Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Назовите основные особенности образов памяти при слепоте и слабовидении.

2. В чем заключается специфика процесса формирования представлений при дефектах зрения?

3. Какие условия необходимы для сохранения зрительных представлений у ослепших? Какую роль они играют в компенсации дефекта?

Литература

1. Ананьев, Б. Г. Проблема представлений в советской психологической науке: Философские записки / Б. Г. Ананьев.– М.-Л., 1950. – т. 5.

2. Литвак, А. Г. Тифлопсихология / А. Г. Литвак.– М.: Просвещение, 1985.

3. Плаксина, Л. И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения / Л. И. Плаксина.– М.: ГороД, 1998.

4. Солнцева, Л. И. Тифлопсихология детства / Л. И. Солнцева.– М., 2000.


Тема 8. Особенности внимания при зрительных нарушениях у детей

План лекции

1. Определение внимания. Виды внимания. Качества внимания.

2. Внимание и его роль при дефектах зрения.

3. Особенности развития внимания у детей с нарушением зрения.

Основные понятия: внимание, произвольное внимание, непроизвольное внимание, сенсорное внимание, интеллектуальное внимание, моторное внимание.

1.

Внимание – это направленность психической деятельности, сознания человека на избирательное восприятие определенных предметов и явлений. Оно необходимо при восприятии, мышлении или при выполнении различных действий. Внимание проявляется в сенсорных, двигательных и мыслительных процессах.

В зависимости от направленности и проявления различают 3 формы внимания:

– сенсорное (перцептивное);

– интеллектуальное;

– моторное (двигательное).

Направленность и сосредоточенность внимания постоянно создают возможность более глубокого раскрытия различных сторон психической деятельности в форме образов предметов и явлений, осуществления активных действий.

Основные виды внимания:

· непроизвольное – является наиболее простым, имеет пассивный характер. Физиологическим проявлением этого вида внимания служит ориентировочная реакция.

Структура непроизвольного внимания формируется и определяется физическими, физиологическими, психофизическими и психическими факторами. Возможным условием возникновения этого вида внимания является качество раздражителей и их новизна. Новизна раздражителя может проявиться при любой модальности ощущений и восприятия. У тотально слепых отсутствует реакция на новизну и качество раздражителя, например, на цвет и свет. У частичновидящих она может проявляться как на новизну, так и на качество раздражителя (цвет, свет, контраст).

Внимание незрячих привлекают громкие и слабые звуковые раздражители, резкий запах, неровность дороги. Особенно у детей с нарушением зрения развито слуховое и моторное непроизвольное внимание.

Основной и главной функцией непроизвольного внимания является быстрое и правильное реагирование на изменения окружающей среды, на выделение объектов, которые могут иметь жизненный смысл.

· произвольное. Если деятельность осуществляется в русле сознательных намерений субъекта и требует с его стороны волевых усилий, то говорят о произвольном внимании. Оно отличается активным характером и сложной структурой.

Функции произвольного внимания связаны с целью деятельности, при осуществлении которой требуются усилия воли (например, конструирование по образу, игра, учебный процесс).

Основной функцией произвольного внимания является регулирование протекания психических процессов. Благодаря произвольному вниманию дети способны извлекать из памяти необходимые сведения, ставить конкретные цели.

· постпроизвольное. В процессе игровой и учебной деятельности ребенка значимой может стать сама деятельность, а не только ее результат, как это происходит при произвольном внимании.

Например, ученика может заинтересовать учебный процесс, при котором не требуется особых волевых усилий, однако внимание сохраняется. Оно переходит в постпроизвольное. С эти видом внимания связаны наиболее интенсивные и плодотворные виды деятельности.

Все качества внимания: активность (произвольное и непроизвольное внимание); направленность (внешнее и внутреннее внимание); широта (объем, распределение); переключение (трудное, легкое); интенсивность, сосредоточенность (высокая, низкая); устойчивость (устойчивое, неустойчивое) оказываются под влиянием зрения, но способны к высокому развитию, достигая, а порой и превышая, уровень его развития у зрячих.

2.

Внимание, не являясь самостоятельным психическим процессом, проявляется внутри ощущений, восприятий, памяти, мышления и других процессов как сосредоточение сознания на отражаемом объекте. Избирательная направленность внимания обеспечивает особую ясность и отчетливость осознания объекта. Включение внимания в тот или иной процесс существенно изменяет его, превращая в направленную деятельность. Так, восприятие превращается в наблюдение, случайное течение мыслей – в обдумывание той или иной задачи, непроизвольное воспроизведение образов и мыслей – в процесс припоминания и т. д. Придавая психической деятельности избирательную направленность, внимание в то же время дает эффект сенсибилизации, которую нужно понимать не только как повышение чувствительности, но и, как повышение восприимчивости к впечатлениям, мыслям, действиям и т. д. Внимание обеспечивает также сосредоточение сознания на объекте деятельности при одновременном его отвлечении от всего постороннего, мешающего деятельности в заданном направлении.

Выпадение или нарушение зрительных функций при слепоте делает невозможным или затрудняет зрительное отражение мира, в результате чего из сферы ощущений и восприятий выпадает огромное количество сигналов, информирующих человека о важнейших свойствах предметов и явлений. Совершенно очевидно, что компенсация этих пробелов в чувственном опыте возможна только при активизации деятельности сохранных органов чувств. В этой активизации существенная роль принадлежит вниманию.

Наблюдения за слепыми детьми говорят о низком уровне развития их внимания, обусловленном узостью интересов к окружающему миру, о котором они получают по сравнению со своими зрячими сверстниками лишь немногочисленные и разрозненные сведения. Нужно отметить также, что уменьшение количества раздражений при нарушениях зрения снижает устойчивость внимания. В то же время длительное воздействие слуховых раздражителей быстро утомляет слепых и ведет к рассеиванию внимания.

Высшие виды внимания (произвольное и послепроизвольное) непосредственно связаны с деятельностью, в процессе выполнения которой формируются духовные потребности, интересы, волевые качества и сознание личности, в конечном итоге определяющие уровень развития и направленность внимания. Отсюда становится понятным, что приобщение лиц с дефектами зрения к активной деятельности должно способствовать развитию непроизвольного и произвольного внимания.

Для успешного развития внимания слепых имеет значение и возникающая у них потребность в отчетливом, рельефном восприятии многочисленных свойств предметов и признаков их, которые приобретают сигнальное значение и выступают на первый план при нарушениях зрения.

Затруднения, испытываемые лицами с дефектами зрения в процессе познавательной и трудовой деятельности, требуют от них гораздо более внимательного отношения к ряду операций. В результате подсознательно формируется установка на внимание, на более тщательный контроль за своими действиями.

3.

Всматриваясь, вслушиваясь, напряженно обдумывая или припоминая что-либо, человек внешне выражает состояние внимания мимикой и пантомимикой – выразительными движениями лица и тела. Выразительные движения формируются на основе зрительного восприятия и подражательной деятельности и зависят от того, насколько отчетливо и осмысленно они воспринимаются ребенком от взрослых. При наиболее глубоких нарушениях зрения визуальное восприятие выразительных движений взрослых затрудняется или становится невозможным, вследствие чего полностью или частично исчезает потребность в подражании. То, что выразительные движения есть результат подражательной деятельности, хорошо иллюстрируется отсутствием или слабым развитием мимики у нормально видящих детей, воспитанных слепыми родителями.

При тотальной слепоте типичные для состояния внимания позы и сокращения мышц лица – нахмуривание бровей, наморщивание лба, фиксация взгляда, поворот к объекту, на который направлено внимание, и т. п. – отсутствуют или проявляются в очень ослабленном виде. Для слепого в состоянии внимания характерны маскообразное выражение лица и такое фиксированное положение головы и тела, которое способствует наиболее отчетливому слуховому восприятию. Например, часто можно наблюдать, как слепые, вслушиваясь в чью-либо речь, поворачиваются к говорящему вполоборота.

В тифлопсихологии известны многочисленные, но неудачные попытки обучения слепых мимическому выражению внимания. Однако элементарные проявления сосредоточения внимания, например поворот головы в сторону говорящего, легко усваиваются слепыми и должны у них формироваться в процессе воспитания и обучения.

Внимание не имеет собственного содержания и проявляется внутри различных психических процессов. Отсутствие зрения, обусловливая при известных условиях компенсаторное развитие слухового и осязательного восприятия, соответственно требует развития слухового и осязательного внимания.

Внимание характеризуется рядом свойств (объем, концентрированность, устойчивость, отвлекаемость и т. д.), проявление и развитие которых у слепых имеют некоторые особенности. Например, затруднения в сфере восприятия отрицательно сказываются на объеме, переключаемости и устойчивости внимания. Замедленное и недостаточно полное восприятие препятствует разнообразию впечатлений и действий, что является одним из важнейших условий устойчивости внимания; скорость переключения внимания связана со скоростью и точностью восприятия; такая же зависимость наблюдается между качеством восприятия и объемом внимания.

Слепота вносит некоторые специфические особенности в развитие и проявление внимания. Однако в целом развитие внимания слепых подчиняется тем же закономерностям, что и у нормально видящих, и может достигать такого же уровня развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: