Техническое обслуживание дифференциальных защит с реле серий РНТ и ДЭТ10

При наладке и эксплуатации дифференциальных защит необходимо руководствоваться требованиями действующих Правил техники безопасности при Эксплуатации электроустановок.

Изменение положения штепсельных винтов первичных и тормозных обмоток реле в процессе эксплуатации должно производиться таким образом, чтобы исключалась возможность размыкания при этом вторичных обмоток ТТ, т.е. при выполнении указанной операции реле должны быть обесточены (например, снятием рабочих крышек испытательных блоков в токовых цепях ЛЗ).

Осмотр и проверка механической части реле, измерение сопротивления изоляции и ее испытаний производятся в соответствии с указаниями 1-го раздела 1-ой части книги и инструкции по проверке и наладке реле тока и напряжений [3].

Проверка электрических характеристик исполнительного органа. Исполнительный орган (реле РТ40) следует отключить от НТТ, т.е. снять перемычку (рис. б). Указатель уставки должен находиться на заводской отметке. От регулируемого источника на зажимы 10 и 11 реле нужно подать синусоидальный ток и, плавно изменяя его, измерить ток и напряжение срабатывания, а также — ток возврата исполнительного органа.

Измерение тока и напряжения срабатывания исполнительного органа следует производить приборами класса точности 0,5 в начальный момент втягивания якоря (на грани срабатывания). При измерений тока, вольтметр необходимо отключить. Ход подвижной системы исполнительноrо органа при трогании должен быть четким.

Контроль срабатывания исполнительного органа может осуществляться по характерному звуку, появляющемуся в момент срабатывания реле, или по показанию измерительного прибора (скачок стрелки прибора в момент срабатывания), или с помощью омметра (пробника), подключенного к контактам реле, или, наконец, с помощью сигнального устройства комплектного испытательного устройства.

Ток срабатывания исполнительного органа должен находиться в пределах 0,16-0,17 А, напряжение срабатывания — 3,5-3,6 В, а коэффициент возврата должен быть равен 0,8-0,9.

При отклонении параметров реле от указанных выше следует произвести его регулирование. Для этого нужно отвести указатель уставки вправо до отказа и при синусоидальном тике 14,16-0,17 А зафиксировать взаимное положение якоря и магнитопровода, при котором напряжение на обмотках реле станет равным 3,5--3,6 В, Регулирование производится перемещением сердечника Магнитопровода, а

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
 
коррекция в небольших пределах — левым упорным винтом. После этого следует установить указатель уставки на заводскую отметку и изменением натяжения пружины добиться требуемого тока срабатывания реле. Затем вольтметром с внутренний сопротивлением не менее 1 кОм/В измерить напряжение срабатывания.

При необходимости коэффициент возврата регулируется конечный положением якоря под полюсами (правый упорный винт) и изменением нажатия контактных пружин. Для получения наибольшего избыточного момента полка якоря реле должна заходить под полюсы электромагнита не более чем на 2/3 их ширины.

Правильность соединения обмоток замкнутого контура реле РНТ проверяется при необходимости. Ее целесообразно проверять по соотношению токов в обмотках W1 и Wкз, представляющих собой трансформатор тока.

Проверка производится по схеме рис. 7 при заданном значении Rкз в замкнутой и разомкнутой короткозамкнутой цепи. Сначала в цепи этого контура реле РНТ следует установить заданное значение Rкз. Его измеряют мостом постоянного тока при разомкнутой цепи на выводе 9 реле. Затем измеряют МДС срабатывания при замкнутой и разомкнутой цепи. При размыкании цепи обмоток WK3 МДС срабатывания уменьшается на 20-З0 %.

При неправильном включении одной из частей обмотки WКЗ МДС срабатывания также уменьшается, а ток в ее цепи становится близким к нулю.

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
 
Проверка МДС и тока срабатывания реле на рабочей уставке. На переключающих колодках НТТ следует набрать максимальное число витков первичных обмоток для всех
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
 
сторон защищаемого присоединения, а в цепи короткозамкнутого контура установить заданное значение Rкз. Проверку реле ДЗТ10 необходимо производить при отсутствии торможения.

От регулируемого источника тока (рис. 9) в первичные обмотки каждой стороны защищаемого присоединения следует поочередно подать синусоидальный ток и, плавно изменяя его, измерить токи срабатывания реле (в начальный момент втягивания якоря исполнительного органа).

Магнитодвижущая сила Fcp при срабатывании реле определяется как произведение тока срабатывания на число включенных витков первичной обмотки и для каждой первичной обмотки должна быть равна 100 ± 5 Aw. При отклонении МДС срабатывания от указанного значения производится регулирование ее значения изменением сопротивления регулируемого резистора Rш, шунтирующего вторичную обметку. Регулирование следует выполнять с максимальной точностью, добиваясь наименьшего отклонения от 100 Aw.

При более значительных (свыше 10%) отклонениях МДС срабатывания всех первичных обмоток следует проверить исправность резистора Rш и надежность его подвижного контакта. В случае значительных отклонений МДС срабатывания одной из первичных обмоток реле следует проверить правильность выполнения ответвлений этой обмотки,

Проверка производится по схеме рис. 10. Вольтметр, с помощью которого производится измерение распределения напряжения по ответвлениям, должен иметь внутреннее сопротивление не менее 1 кОм/В,

Для проверки от регулируемого источника тoкa следует подать в проверяемую первичную o6моткy НТТ при полном числе витков ток, соответствующий (0,5-0,75) МДС срабатывания. Измеренные значения напряжений на ответвлениях обмотки должны быть пропорциональны числу витков. Для оценки правильности выполнения ответвлений следует сравнить распределение напряжения по ответвлениям данной обмотки с распределением напряжения по ответвлениям аналогичной обмотки проверяемого реле или такой же обмотки другого исправного реле.

После регулирования МДС срабатывания на переключающих колодках НТТ следует установить расчётное число витков первичных обмоток для всех сторон защищаемого присоединения и проверить первичные токи срабатывания и возврата реле. Для предотвращения разброса из-за наличия у НТТ петли гистерезиса ток в первичных обмотках реле следует изменять плавно и в одну сторону, т.е. повышать при измерении тока срабатывания и понижать при изме-рении тока возврата. Такие измерения следует производить 3 раза, а в протокол вносить среднее значение.

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
 
Проверка дифференциальной защиты рабочий током

Перед проверкой защиты рабочим током присоединений следует произвести: осмотр реле; испытательных блоков в токовых цепях защиты, рядов выводов и перемычек на них; проверку наличия заземления токовых цепей защиты и правильности его выполнения; установку в разомкнутое положение переключателей в цепях воздействия ДЗ на общие выходные реле Защит присоединения или на отключение коммутационной аппаратуры; проверку целостности токовых цепей защиты любым способом, например мостом постоянного тока.

Проверка защиты рабочим током присоединения является окончательной перед вводом в работу. Указанной проверкой определяется правильность подключения зашиты к трансформаторам тока. Измерением вторичных токов ТТ в фазных проводах и нулевом проводе проверяете исправность всех токовых цепей защиты. Измерение выполняется прибором ВАФ-85. При малом значении тока следует использовать усилительную приставку к прибору. При отсутствии усилительной приставлен необходимо создать режим, при котором ток защищаемого присоединения будет не менее 0,2Iном.

По измеренным вторичным токам TТ оценивается также правильность выбора их коэффициентов трансформаций, т.е, правильность установки переключателей в цепях первичной обмотки ТТ или правильность выбора ответвлений вторичной обмотки встроенных ТТ.

Проверку исправности токовых цепей ИЗ генераторов, блоков генератор - трансформатор, а иногда и трансформаторов (автотрансформаторов) следует производить при комплексных испытаниях этих присоединений в режиме КЗ (трехфазная закоротка вне зоны действия защиты).

Проверка исправности токовых цепей ДЗ синхронных компенсаторов, электродвигателей, шунтирующих реакторов, а также в большинстве случаев трансформаторов (автотрансформаторов) производится током нагрузки при пробном включении этих присо-единений в работу. При этом на момент включений этих присоединений под напряжение защиты должны быть введены в работу, их вывод из работы допускается только на время проверки рабочим током и при наличии резервных защит с минимальным временем действия.

Правильность подключения цепей тока каждой группы ТТ следует проверять снятием векторной: диаграммы вторичных токов и сверкой ее с фактическим направление мощности в первичной Цепи присоединения. По полученным диаграммам оценивается правильность сборки токовых цепей защиты.

Проверка равенства ампер-витков первичных обмоток НТТ реле дифференциальных защит производится измерение напряжения на обмотках исполнительных органов pеле (перемычка 11-12 на схеме рис. 12 установлена) при подключении всех плеч защиты и поочередном исключении каждого из них. Измерений производятся вольтметром с внутренним сопротивлением не менее 1,0 кОм/В.

Напряжение, измеренное при подключении к peлe всех плеч защиты (напряжение небаланса), не должно превышать 4% (0,14 В) напряжения срабатывания исполнительного органа при токе нагрузки присоединения 0,5-1,0IНом. При исключении одного из плеч защиты (имитация внутреннего трехфазного КЗ) напряжение на обмотке исполнительной:) органа реле значительно

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
 
увеличивается и в зависимости от выбранного тока срабатывания защиты и тока на-грузки присоединения может превышать напряжение срабатывания реле.

В случае, когда, напряжение небаланса больше 4 % Напряжения срабатывания, необходимо выяснить причины появления небаланса.

Одной из основных причин появления токов небаланса в обмотках реле дифференциальных защит являются погрешности ТТ. Величина погрешностей зависит от значения и характера нагрузки на ТТ и возрастает при увеличении первичного тока. При внешних КЗ токи небаланса ДЗ обусловливаются разностью намагничивающих токов TТ защиты и неполным выравниванием действия вторичных токов в плечах ДЗ. Разность намагничивающих токов ТТ защиты вызывается:

• различием, особенно при больших кратностях первичных токов, магнитных характеристик ТТ;

• наличием остаточной индукции сердечников ТТ (равного значения и полярности у разных ТТ);

• большими, значительно отличающимися сопротивлениями нагрузки ТТ плеч защиты (неодинаковые схемы соединения ТТ и расстояния от места установки защиты до ТТ).

Неполное выравнивание вторичных токов в плечах ДЗ трансформаторов (блоков генератор - трансформатор) вызывается невозможностью точной установки на первичных обмотках реле РНТ и ДЗТ расчетного числа витков, а также регулированием коэффициента трансформации силового трансформатора.

Если проверка производите при небольшой нагрузке присоединения (меньше 0,2Iном), напряжение небаланса может оказаться завышенным из-за влияния погрешностей ТТ и тока намагничивания силового трансформатора. Особенно увеличивается напряжение небаланса при разнотипных IT в плечах дифференциальной защиты. Чтобы уменьшить влияние указанной составляющей напряжения небаланса, проверку следует произвести при возможно большей на-грузке присоединения (больше 0,27Ном)-

В ДЗ силовых трансформаторов (автотрансформаторов) повышенное значение напряжения небаланса может быть также обусловлено изменением коэффициента трансформации. Чтобы ис-ключить влияние этой составляющей на напряжение небаланса, необходимо его измерение произвести при номинальном значений коэффициента трансформации. Если при проверке будет установлено, что увеличенное значение напряжения небаланса обусловлено неточностью расчета числа витков первичных обмоток НТТ, то по согласованию со службой РЗА, задавшей уставки ДЗ, могут быть скорректированы ампер-витки первичных обмоток НТТ.

Проверку отстройки реле дифференциальных защит (защиты трансформаторов, автотрансформаторов) от бросков токa намагничивания следует выполнять многократным (3-4 раза) включением трансформатора (автотрансформатора) под напряжение на холостом ходу. При: проверке ведется наблюдение за поведением подвижной части исполнительных органов репе дифференциальной защиты в момент включения трансформатора (автотрансформатора) под напряжение. Во всех случаях включения якоря исполнительных органов реле должны оставаться неподвижными.

По окончании проверки производится запись в журнале РЗА о возможности ввода в работу дифференциальной защиты.

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
 
Список литературы:

1.Сотеков Б. С., Основы расчёта. и проектирования электромеханических элементов автоматических и телемеханических устройств, М. — Л., 1965.

2. Инструкция по проверке и наладке реле тока и напряжения серий ЭТ, РТ, ЭН, РН. — М.: СПО Союзтехэнерго, 1979

3. Koкoвин В. Е. Реле направлений мощности обратной последовательности. — М.: Энергия, 1970


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: