При наличии утечек газа в зоне огневых работ неисправные газопроводы должны быть освобождены полностью или снижено давление в них на 30 % от максимального рабочего давления, а также организован отвод поступающего газа за пределы опасной зоны.
Место проведения огневых работ должно быть отключено (изолировано) от источников возможного поступления взрывопожароопасных и отравляющих веществ, в том числе и от смежных технологических систем.
Для исключения ошибочных переключений запорной арматуры должно быть установлено дежурство персонала на пневмо- и гидроприводных кранах.
Сварочные работы на газопроводах выполняются при избыточном давлении газа, равном 200 – 500 Па. При меньшем давлении возможно быстрое опорожнение газопровода и поступление в него воздуха с образованием взрывоопасной смеси. При больших давлениях газа во время проведения огневых работ образуется большое пламя.
Если на газопроводах появились трещины в сварочных стыках или по целому металлу, то дефектные участки удаляются, а на их место ввариваются патрубки. При этом по обе стороны от места дефекта вырезаются
отверстия для установки резиновых запорных шаров. В шары закачивается воздух под давлением 4 – 5 кПа, а затем производится вырезка аварийного участка. При проведении огневых работ контролируется давления газа в газопроводе по U-образному манометру.
При наличии в газопроводе конденсата он должен быть удален до начала проведения огневых работ.
По окончании сварочных работ резиновые шары извлекаются. Отверстия после извлечения шаров завариваются. Из газопровода вытесняется воздух путем продувки газа через свечу. При продувке газопровода газом его давление должно быть не более 0,1 МПа. Продувка заканчивается, если содержание кислорода в выходящем на свечу газе составляет не более 2 % по объему.
Огневые работы на действующих газопроводах, транспортирующих сырье с высоким содержанием сероводорода, проводятся в следующей последовательности:
· Участок ремонтируемого газопровода отключается линейными
кранами. Давление газа снижается до 200 – 500 Па. Избыточное давление
(200 – 500 Па) газа контролируется жидкостными манометрами. При содер
жании сероводорода в транспортируемом газе более 0,02 г/м3 участок меж
ду линейными кранами предварительно заполняется очищенным газом.
· На заменяемом участке вырезается технологическое отверстие
диаметром около 160 мм для ввода в трубопровод резиновых запорных обо
лочек (шаров). Если в трубопроводе содержится конденсат, то заменяемый
участок предварительно продувается газом до полного его удаления.
· После освобождения трубопровода от жидкости через технологи
ческие отверстия в трубу по обе стороны от них вводятся резиновые шары,
которые заполняются воздухом до перекрытия проходного сечения трубо
провода. Степень заполнения запорных оболочек воздухом контролирует
ся визуально и путем проверки их способности к перемещению по трубо
проводу под воздействием усилия в 50 – 60 Н.
· Технологическое отверстие герметизируется эластичной кониче
ской пробкой, в центральном отверстии которой герметично закреплен ру
кав для подачи инертной среды, а через боковые отверстия пропускаются
гибкие трубки длиной 10 м для заполнения оболочки воздухом. В про
странство между оболочками под давлением подается газомеханическая
пена, под действием которой резиновые оболочки перемещают на безопас
ное расстояние от места проведения огневых работ, а затем они заполня
ются воздухом до рабочего давления.
По завершению работ участок газопровода между линейными кранами с целью вытеснения из него атмосферного воздуха продувают инертным газом через продувочные свечи до остаточной объемной доли кислорода в газе не более 2 %.