Тема3. Социальная синергетика

Определение синергетики. Предмет синергетики. Структура синергетического знания: естественнонаучная синергетика (биологическая и физическая синергетика), социальная синергетика. Фундаментальная и прикладная социальная синергетика.

Феноменология самоорганизации. Эссенциология самоорганизации. Человек и социум как саморазвивающаяся системы. Процессы иерархизации и деиерархизации. Бифуркация. Аттрактор. Конкуренция и кооперация. Закон суперотбора.

Тема 4. Предмет синергетической акмеологии. Синергетическая акмеология и фундаментальная акмеология.

Аттрактор и акме. Аттрактор как акме социума. Предмет синергетической акмеологии.

Синергетическая акмеология как дальнейшее развитие фундаментальной акмеологии. Связь социального и индивидуального акме. Множественность акме. Относительное и абсолютное акме. Акме и катаболе. Синтез порядка и хаоса как критерий совершенства.

Тема 5. Закон дифференциации и интеграции социальных идеалов.

Научный подход к понятию идеала. Социальный идеал, его роль в жизни социума. Индивидуальные и общезначимые идеалы. Религиозные и светские идеалы. Закон дифференциации и интеграции социальных идеалов. Идеал и ценность. Эволюция культуры как эволюция социальных идеалов. Новый подход к проблеме духовности.

Тема 6. Синергетическая акмеология как философия истории.

Проблематика философии истории. Классификация концепций философии истории. Связь смысла человеческого существования со смыслом истории. Смысл жизни человека с точки зрения синергетической акмеологии. Смысл смены поколений. Проблема суператтрактора.

Тема 7. Практическое значение синергетической акмеологии.

Теория антидеятельности. Научная художественная философская антидеятельность. Предел новаций деятельности.

Карьерология как теория духовной карьеры. Самовыражение и самоутверждение индивидуума. Проблема общезначимости создаваемой ценности. Достижение индивидуального акме как результат взаимодействия субъективного и объективного факторов. Свобода и необходимость в деятельности индивидуума.

Этноакмеология как синергетическая теория этногенеза. Поведенческий стереотип. Стереотип бытового поведения. Этнос и нация. Закон релевантности.

Тема 8. Отношение синергетической акмеологии к современным философским концепциям.

Синергетическая акмеология и универсальный эволюционизм. Ноосфера и эстетосфера. Проблема устойчивого развития.

Синергетическая акмеология и глобальный гуманизм. Приоритет глобальных проблем. Глобальные и частночеловеческие ценности. Проблема насильственных методов решения социальных проблем. Синергетическая акмеология о новом гуманистическом идеале (идеал либерального человека).

Перечень контрольных вопросов

1. Как назывались в Древнекитайской философии светлое и темное начало?

2. В чем сущность состояния нирваны в буддизме?

3. В чем состоит высшее счастье человека по Аристотелю?

4. Когда и кем было введено в научный оборот понятие «акмеология»?

5. Какова последовательность наук, изучающих фазы жизни человека как индивида по Б.Г.Ананьеву?

6. Что такое продуктивная деятельность?

7. В чем состоит самоподготовка и самоорганизация индивидуума?

8. Каковы отличительные особенности диссипативной системы?

9. Что представляет собой развитие с точки зрения синергетики?

10. Как называется последовательное объединение элементарных диссипативных структур в диссипативные структуры более высокого порядка?

11. Что такое бифуркация?

12. Чем отличается отбор от суперотбора?

13. В чем заключается критерий совершенства с точки зрения социальной синергетики?

14. Что такое идеал с научной точки зрения?

15. Что представляет собой социальный идеал с практической точки зрения?

16. Каково соотношение понятий «идеал» и «истина»?

17. Что можно назвать критерием идеала?

18. Каково соотношение идеала и ценности?

19. В чем состоит особенность тоталитарных социальных идеалов?

20. В чем состоит смысл существования экстремистских социальных идеалов?

21. Что есть духовность с позиции синергетической акмеологии?

22. Что является результатом реализации идеала?

23. Что такое культура?

24. Существует ли предел развития социальной системы?

25. В чем заключается смысл смены поколений с точки зрения синергетической акмеологии?

26. Какова роль общезначимой ценности в процессе достижения индивидуумом акме?

27. Какую роль играет творчество в процессе достижения человеком акме?

28. Каким должен быть выбор человека, чтобы быть свободным?

29. В чем состоит требование гармонизации акме?

30. Каковы эмпирические закономерности взаимодействия разных народов (этносов)?

31. В чем различие этноса и нации?

Задания для самостоятельной работы

1. Дайте определения понятий: акме, деятельность, созидательная деятельность, продуктивность, самоподготовка, самореализация; аттрактор, бифуркация, порядок, хаос, диссипативная система; идеал, ценность, культура, духовность.

2. Опишите модели движения к акме и дайте их сравнительный анализ.

3. Выделите мотивы стремления человека к акме (на конкретном примере).

4. Дайте сравнительную характеристику классической, фундаментальной и прикладной акмеологии.

5. Назовите особенности синергетического подхода к акмеологии.

6. Назовите и охарактеризуйте основные факторы социального отбора.

7. Опишите разницу между социальным конформизмом и трансформизмом (на конкретных примерах).

8. На примере конкретного социального идеала выделите его прагматический и утопический аспекты.

9. Опишите взаимоотношение идеологии и науки, идеологии и религии.

10. Дайте сравнительный анализ основных подходов к проблеме смысла исторического развития.

11. Назовите и охарактеризуйте основные подходы к смыслу жизни человека.

12. Назовите примеры антинаучной, антихудожественной деятельности (обоснуйте свой выбор).

Темы рефератов

1. Место акмеологии в системе обществоведения и человекознания.

2. Акмеологическое понимание человека.

3. Акмеологический и психологический подход к личности.

4. Соотношение профессионального и социального акме в деятельности человека.

5. Синергетическая акмеология как дальнейший этап развития акмеологии.

6. Принципы синергетической акмеологии.

7. Связь социального и индивидуального акме.

8. Смена ценностных ориентиров в кризисный период жизни общества.

9. Человек и общество как диссипативные системы.

10. Проблема человеческого бессмертия с точки зрения синергетической акмеологии.

Вопросы для подготовки к экзамену

1. Принцип акмеологичности в истории человеческой мысли.

2. Предпосылки возникновения акмеологии в психологии и философии.

3. Предмет акмеологии.

4. Основные понятия акмеологии. Пути движения к акме.

5. Методы достижения акме. Мотивы стремления к акме.

6. Социальная синергетика как общенаучная теория.

7. Основные понятия социальной синергетики.

8. Человек и общество как диссипативные системы.

9. Проблема устойчивого социального развития.

10. Синергетическая акмеология и идеология.

11. Понятие идеала. Идеал и ценность. Идеал и истина.

12. Индивидуальные и социальные идеалы.

13. Закон дифференциации и интеграции социальных идеалов.

14. Синергетическая акмеология и культурология.

15. Эволюция культуры как эволюция ценностей.

16. Синергетическая акмеология и философская антропология.

17. Проблема смены поколений с точки зрения закона диффернециации и интеграции социальных идеалов.

18. Вопрос смысла человеческого существования в синергетической акмеологии.

19. Синергетическая акмеология и философия истории.

20. Смысл исторического развития с точки зрения синергетической акмеологии

21. Понятие суператтрактора. Отличительные черты суператтрактора.

22. Синергетическая акмеология и теория духовной карьеры.

23. Деятельность и антидеятельность.

24. Предел новаций деятельности. Проблема духовного кризиса и переоценки ценностей.

25. Достижение акме в индивидуальной творческой деятельности.

26. Проблема свободы выбора в синергетической акмеологии.

27. Этноакмеология.

28. Этнос. Нация. Этнический стереотип.

29. Закон релевантности.

30. Синергетическая акмеология как дальнейшее развитие фундаментальной акмеологии.

3. Распределение часов курса по темам и видам работ

Наименование темы Всего часов Аудиторные занятия Самост. работа
Лекции Семинарские занятия
  Тема 1. Предпосылки возникновения акмеологии.        
  Тема 2 Предмет и задачи, основные понятия акмеологии.        
  Тема 3. Социальная синергетика.      
  Тема 4. Предмет синергетической акмеологии. Синергетическая акмеология и фундаментальная акмеология.        
  Тема 5. Закон дифференциации и интеграции социальных идеалов.        
  Тема 6. Синергетическая акмеология как философия истории.        
  Тема 7. Практическое значение синергетической акмеологии.      
  Тема 8. Отношение синергетической акмеологии к современным философским концепциям.        
Итого:        

4. Форма итогового контроля - экзамен

5.Учебно-методическое обеспечение курса

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРРАТУРА

Основная

1. 1.Абдульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. –М.; «Мысль», 1991.

2. 2.Акмеология. Учебник для вузов. М., 2002

3. 3.Бодаев А.А. Вершина в развитии взрослого человека. Характеристики и условия достижения. М., 1998

4. Бранский В.П. Искусство и философия. – Калининград, 1999

5. Бранский В.П., Пожарский С.Д. Социальная синергетика и акмеология. СПб, 2002

6. Дергач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Методолого-прикладные основы акмеологического исследования. М., 2000

7. Кузьмина Н.В. Предмет акмеологии. СПб, 2002

8. Хозяинов Г.И. Основы Акмеологии. М., 2002

9. Хрестоматия по философии. Учебное пособие. Составители П.В.Алексеев, А.В.Панин. М., 2002

10. Хрестоматия по истории философии. Учебное пособие: в 3-х частях. М.,2001

Дополнительная

1. Ананьев Б.Г. О проблеме современного человекознания. СПб.: Питер, 2001

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001

3. Бранский В.П. Социальная синергетика и теория наций. СПб, 2000

4. Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем. СПб, 1999

5. Горбачев М.С. Размышления о прошлом и будущем. М., 1998

6. Гумилев Л. Этногенез и биосфера Земли. М., 1993

7. Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. Кн. 1,2000

8. Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. Кн. 2, СПб., 2001

9. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М., 1990

10. Печчеи А. Человеческие качества. М., 1985

11. Синергетика: Человек, общество. - М.: Изд-во РАГС, 2000

12. Синергетическая парадигма. Под ред. В.С. Степина, В.И. Аршинова, В.Э. Войцеховича. М., 2000

13. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М.: Высшая школа, 1991

Составитель программы: первый проректор Санкт-Петербургской акмеологической академии, кандидат психологических наук С.Д.Пожарский.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: