Муха. Птичка

Вбивают в землю кол, аршина полтора длиной, так чтобы одна его половина ушла в землю, а другая, выдающаяся над землёю, была несколько наклонена в сторону и именно вперёд от игроков. Вокруг этого кола обводят круг. Затем из небольшой палочки, длиной вершка в два, делают «муху» с зазубриной в виде небольшого крючка, посредине которого можно было бы повестить «муху» на кол (см. рис. 4). В некоторых местностях Вятской губернии этой палочке придают форму птички, откуда и название самой игры - «птичка».
Рис.4. Муха.
Потом игроки канаются, кому водить. Тот, кому досталось водить, берёт «муху» и вешает её на кол с задней стороны. Чтобы «муха» лучше держалась на колу, конец задней стороны кола несколько стёсывается. Остальные играющие, шагах в 15-20 от кола, вырывают себе по ямке, в таком расстоянии одна от другой, чтобы не мешать друг другу при бросании палок, которыми каждый из них предварительно запасается, и потом, став одной ногой в ямку, бросает в кол с целью сбить с него «муху».
Когда «муха» слетит на далёкое расстояние, то ударивший бежит в поле за своей палкой и спешит возвратиться в свою лунку. Водящий в то же время бежит за «мухой», спешит посадить её на кол, а затем, если бивший в этот раз ещё не возвратился на своё место, то делает попытку занять его место, после чего прозевавший становится водящим. Но если перебежка бившего совершилась благополучно, или он не решится бежать, будучи не уверен, что благополучно сбегает за своей палкой, то начинает бить другой, третий и т. д. Когда все побросают палки и ни один не решится взять свою, тогда выступает на сцену «выручало», обыкновенно специально выбираемый для этой игры из лучших игроков и стоящий во время игры где-нибудь в стороне, чтобы не мешать другим, если всё идёт хорошо и успешно. «Выручало» подходит к колу на расстояние вдвое меньше против игроков и старается бить так сильно, чтобы «муха» отлетела как можно дальше, и чтобы в это время все игроки свободно могли возвратиться со своими палками из поля в свои лунки. Водящий по-прежнему старается возможно скорее схватить «муху», а ловкость водящих иногда простирается до того, что они ловят «муху» на лету - тотчас же пытаются повесить её на кол или даже вбросить в круг и затем по праву занять остающуюся свободную лунку. Если чья-нибудь палка в этой игре во время битья останется в кругу, то водящий берёт её и бросает со всей силой, как можно дальше от кола по тому направлению, по которому летает «муха». Поэтому нужно стараться бить так сильно, чтобы этого не случалось.

Джюль

(Вятская губерния).

Вколачивают в землю кол, толщиной в полвершка, чтобы он выставлялся из земли на четверть аршина. На этот кол кладут узенькую дощечку в четверть аршина длиной. На один конец дощечки кладут джюль, представляющий из себя деревянный конус в вершок длиной (см. рис.5), а по другому ударяют палкой. Вокруг кола, кроме того, проводят черту (круг) радиусом в сажень. Затем игроки бросают жребий - кому достанется бить по дощечке. Тот, кому это досталось, идёт в круг к джюлю, а остальные идут в поле ловить джюль.
Рис.5. Джюль.
Бьющий ударяет по свободному концу дощечки, отчего джюль взлетает вверх и направляется в поле, где игроки бросаются ловить его и кто поймает, тот бросает им в круг, стараясь при этом попасть в кол. Если бросавший попадёт джюлем в кол, то идёт в круг бить, а бьющий идёт в поле ловить джюль. Если же бросавший не попадает в кол, то бьющий по-прежнему остаётся в круге бить по дощечке. Если бьющий ударит по свободному концу дощечки так, что джюль, слетев с места, не вылетит из круга, то в кругу никто не имеет права его ловить и сам бьющий снова ставит его как следует на дощечку и бьёт снова.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: