Зоря, палочка-выручалочка

Игра проводится где-нибудь во дворе или у забора, а где-нибудь у выхода или лазейки назначается место (дом или сало) для краденой палочки. Затем кто-нибудь из играющих, по жребию, состоящему большей частью из прибауток или меряния на палке, обязывается водить. Потом кто-нибудь из играющих посильнее бросает палку через забор на улицу как можно подальше, после чего все остальные прячутся в потаённых местах. Если дети выбирают место для игры довольно открытое, малообеспеченное от скорых розысков, то они стараются вводить в заблуждение водящего таким образом: закинувши палочку, они быстро, иногда даже на бегу, меняются друг с другом одеждой. В свою очередь водящий поспешно бежит за палочкой, и по возвращении к условленному месту стучит ею, давая тем самым знать, что начинает искать - «зорить», а при стуке громко кричит: «палочка пришла, никого не нашла, кого первого найдёт, тот за краденой пойдёт!». После этого, положив палочку на место, ищет спрятавшихся, стараясь, однако, по возможности, далеко не уходить от неё, чтобы в противном случае кто-нибудь из играющих не украл палочки. Отыскав или просто заметив кого-нибудь, водящий тотчас же громко кричит: «Вижу такого-то», называя при этом имя и фамилию, затем спешит к палочке, стучит ею и приговаривает: «Стук, стук, палочка на месте!». Так он отыскивает и прочих, и если благополучно всех сыщет, то первый сысканный в следующей игре начинает водить, а остальные прячутся. Но при поисках с водящим могут быть такие случаи: если водящий и сысканный окажутся близко друг к другу, то, чтобы первому зачурать другого, а сысканному отчураться от водящего, оба они бегут к палочке и каждый старается прежде другого застукать ею. Если первым добежит водящий, то, стукая, он кричит:«Чур у палочки!». Если, наоборот, первым добежит найденный, то, постукивая, кричит: «Палочка украдена!» Опоздавший к палочке обязывается водить, после чего овладевший ею снова забрасывает её и игра продолжается. Кроме того, в этой игре в обязанности каждого входит забота выручать товарищей, то есть отысканных и «застуканных» палочкой, а потому они стараются воспользоваться оплошностью или дальним нахождением водящего, завладеть палочкой и простучать со словами: «Палочка украдена!». Весть эта обыкновенно приятно поражает играющих, после того палочку снова закидывают, отысканные снова прячутся, а водящий снова бежит за палочкой. Вот он снова нашёл кого-нибудь, и, уже застукав его, пошёл отыскивать другого, а в это время, несмотря на полнейшую осторожность и зоркость его, откуда ни возьмись, точно коварный вор, выбежавший из засады игрок выручил товарища. Опять водящему забрасывается палка, а не спрятавшиеся прячутся. Водящий снова нашёл одного из товарищей, спешит к палочке, а найденный, по дальности расстояния, даже не попытается гнаться с ним до палочки, но вот, откуда ни возьмись, на выручку найденному игроку приходит третий игрок, находившийся к палочке ближе игрока; он выбегает из засады, скорее водящего достигает палочки, и, таким образом, выручает найденного. Бывают и такие случаи: соблазн берет кого-нибудь из находящихся в засаде выручить найденных товарищей - только что он вышел из засады и возымел намерение показать своё удальство перед товарищами, как на беду его зоркий водящий заметил его, скорее добрался до палочки и застукал её. Иногда в этой игре применяются также некоторые из тех способов, которые употребляются и при простых прятках, а именно: если водящий найдёт кого-нибудь и зачурает, то зачурованный обязан идти к дому или салу и стоять там до окончания игры, то есть пока водящий не отыщет всех, или пока кто-нибудь не выручит его, укравши палочку. После того в следующей игре водит или найденный раньше других, или новый игрок по жребию. Игра эта обыкновенно очень нравится детям в возрасте 6-10 лет. Движений, хохота, острот в ней без конца, вследствие чего дети обыкновенно играют в неё с большим увлечением подолгу.

Дай, дедушка, ручку! (Симбирская губерния).

Сначала играющие делятся на две равные партии, которые бросают жребий - кому прятаться, а кому - искать. Те, кому выпал жребий искать, выбирают из своей среды дедушку и уходят с ним в сторону. Прячущиеся же выбирают мать, которая прячет теперь своих детей по разным укромным местам, но, по возможности, недалеко друг от друга. Спрятавши детей, мать идёт к дедушке и говорит ему: «Дедушка, дай ручку!». Дедушка подает руку, а мать ведёт его со своими внучатами совсем в другую сторону от детей. На пути дедушка и внучата зорко смотрят по сторонам, выглядывая место, в котором спрятаны дети. Как только они заметят это место, тотчас же все бегут к спрятавшимся, чтобы словить хоть одного из них. В свою очередь спрятавшиеся, заметя это, тотчас же выбегают из своих засад навстречу матери, которая также бежит к ним навстречу и старается обогнать дедушку с внучатами. Если она успеет это сделать и раньше своих соперников добежит до своих детей, то уже из последних никто не может быть пойман. Если же противная партия успеет поймать хоть одного из них, в таком случае игроки меняются ролями и игра снова продолжается в том же порядке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: