double arrow

Концепции регулирования рыночной экономики


ГЛАВА 1. ПРЕДМЕТ И НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

Минск

НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Хорошко О. Б.

Антонова Н. Б.

При Президенте Республики Беларусь

Академия управления

 
 


Курс лекций


Содержание

ГЛАВА 1. ПРЕДМЕТ И НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ.. 3

1.1. Предмет и задачи курса «Государственное регулирование экономики». 3

1.2. Концепции регулирования рыночной экономики. 7

1.3. Роль и место государства в экономических системах и моделях рыночной экономики. 13

1.4. Государство в условиях белорусской социально ориентированной рыночной экономики. 20

ГЛАВА 2. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ.. 27

2.1.Объективная необходимость, понятие, характеристика и основополагающие принципы формирования системы государственного регулирования рыночной экономики и экономики переходного к рынку периода. 27

2.2. Субъекты и объекты регулирования. 34

2.3. Функции государства в системе регулирования экономики. 38

2.4. Государственный сектор экономики. 45




ГЛАВА 3. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ.. 55

3.1. Понятие и классификация форм и методов государственного регулирования, их характеристика. 55

3.2. Государственный заказ в системе.

государственного регулирования экономики. 62

3.3. Амортизация, стандартизация, сертификация, лицензирование, товарные знаки в системе государственного регулирования 65

3.4. Программно-целевой метод государственного регулирования экономики. 68

3.5. Балансовый метод регулирования экономики. 71

3.6. Нормативный метод в государственном регулировании экономики. 75

3.7. Методы прогнозирования. 78

ГЛАВА 4. ПЛАНИРОВАНИЕ, ПРОГРАММИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ КАК ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ..98

4.1. Понятие, сущность и виды общегосударственного планирования. 98

4.2. Программирование как форма государственного регулирования экономики. 103

4.3. Прогнозирование в системе государственного регулирования экономики. 106

4.4. Система программных и прогнозных документов, используемых в государственном регулировании экономики Республики Беларусь. 113

ГЛАВА 5. ФИНАНСЫ И КРЕДИТ, НАЛОГИ И ЦЕНЫ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ.. 124

5.1. Сущность и значение финансовой системы в регулировании экономики, направления ее развития. 124

5.2. Финансовые ресурсы государства. 130

5.3. Бюджетное регулирование. Бюджет Республики Беларусь. 136

5.4. Налоги в системе государственного регулирования экономики. 149

5.5. Кредитно-денежное регулирование. 168

5.6. Цены в системе государственного регулирования экономики. 175



ГЛАВА 6. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ.. 191

6.1. Понятие, содержание и характеристика антимонопольного регулирования. 191

6.2. Становление и развитие антимонопольного регулирования в странах с рыночной экономикой. 196

6.3. Условия становления, организация антимонопольного регулирования в Республике Беларусь. 203

6.4. Антимонопольное регулирование и антимонопольное законодательство в Республике Беларусь. 206

6.5. Товарные рынки, их характеристика. Определение доминирующего положения на рынке. 214

6.6. Государственное регулирование деятельности хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках. 221

6.7. Конкуренция, ее виды. Недобросовестная конкуренция. 228


1.1. Предмет и задачи курса «Государственное регулирование эконо-

мики»

Важнейшую роль в жизни общества играет государство,которое выступает как формаего политической организа­ции.Государство определяет поведение и жизнедеятельность людей, устанавливает общественный строй на определенной территории. Его основное назначение состоит в защите су­ществующего строя и порядка посредством политичес­кой воли, авторитета власти, принуждения и других ме­тодов.

Государство возникло вследствие общественного разделе­ния труда, появления частной собственности и сложившихся общественных отношений. На протяжении всего периода че­ловеческого развития понятие государства непременно отож­дествлялось с понятием власти. Стремление завоевать власть той или иной группой людей приводило к конфликтам, войнам, заговорам, переворотам, а обретение власти обеспечивало гос­подство одних групп населения и угнетение других. И поэтому в имеющихся публикациях, в том числе и научных, государ­ство представлено, с одной стороны, как средство насилия и подавления, как волеизъявление тех или иных политических сил, с другой стороны, как сила, приносящая всем добро.



Сегодня государство рассматривается как основное орудие политической власти, признаками которого явля­ются наличие органов и учреждений, осуществляющих функции власти; системы правовых норм и актов; опре­деленной территории, на которую распространяется его юрисдикция.

Формируя и выражая всеобщую волю, государство изменя­лось по мере развития общества. Переход к индустриальному обществу обусловил появление сложной динамической систе­мы, включающей в себя накопленные человечеством знания, технику и самого человека, и появление такой науки, как уп­равление, а также государственное управление.

Но если наука управления, менеджмент по мере появления научных разработок Г. Форда, Ф. Тейлора, А. Файоля, Г. Эмер­сонна – пионеров этой науки – получила бурное развитие, то развитие государственного управления, соединяющего в себе государственную власть с управленческими знаниями, длитель­ное время тормозилось самими законами развития капиталис­тического общества, так как капитализм всегда отождествлял­ся с понятием свободного предпринимательства. И лишь та­кие события, как первая мировая война, революции, «великая» экономическая депрессия (1929 – 1933), различные тоталитар­ные эксперименты, вторая мировая война, а также последствия всех этих событий привели к перелому в осознании роли и значения государственного управления, дали толчок к разви­тию теории государственного управления как комплексного научного знания, как науки.

Основанное на силе власти и верховенстве права, государ­ственное управление представляет собой очень сложную сис­тему, имеющую комплексный, многоплановый и многогранный характер, что требует выделения в его составе отдельных эле­ментов: сторон, сфер, объектов, учета их сложных взаимосвя­зей и проявлений.

Неотъемлемой составляющей государственного управления является государственное регулирование экономики, где в качестве объекта регулирования выступает национальная экономика и все ее подсистемы – регионы, отрасли, сферы, социально-экономические процессы и явления.

Следует отметить, что в настоящее время в одинаковом значении по отношению к экономике используются два термина: государственное управление экономикой и государственное регулирование экономики, однако в научной литературе все чаще поднимается вопрос о их различии. В нашем учебном курсе мы допускаем условное отождествление этих понятий, использование их как синонимов применительно к управлению объектами, имеющими экономическую природу. Вместе с тем, следует иметь в виду, что близкие по смыслу понятия «государственное управление экономикой» и «государственное регулирование экономики» все же имеют определенные отличия.

С точки зрения теории управления категория «управление» носит более общий характер. Здесь регулирование можно рассматривать как функцию управления и, соответственно, как частный случай управления, которое может дополняться и другими собственно управленческими функциями.

Регулирование обеспечивает заданную направленность в развитии экономических и социальных процессов и деятельности хозяйствующих субъектов в соответствии с заданными целями и условиями развития национальной экономики, предотвращая потенциальное действие рыночных механизмов и опираясь в большей мере на экономические методы и инструменты.

С точки зрения масштабов применения, государственное регулирование, которое не является прямым воздействием со стороны государства на экономические объекты, имеет более широкие границы. Оно охватывает и регулирует в заданном направлении деятельность всех субъектов хозяйствования, независимо от форм собственности.

Можно приводить и другие доводы в отношении понятий «государственное управление экономикой», «государственное регулирование экономики», но в прикладном аспекте несоответствие этих понятий не носит принципиальный характер. При любом названии речь идет об эффективном воздействии государства на развитие национальной экономики в соответствии с поставленными целями и задачами.

Решая задачи развития национальной экономики (экономический рост, занятость, уровень цен, распределение доходов, экономическая свобода, экономическая эффективность и т. д.), государственное регулирование экономики должно быть увязано с другими элементами целостной системы государственного управления: политикой, культурой, соблюдением законности, прав и свобод граждан и др.

Развитие самой системы государственного регулирования экономики тесно связано и во многом предопределяется развитием многих наук: науки управления, менеджмента; экономической теории (основанное на знании законов общественности развития и прежде всего экономических законов, государственное регулирование конкретизирует основные положения и выводы экономической теории применительно к национальной экономике); философии, социологии, финансовых, отраслевых, функциональных наук, статистики, анализа хозяйственной деятельности и др. Сложность и природа государственного регулирования экономки требует применения самых разнообразных общих и частных приемов, принципов, подходов, методов исследования, что обусловливает связь с математическими, техническими и естественными науками.

Предметом изучения государственного регулирования экономики является целостная система государственного регулирования экономики, методологические и организационные основы ее построения и функционирования.

Содержанием государственного регулирования экономики является регулирующее воздействие государства на развитие национальной экономики и ее отдельных подсистем в заданном направлении.

Основными задачами изучения курса «Государственное регулирование национальной экономики» являются:

· формирование представлений о государстве как активном участнике

экономической жизни общества, становлении и развитии целостной системы государственного регулирования национальной экономики;

· освоение методологических основ государственного регулирования на

циональной экономики, форм, методов и механизмов государственного регулирования и приобретение навыков их использования в условиях белорусской модели социально-экономического развития;

· изучение целей, принципов, стратегических задач социально-

экономического развития белорусского государства;

· ознакомление с зарубежными теориями, концепциями государственного

регулирования экономики;

· изучение особенностей и основных форм, методов и инструментов го-

сударственного регулирования экономики, направлений их применения;

· приобретение навыков применения теоретических знаний к анализу от-

дельных направлений государственной экономической политики, вариантов и сценариев развития национальной экономики.

На различных этапах становления и развития рыночной экономики менялось отношение к вмешательству государства в эти процессы. Если в период формирования рыночных отно­шений (XVII – XVIII вв.) признавалась необходимость госу­дарственного регулирования торговли, промышленности, то в конце XVIII в. вмешательство государства расценивалось как помеха, сдерживающая развитие самих рыночных отношений. Это не могло не сказаться на развитии экономической мысли и обусловило появление различных концепций регулирования рыночной экономики (рис. 1.1).

В период заката феодализма и перехода к капитализму возник меркантилизм, который стал экономическим уче­нием и экономической политикой периода раннего капи­тализма (XV – XVIIвв.).

Представители школы меркантилизма выступали за ак­тивную государственную экономическую политику, отражаю­щую интересы торгового капитала (крупных торговых моно­полий) и содействующую развитию торговли и промышленно­сти, работающей на экспорт.

Главной задачей меркантилистской политики было при­влечение в страну возможно большего количества золота и се­ребра: чем больше денег, тем богаче государство.

В развитии меркантилизма выделяют два этапа:

ранний этап, для которого характерна политика денеж­ного баланса; ее цель – удержание денег в стране;

поздний этап, во время которого проводилась политика торгового баланса, направленная на увеличение запаса золота и серебра путем активного сальдо по торговому балансу (т. е. превышение вывоза над ввозом).

Меркантилизм    
Государственное регулирование торговли    
ХV – XVII вв.    
    Либерализм
    Саморегулирование рынка, принцип нейтральности государства, «Закон рынка»
    А. Смит, Д.Рикардо, Ж. Сэй
    конец ХVIII – начало ХХ вв.
Кейнсианство    
Государственное регулирование экономики    
Государственный дирижизм, индикативное планирование, программирование    
А. Кейнс, Ф. Перру и др.    
30-е – 70-е гг. ХХ в.    
    Неоконсерватизм
    Монетаризм, теория предложения, теория рациональных ожиданий
    Устойчивое рыночное хозяйство: рыночное саморегулирование, стимулирование частного предпринимательства
    М. Фридмен, А. Лафффер, Дж. Гильдер
    70-е – 90-е гг. ХХ в.
     
Смешанная экономика  
Государство + рынок  
П. Самуэльсон  
1970-е гг. и современный период  
   
Консенсус экономистов В отношении роли и места государства в современной рыночной экономике  
         

Рис. 1.1.Концепции регулирования рыночной экономики







Сейчас читают про: