Наше государственное имущество за рубежом

В первую очередь, речь идет о многочисленных объектах недвижимости, которые перешли Российской Федерации в наследство от Советского Союза. На это наследство претендовали и другие вновь образовавшиеся на обломках СССР государства, но в 1993 г. между РФ и другими правопреемникам Советского Союза было заключено соглашение. Суть его в том, что РФ взяла на себя как все зарубежные активы СССР, так и обязательства по погашению долгов Советского Союза. Своего рода «нулевой вариант» решения споров. Правда, если кредиторы СССР вели учет каждой копейки причитавшихся им от РФ платежей, то Россия толком не могли разобраться в унаследованных зарубежных активах. Среди этих активов были также долги стран третьего мира перед Советским Союзом, большая часть которых либо была прощена, либо была конвертирована в товарные поставки или какие-то физические активы на территориях стран-должников. На этих манипуляциях с нашими долговыми требованиями многие чиновники хорошо погрели руки.

Еще печальнее обстояли дела с недвижимостью, а также некоторыми другими активами (например, доли в капиталах зарубежных компаний). Учет и инвентаризация объектов недвижимости толком не велись. Цифры, свидетельствующие о размерах и стоимости российской зарубежной собственности, далеко не однозначны. По сведениям Счетной Палаты федеральная собственность за рубежом насчитывает по состоянию на 1 января 2008 года 3030 объектов недвижимости в 124 государствах, а также 19 долей в уставных капиталах иностранных акционерных обществ, полученных во времена СССР. Совокупная балансовая стоимость их всех, по официальным оценкам, не превышала 3 млрд. долларов. Между тем международное детективное агентство Pinkerton еще в 1996-1998 гг. оценило зарубежную госсобственность страны в 400 млрд. долл., а Счетная палата РФ - примерно в 300 млрд. долл. по ситуации на начало 2008 года. (Н.А. Шебанова. Собственность Российской Федерации за рубежом: правовое регулирование и защита. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. - СПб., 2011). Более десяти лет назад управление зарубежным имуществом в части, касающейся недвижимости, было передано двум организациям: министерству иностранных дел РФ и управлению делами Администрации Президента РФ. Российский МИД отвечает за имущественные комплексы, относящиеся к нашим посольствам, управление делами - за все остальное. Никакой информации о том, сколько на сегодняшний день имущества находится на балансе управления делами АП и как оно управляется, нет. Можно только догадываться, что это громадный имущественный комплекс. В наших СМИ периодически появляются публикации, намекающие на серьезные злоупотребления и манипуляции с этим имуществом (типа «ускоренной приватизации»). В силу полной «непрозрачности» деятельности управления делами эти намеки нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: