Анализ производственного травматизма показывает, что около 25 % несчастных случаев происходит при эксплуатации строительных машин.
Основными причинами травматизма могут быть:
- наезд на людей;
- опрокидывание машин (при перегрузе, неправильной установке);
- травмирование работающих движущимися частями;
- падение груза с высоты;
- обрушение грунта и др.
Машина может быть источником повышенной запыленности и загазованности, повышенных уровней шума и вибрации. Существует возможность поражения электрическим током при работе у линии электропередач.
Причинами травматизма также могут быть:
- конструктивное несовершенство грузоподъемных машин;
- недостаточная прочность машин;
- ошибочные действия персонала, обслуживающего грузоподъемные машины, и т.д.
Безопасность работ при использовании грузоподъемных машин должна поддерживаться рядом технических и организационных мероприятий:
- установкой, эксплуатацией и оборудованием ГПМ в соответствии с нормативными документами, проектом производства работ и другой технической документацией;
|
|
- назначением лиц, ответственных за безопасное производство работ кранами;
- организацией технического надзора за грузоподъемными машинами;
- проведением технического освидетельствования грузоподъемных машин.
Основным документом, определяющим безопасную и надежную работу грузоподъемных машин, являются «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов».
Правила устанавливают требования к проектированию, изготовлению и эксплуатации грузоподъемных кранов, а также грузозахватных органов, приспособлений и тары.
Правила распространяются на:
- краны всех типов, включая краны-манипуляторы;
- грузовые электрические тележки, передвигающиеся по надземным рельсовым путям совместно с кабиной управления;
- электрические тали;
- лебедки, предназначенные для подъема груза и (или) людей;
- краны-эксковаторы, предназначенные для работы только с крюком, подвешенным на канате, или электромагнитом;
- сменные грузозахватные органы (крюк, грейфер, грузоподъемный электромагнит и др.);
- съемные грузозахватные приспособления (стропы, клещи, траверсы и др.);
- тару, за исключением специальной тары, применяемой в металлургическом производстве (ковши, мульды и др.), и транспортных контейнеров общего назначения.
Правила не распространяются на:
- грузоподъемные машины, установленных в шахтах, на морских и речных судах и иных плавучих сооружениях, на которые распространяются специальные правила;
- экскаваторы, предназначенные для работы с землеройным оборудованием или грейфером;
|
|
- краны, предназначенные для работы только с навесным оборудованием (вибропогружателями, шпунтовыдергивателями, люльками, буровым оборудованием и др.);
- грузоподъемные машины специального назначения, например, напольные завалочные и посадочные машины, трубоукладчики, электро- и автопогрузчики, штабелеры, путе- и мостоукладочные машины, манипуляторы и др.;
- монтажные полиспасты и конструкции, к которым они подвешиваются (мачты, шевры, балки и др.);
- специальные грузоподъемные машины военного ведомства;
- ручные тали.