общие положения

Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г.Чернышевского

Филологический факультет

Кафедра журналистики и связей с общественностью

ПОЛОЖЕНИЕ

О профессиональной практике студентов отделения «Журналистика»

Направление бакалавр Журналистики -030600.62

Чита, 2010

Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании” в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ, Федеральным законом “О высшем и послевузовском профессиональном образовании” от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ, Трудовым Кодексом Российской Федерации (№ 197-ФЗ от 30.12.2001г.), постановлением Правительства Российской Федерации от 05.04.2001 № 264 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации», «Положением о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования», утверждённым приказом Минобразования России от 25.03.03 №1154, Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению бакалавр Журналистики (03060.62), а также Положением об организации и проведении непедагогических практик для студентов ЗабГГПУ, утвержённого приказом ректора ЗабГГПУ 15.Х11.2002 г.

Настоящее Положение о практике является основным документом, определяющим сроки, объемы, порядок прохождения и цели профессиональной практики студентов отделения журналистики.

общие положения

1.1. Практика в СМИ является составной частью учебного плана, профессиональные дисциплины которого складываются из двух циклов – теоретического и прикладного. Первый цикл включает лекционные курсы и семинары, обучающие студентов теории и методам журналистского творчества, второй – непосредственную работу студентов в разных средствах массовой информации – в газетах и журналах, в информационных агентствах, на радио- и телевещании, в интернет-изданиях, а также книжных и иных издательствах.
1.2..Профессиональная практика – вид учебной работы, направленной на закрепление теоретических и практических знаний, полученных студентами в процессе обучения, приобретение и совершенствование практических навыков и компетенций по избранной специальности/направлению.

1.3. Профессиональная практика студентов, обучающихся по образовательной программе подготовки бакалавров, является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования.

2.ВИДЫ И СРОКИ ПРАКТИКИ

2.1. Профессиональная практика занимает в учебной программе не менее 15 недель.

2.2. Предусматриваются следующие виды профессиональной практики:

- учебно-ознакомительная – 5 недель (по окончании 2 семестра);

- первая производственная – 5 недель (по окончании 4 семестра);

- вторая производственная – 5 недель (по окончании 6 семестра).

2.3. Вид и содержание практики определяется настоящим Положением и учебным планом.

3. МЕСТО ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ

3.1.Местом прохождения практики являются редакции печатных периодических изданий (начиная с муниципальных и районных СМИ и заканчивая отделениями/филиалами/редакциями общероссийских изданий); редакции специализированных изданий; радиостанции; телеканалы; информационные агентства; редакции интернет-сайтов, порталов; пресс-службы и рекламные отделы коммерческих и некоммерческих организаций (как государственные, так и частные), прежде всего, Забайкальского края. Базовыми СМИ могут быть такие же структуры медиарынка и других регионов.

3.2. Место прохождения практики должно соответствовать выбранной специализации/профилизации студента.

4. ЗАДАЧИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

4.1.В задачи профессиональной практики входит закрепление и углубление полученных теоретических знаний по общепрофессиональным и специальным дисциплинам, приобретение необходимых практических умений и навыков по избранной специальности, использование результатов практики для подготовки выпускной квалификационной работы.

4.2. В процессе всех видов практик студенты и руководители практик должны направить усилия на:

- развитие способностей у студентов применять подученные теоретические знания по теории журналистики не практике в печатных и электронных СМИ;

- формирование профессиональной ориентации студентов на дальнейшую специализацию в тех или иных СМИ /печатные издания, информационные агентства, ТВ, радио/; - определение интереса к основному кругу избираемых тем;

- освоение студентами техники и технологии производства и распространения тех или иных СМИ;

- умение студентов взаимодействовать с коллегами в процессе творческой деятельности, приобщаться к специфике коллективного творчества;

- знакомство студентов с опытом работы в редакционных коллективах, развитие интереса к творчеству опытных коллег и развитие способности перенимать лучший профессиональный опыт;

- получение студентами первых навыков общения с людьми, работы с организациями и т.д. в процессе сбора и подготовки материала для журналистского выступления.

5.СОДЕРЖАНИЕ И ЦЕЛИ ПРАКТИКИ

5.1. Целью профессиональной практики является формирование и развитие профессиональных знаний и навыков у студентов в сфере избранной специальности, обеспечение на всех этапах практики непрерывности и последовательности овладения ими профессиональной деятельностью в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников.

5.2. Каждый вид практики имеет конкретное содержание и цель.

Учебно-ознакомительная практика ставит своей целью: познакомить студентов с организацией работы в печатных и электронных средствах массовой информации, дать первые навыки подготовки новостных материалов.

Данный вид практики должен быть наполнен следующим содержанием профессиональной деятельности:

1. Журналистская авторская:

- поиск исходных данных (сведения о людях, фактах, проблемах, ситуациях) для подготовки заявки на тему газетного, теле,- радиоматериала;

- предварительное ознакомление с существующими сведениями по данной теме и определение ходя дальнейшей работы над нею;

- «полевая» работа на объекте: сбор и анализ информации, необходимой для подготовки печатного, теле, - радиоматериала (непосредственное наблюдение событий, беседы с людьми, обращение к другим источникам информации с целью изучения фактов, ситуаций, проблем);

- формирование замысла будущей публикации, составление плана, сценарной разработки, подбор участников теле, - радиопередач и т.д.

- реализация профессионально-творческого замысла – непосредственное создание материала для газеты, телевидения, радио в жанрах новости, репортажа, корреспонденции с использованием необходимых средств и компонентов (иллюстративного, видео-, аудио и другого материала).

В результате прохождения практики студент должен:

- дать полную характеристику базового печатного или электронного СМИ /его тематическую направленность, типологию, организационную структуру, методы организационно-творческой работы/;

- иметь полное обоснованное (на основе социологических исследований) представление об аудитории данного СМИ;

- дать обоснованную (на основе контент-анализа) характеристику авторского актива СМИ;

- назвать и охарактеризовать наиболее запомнившиеся материалы в данном СМИ за период практики, рассказать о ярких журналистах и их публикациях;

- подготовить и опубликовать в печатных СМИ 7-10 материалов в жанре новости, репортажа, интервью; или: 2-3 телесюжета; или не менее 5 радиосюжетов.

Первая производственная практика ставит целью получить первые навыки ещё в двух видах журналистской профессиональной деятельности: журналистской организаторской и журналистской редакторской.

2.Журналистская организаторская:

- помощь нештатным авторам и участникам теле- и радиопередач в подготовке материалов для СМИ (определение темы и концепции, сотрудничество в процессе их реализации);

- обеспечение выражения в СМИ мнений широких слоёв аудитории по актуальным проблемам действительности (участие в проведении опросов, в том числе интерактивных, дискуссий и обсуждений, сеансов прямой телефонной связи, ток-шоу и т.д.);

- участие в проведении массовых мероприятий, организуемых печатной и электронной прессой (просветительские, общественно-политические, экологические акции, конкурсы, викторины, игры и т.д.);

- работа с редакционной почтой: чтение писем, подготовка к публикации в печати или в эфире.

3.Журналистская редакторская:

- оценка степени готовности к публикации в печати или в эфире представленного редакции материала;

- редактирование печатного текста, аудио- и видеоматериала;

-согласование правки с автором материала.

В результате студент должен:

- подготовить не менее 10 печатных материалов в разных информационных и аналитических жанрах /заметка, репортаж, отчёт, корреспонденция, статья/; или: не менее 7 телесюжетов; или: не менее 12 радиосюжетов.

- принять участие в подготовке редакционных мероприятий /читательская конференция, фестиваль прессы, семинар и др./;

- освоить технологический процесс подготовки материалов к печати /правка, редактура, согласование с автором/;

- сделать анализ редакционной почты по её релевантности, подготовить предложения для редакции по наиболее актуальным темам, подсказанным почтой.

Вторая производственная практика должна углубить ранее полученные теоретические и практические знания студента, а также развить знания и навыки в двух следующих видах журналистской профессиональной деятельности – программирующей и производственно-технологической.

4.Журналистская программирующая:

- участие в различных видах программирования и планирования работы органа информации;

- участие в информационном маркетинге;

- планирование собственной работы;

- участие в коллективном анализе текущей деятельности органа массовой информации (редакционные «летучки» и другие формы профессиональной рефлексии).

5.Производственно-технологическая:

- подготовка текста к печати, выходу в эфир; набор материала и компьютерная вёрстка номера, монтаж аудио- и видеоматериала;

- участие в подготовке к публикации ретранслируемой информации (получение, отбор, компоновка официальных материалов, агентских сообщений, справочных и рекламных текстов, материалов служб изучения общественного мнения и т.д.);

- непосредственное участие в процессе выпуска информации «в свет» и «в эфир» (обязанности дежурного по выпуску).

В результате студент должен:

- подготовить не менее 3 печатных публикации жудожественно-публицистических жанров (очерк, фельетон, памфлет и т.д.); или: не менее трёх телевизионных сценариев телепередач; или: не менее пяти радиопередач (15-20 мин. каждая);

- уметь планировать как собственную работу, так и редакционную на короткий отрезок времени (неделю, месяц), а также на перспективу (полгода, год);

- знать методику проведения маркетинговых исследований медиарынка:

- уметь проводить анализ и обозрение печатных выпусков изданий и теле, - радиопрограмм за определённый отрезок времени;

- получить первые навыки в электронной вёрстке печатных изданий и электронных материалов;

- самостоятельно скомпоновать полосу, номер газеты или журнала, а также выпуска теле,- радиопрограммы из большого количества материалов;

- знать обязанности дежурного по номеру газеты (выпуску программы на ТВ или РВ).

6.ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ

6.1.С каждым базовым предприятием или организацией, где проходят практику студенты, заключается Договор, в котором оговариваются права, обязанности сторон, сроки практик, количество практикантов.

6.2. Всю работу по организации производственной и иных видов практик проводят преподаватели кафедры журналистики.

6.3. На заседании кафедры утверждаются руководители практики, которые организуют эту работу: уточняют с руководителями базовых предприятий и организаций сроки и формы прохождения практики согласно Договора, о закреплении за ними шеф-наставников из числа профессиональных журналистов. Утверждается список студентов-практикантов и базовых предприятий и организаций, где они должны проходить практику. Готовится проект приказа рек­тора о прохождении практики, который предоставляется в деканат не ме­нее чем за месяц до начала практики.

6.4. Во время прохождения практики преподаватели поддерживают постоянный контакт с закреплёнными за ними студентами и с их шеф-наставниками, при необходимости решают организационные и творчес­кие проблемы практикантов. Каждый преподаватель должен лично побывать в тех СМИ, где студенты проходят практику. Рекомендуется вникать в суть получаемых практикантами заданий по подготовке журналистских материалов и при необходимости оказывать им методическую помощь.

6.5. Перед началом практики студент обязан согласовать в отделе практики вопрос о месте ее прохождения и получить направление на практику, которое регистрируется в Книге учета направлений на практику. Направление прикладывается к отчету о практике в обязательном порядке.

6.6. Студент имеет право самостоятельно выбирать место прохождения производственной практики. В этом случае он обязан в письменной форме проинформировать отдел практики и выпускающую кафедру не менее, чем за месяц до распределения на практику и получить направление на прохождение практики в выбранном им месте.

6.7. Материалы практики в этом случае должны соответствовать требованиям, предъявляемым к объему и материалам практики в соответствии с настоящим Положением.

6.8. Студент, получивший Направление на практику, обязан пройти практику в месте, указанном в Направлении.

6.9. Изменение места прохождения практики допускается в случае не соответствия места практики целям и задачам профессиональной подготовки студентов по избранной специальности; при наличии уважительной причины, делающей невозможным прохождение практики по месту направления студента. Во всех случаях студент обязан проинформировать отдел практики и руководителя практики о любых изменениях, происходящих во время прохождения практики, включая изменение сроков прохождения практики, досрочное прерывание практики, изменение места прохождения практики.

По окончании практики в 20-дневный срок должны быть оформлены отчёты каждым студентом-практикантом, вестись аттестация студентов. При этом могут, применяться разные формы, включая итоговую конферен­цию с приглашением руководителей базовых СМИ.

7. ОБЯЗАННОСТИ СТУДЕНТОВ-ПРАКТИКАНТОВ

Во время прохождения практики студент обязан:

- явиться на установочное организационное собрание, проводимое руководителем практики;

- своевременно прибыть на место прохождения практики;

- соблюдать режим работы, выполнять указания руководителя практики;

- строго руководствоваться утверждённой программой практики;

- творчески подходить к выполнению рекомендаций и наставлений руководителя практики и шеф-наставника;

- проявлять организованность и дисциплинированность во время выполнения заданий;

- в случае непредвиденных обстоятельств должен сразу поставить в известность руководителя практики и решить вопрос об изменении её программы или условий;

- строго в установленные сроки /20 дней по окончании практики/ предоставить отчёт своему руководителю по установленной форме.

8.ПРАВА СТУДЕНТОВ - ПРАКТИКАНТОВ

Во время прохождения практики студент имеет право:

- выбирать редакцию базового СМИ для прохождения практики из ряда предложенных руководителем практики;

- в период прохождения практики пользоваться специальной литературой и оргтехникой, имеющейся на филологическом факультете ЗабГГПУ;

- получать необходимые консультации у преподавателей кафедры журналистики в установленное для этого время;

- при возникновении уважительных причин ставить вопрос об изменении утверждённых сроков и иных условий прохождения практики.

9.ТРУДОВЫЕ НОРМЫ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ

9.1. Продолжительность рабочего дня студентов регламентируется в соответствии с Трудовым Кодексом Российской Федерации. При прохождении практики она должна составлять для студентов в возрасте от 16 до 18 лет - не более 36 часов в неделю, в возрасте от 18 и старше не более 40 часов в неделю (ст. 92 Трудового Кодекса Российской Федерации).

9.2. В период практики на студентов распространяются правила внутреннего распорядка, положения о дисциплине, действующие в принимающих организациях, и нормы законодательства об охране труда.

9.3 На студентов, проходящих практику и зачисленных на штатные должности, распространяется трудовое законодательство, и они подлежат государственному социальному страхованию наравне со всеми работниками.

10.ОТЧЁТ О ПРОХОЖДЕНИИ ПРАКТИКИ

10.1.По итогам практики студенты в 20-дневный срок обязаны представить руководителю следующие отчётные документы:

а).Письмо-заключение /отзыв/ руководителя редакции, отдела или шеф-заставника, в котором дожна содержаться характеристика творческой и иной работы студента во время прохождения практики. Документ должен быть заверен печатью редакции, студии или иного подразделения и подписью.

б).Собственный письменный отчёт /объём 1,5-2 стр./, в котором должны быть указаны виды проделанной работы и высказаны собственные оценки результативности;

в).Публикации /вырезки/ печатных материалов, планы-сценарии телевизионных передач /желательно с кассетами видеозаписи окончательной видеопродукции/, расшифровки радиопередач /обязательно аудиокассеты с записью передач/.

В собственных отчётах практикантов должно быть два раздела:

I. В нём должна быть отражена краткая история базового СМИ, его тематическая направленность, типология и организационная структура.

2. В нём даётся собственный анализ творческой работы студента во время практики, указывается проблематика материалов, над которыми работал студент, указывается на то, что удалось сделать и что не удалось и почему.

10.2.Отчёт о практике должен бить выполнен и оформлен аккуратно, как важнейший итоговый документ определённого периода учебного процесса. Отчёт служит важным промежуточным звеном в системе аттестации студента как специалиста.

10.3. Отчет должен включать:

1) Титульный лист. Требования к оформлению титульного листа должны соответствовать требованиям, предъявляемым к оформлению курсовых работ;

2) Описательную часть прохождения практики, состоит из:

- введения (студент указывает цели и задачи практики в соответствии с программой практики);

- описания места прохождения практики (название редакции/организации, ее целевая аудитория, направленность или специализация издания и т.п.);

- календарного графика прохождения практики (формируется по неделям, с указанием выполняемых студентом задач; составляется в виде таблицы);

- описания выполненных студентом индивидуальных заданий;

- заключения (выводы и предложения по организации практик).

Объем описательной части должен составлять 2- 5 стр. формата А 4;

3) Характеристику (предоставляется на фирменном бланке организации, за подписью ответственного лица, заверенной печатью организации);

4) Предоставляются материалы, подготовленные во время практики:

- а) печатные публикации (размещаются на стандартных листах формата А 4 с указанием названия издания, номером и датой его выхода).

- опубликованные материалы, где указаны настоящие фамилия и имя автора публикации, редакцией не заверяются;

- авторство публикаций без подписи или под псевдонимом подтверждается редакцией в обязательном порядке (подпись ответственного лица, заверенная печатью организации);

- авторство материалов, принятых к публикации, но не опубликованных по независящим от студента причинам подтверждается редакцией в обязательном порядке (подпись куратора практики от организации и печать);

б) аудио- и видеоматериалы:

-расшифровки радио - и телематериалов заверяются редакцией, если студент не предоставляет записи сюжетов на аудио или видео-носителях (подпись руководителя и печать радио или телеканала на расшифровке);

-записи аудио - или видеосюжетовпредоставляются на CD или DVD–дисках.

в) PR и рекламные материалы (РR-тексты, сценарии, медиа-планы и т.д.) представляются на фирменном бланке организации, заверяются куратором практики от организации (подпись и печать);

г) макеты сверстанных полос и рекламных модулей, фотоматериалы, материалы, опубликованные на информационных сайтах заверяются руководителем редакции/организации/интернет-ресурса (подпись и печать).

д) вычитанные полосы с пометками литературного редактора з аверяются руководителем организации (подпись и печать);

11.ЗАЩИТА ПРАКТИК

11.1.Защита летних практик проводится в первом семестре нового учебного года до 1 ноября.

11.2.За несвоевременную сдачу практики без уважительной причины оценка за практику снижается.

11.3.Без снижения оценки за практику к защите допускаются материалы практики, сданные без нарушения сроков сдачи, или сданные с нарушением сроков, но по уважительной причине.

11.4.В случае если студент нарушил сроки сдачи практик и предоставил материалы практики в отдел, когда остальные работы уже были переданы преподавателю, на отчете о практике проставляется виза отдела, делается запись в Книге учета практик, сданных с нарушением срока, и выдается направление на сдачу практики преподавателю. Студент самостоятельно передает практику преподавателю.

11.5.Защита производственной практики происходит по группам открыто и гласно.

11.6. Преподаватель заблаговременно знакомится с материалами производственной практики, назначает дату и время защиты, рецензента из числа студентов группы и предоставляет ему возможность ознакомиться с материалами практики.

11.7.На защиту практики студент предоставляет преимущественно опубликованные материалы, расшифровки вышедших в эфир теле-, радиосюжетов, распространенные пресс-релизы, макеты сверстанных полос, фотографии, распечатки интернет--страниц и рекламных модулей, смоделированных студентом, материалы, опубликованные на информационных сайтах. Студент может защищать так же и не опубликованные (не прошедшие в теле-, радиоэфире), но подготовленные им и заверенные редакцией материалы, пресс-релизы

11.8.К защите наравне с вышедшими в эфир материалами могут быть представлены и параллельные закадровые тексты подготовленных практикантами, но не вышедших в эфир теле- и радиосюжетов (это относится к тем случаям, когда практикант по заданию редакции вместе с профессиональным журналистом параллельно снимает, монтирует и пишет закадровый текст для теле-, радиосюжета, который принимается редактором, но в эфир не выходит). Все параллельные тексты должны быть заверены редакцией (подпись, печать) и содержать указание на дату и время выхода в эфир подлинной версии. В этом случае для сравнения наряду с параллельными текстами студент может предоставить и вышедшие в эфир материалы.

11.9. Альтернативные материалы, подготовленные студентом, но не принятые редакцией СМИ к публикации, PR или рекламным отделом к распространению, могут быть представлены к защите, в случае, если на них стоит подпись редакции для которой, они готовились («не принят к публикации») и если уровень материала позволяет его положительно оценить. Студент должен обосновать, почему материал не был принят редакцией. В каждом конкретном случае требуется индивидуальное рассмотрение материала, как отделом практики, так и руководителем практики.

11.10. Проведением и защитой практик руководит преподаватель, в нагрузку которого входят соответствующие часы. Оценка за производственную практику выставляется по пятибалльной системе и приравнивается к оценкам, полученным студентом на экзаменах, учитывается при подведении итогов общей успеваемости и назначении на стипендию в соответствующем семестре.

11.12. Студент, не защитивший производственную практику до 25 декабря текущего года, к зимней сессии не допускается.

11.13.. Студенты, не выполнившие программы практики или получившие неудовлетворительную оценку, направляются на практику вторично в индивидуальном порядке без отрыва от учебы. Студенты, вторично не выполнившие требования программы практики или получившие неудовлетворительную оценку, отчисляются из университета как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном Уставом университета и Положениемо текущем контроле обучения и промежуточной аттестации.

11.14. После защиты практики сдаются руководителями практики на кафедру журналистики и СО и хранятся там до начала следующего семестра.

Литература в помощь студенту, проходящему практику:

1. Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста. - М., 2004.

2. Горохов В. Основы журналистского мастерства. - М., 2001.

3. Горохов В.М. Слагаемые мастерства. - М., 2002.

4. Гуревич С.М. Основы научной организации журналистского труда. - М., 2005.

5. Дзялошинский И. Российский журналист в посттоталитарную эпоху. - М., 2000.

6. Дмитриев Л.А. Искусство информации (ч.1-2). - М., 2006.

7. Ким М.Н. От замысла к воплощению. - Санкт-Петербург, 2007.

8. Кузин В.И. Психологическая культура журналиста. Санкт-Петербург, 2003.

9. Левин В. Воспитание творчества. - М., 2001.

10. Методы журналистского творчества. - М., 2005.

11. Музыкант В.Л. Подготовка к творческому конкурсу по журналистике. – М., 2000.

12. Основы творческой деятельности журналиста (под ред. С.Г.Корконосенко). – Санкт-Петербург, 2000.

13. Основы творческой деятельности журналиста (под ред. Г.В.Лазутиной). – М., 2000.

14. Теплюк В.М. Этика журналистского творчества. - М., 2006.

15. Поль Л.Сопер. Основы искусства речи. Книга о науке убеждать. - Ростов-на-Дону, 2002.

16. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики - М., 2005.

17. Смирнов В. Практическая журналистика. - М., 2007.

18. Стилистика газетных жанров. - М., 2006.

19. Уроки Аграновского. - М., 1986.

20. Шостак М. Журналистика новостей. - Журналист, № 9, 2007.

21. Шостак М. «Картинки» репортера. - Журналист, № 10, 2007.

22. Шостак М. Оперативное комментирование. - Журналист, № 12, 2007.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: