Основные характеристики рыночной экономики

Рыночной экономике присущи следующие черты:

· частная собственность;
Разнообразные виды форм частной собственности позволяют обеспечить экономическую самостоятельность и независимости хозяйствующих субъектов.

· свободное предпринимательство;
Экономическая свобода даёт производителю возможность выбора видов и форм деятельности, а для потребителя возможность покупать любой товар. Рыночную экономику отличает суверенитет потребителя — потребитель решает, что должно производиться.

· ценообразование, основанное на механизме спроса и предложения;
Тем самым рынок осуществляет саморегулирующую функцию. Обеспечивает рационально эффективный способ производства. Цены в рыночной системе никем не устанавливаются, а являются результатом взаимодействия спроса и предложения.

· конкуренция;
Конкуренция порождаемая свободой предпринимательства и свободой выбора заставляет производителей производить именно те товары, которые необходимы покупателям, и производить их наиболее эффективным способом.

· ограниченная роль государства. Государство лишь следит за экономической ответственность субъектов рыночных отношений — заставляет предприятия отвечать по обязательствам, принадлежащим им имуществом.

Комплекс макроэкономических показателей здоровой экономической системы рыночного типа:

· Высокий темп роста ВВП (ВНП), в пределах 2-3% в год;

· Низкий, не выше 4-5% годовой рост инфляции;

· Дефицит государственного бюджета не выше уровня 9,5% от размера ВВП;

· Уровень безработицы не выше 4-6% от размера экономически активного населения страны;

· Неотрицательный платежный баланс страны.

  Командно-административная Рыночная
  Д О С Т О И Н С Т В А Низкие цены, отсутствие безработицы, гарантированные (хоть и невысокие) заработки. Путем конкурентной борьбы вытесняет неэффективно работающие хозяйствующие субъекты, выступая при этом как мощный антизатратный инструмент развития экономики, как стимулятор роста качества продукции; товародвижение в соответствии со структурой и динамикой платежеспособного спроса; обеспечивает свободу выбора и действий производителей и потребителей, развивает инициативу и предприимчивость; рационально распределяет материальные, трудовые, денежно-кредитные и финансовые ресурсы; освобождает экономику от дефицита товаров и услуг, обеспечивает более полное удовлетворение запросов потребителей.
  Н Е Д О С Т А Т К И Отсутствие экономических стимулов у человека к трудовой деятельности (зарплата не служит стимулом к труду); формирование у большинства населения такого общества социального иждивенчества; постоянный дефицит товаров; низкое качество производственной продукции; расточительное отношение к ресурсам; утопические проекты, приносящие вред как природе, так и в целом всему обществу. Не имеет экономического механизма защиты окружающей среды; не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов; не может регулировать использование ресурсов, осуществлять крупные структурные сдвиги в народном хозяйстве, не создает стимулов для производства товаров и услуг совокупного социального и муниципального потребления, вызывает огромные затраты на рекламу, что ведет к удорожанию продукции; не гарантирует право на труд, не может предотвращать массовую безработицу; не гарантирует право на доход, не обеспечивает социальную защиту нетрудоспособных, безработных, многодетных семей и других групп населения, а также удовлетворение нужд низкооплачиваемых слоев населения.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: