- мастерская МРИО.

Мастерская МРИВ, смонтирована на базе автомобиля ЗИЛ-131, и оборудование, перевозимое в одноосном прицепе ТАПЗ-755 (ИАПЗ-738), обладает широкими производственными возможностями. Мастерская МРС-И - частично унифицирована и относится к типу демонтажно-монтажных мастерских, оснащена установкой УДЗ-101 для электродуговой сварки и подзарядки аккумуляторов.

Аппаратная Э-350 предназначена для зарядки щелочных никелевых и серебряно-цинковых аккумуляторных батарей, переносных радиостанций, телефонных аппаратов и коммутаторов малой емкости. Заряд аккумуляторных батарей (аккумуляторов) может осуществляться как на месте, так и в движении.

Мастерская М-3М2 предназначена для текущего и частично среднего ремонта КВ и УКВ радиостанций, мелких радиорелейных станций, телефонно-телеграфной аппаратуры, а также бензоэлектрических агрегатов.

Оборудование мастерской ПРХМ-1М позволяет производить техническое обслуживание и текущий ремонт химического вооружения и имущества, а также средний ремонт приборов радиационной и химической защиты.

Мастерская МРИО позволяет выполнять ремонт специального оборудования автомобилей тыла и средств заправки и транспортирования горючего.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: