II. Содержание курса

Тема 1. Сущность, структура, функции культуры. Проблема определения понятия «культура». История термина. Этимология слова. Культура как возделывание. Культура как культ. Культура как воспитание. Культура как совокупность духовных и материальных ценностей. Деятельностное понимание культуры. Культура как способ человеческой деятельности. Онтологическое единство культуры и деятельности. Деятельность как источник, субстанция, ядро культуры. Культура как способ (механизм) актуализации, стимуляции, практического осуществления деятельности. Культура – граница социального и природного. Общество и культура. Проблема соотношения социального и культурного. Культура и личность. Основные функции культуры. Феномены культуры.

Тема 2. Культура и история. Исторические типы культуры. Культуры кочевые и оседлые. Типологизация культур в философско-культурологических исследованиях. Аполлоновская и фаустовская культура (О. Шпенглер). Сенситивная, идеационная и идеалистическая культура (П. А. Сорокин). Данилевский, Тойнби, Бердяев о типологии исторических культур. Типы западных и восточных культур. Значение типологизации культур для объяснения и прогнозирования исторического развития.Роль слова в культуре. Культуры дописьменные и письменные. Исторический тип религии – основа нового типа культуры. Культура и этнос. Культура и ментальность. Динамика культуры. Единство традиции и инновации. Традиции как механизм культурного наследования, исторического воспроизводства прошлого опыта. Универсальность механизма традиции. Авторитет традиции. Противоречивость традиции живой практики культуры и необходимость творчества как механизма инновации. Культурное наследие. Концепции развития культуры – линейная и циклическая. Линейная концепция в Библии, в философии Гегеля, Маркса, экзистенциалистов. «Осевое время» К. Ясперса. Циклическая концепция в трактовке О. Шпенглера. Н. Я. Данилевского. Единство «взрывного» и эволюционного способов развития в теории Ю. М. Лотмана.

Тема 3. Культурогенез. Культура первобытного общества. Биологические и внебиологические факторы становления человека. Труд – целенаправленная, свободная и сознательная деятельность – необходимое условие возникновения культуры. Первые формы культурной регуляции жизни в обществе. Институт табуации. Инициация. Формы духовной жизни. Тотемизм, фетишизм, анимизм, магия. Мифология. Миф как мировоззрение и как повествование. Разнообразие и типология мифов. Обряд и ритуал. Ритуал как механизм производства человека и воспроизводства культуры. Художественная деятельность верхнего палеолита. Основные сюжеты и образы первобытного искусства. Образ человека в искусстве палеолита. Возникновение религиозного сознания. Синкретизм и символизм религиозного мышления. Неолитическая революция – целостный переворот в истории человечества. Приручение крупных животных. Изобретение плуга и развитие плужного земледелия. Возрастание роли мужчин в общественном производстве и социальной жизни. Оседлый образ жизни. Новый тип жилища. Возникновение городов. Зарождение архитектуры. Естественное и искусственное пространство. Формирование чувства границы. Складывание двух типов культур: оседлой и кочевнической. Искусство неолита. Новые черты художественной культуры. Первобытный символизм. Искусство и магия. Разнообразие религиозной жизни. Формирование образов богов: древнейшие формы политеизма. Шаманизм. Зарождение жречества. Роль культуры первобытного общества в истории человечества.

Тема 4. Культура Древних цивилизаций Востока. Древние цивилизации как тип культуры. Государственность и письменность – фундаментальные основы древнейших цивилизаций. Человек и государство. Ирригационное земледелие – экономическая основа древних цивилизаций. Царь как посредник между богом и человеком. Деспотия как способ правления. Роль человеческой личности. Сервильный тип мышления. Роль религии. Возникновение храмов. Появление священных текстов. Штат жрецов. Своеобразие процесса познания в древних цивилизациях. Отношение человека к знанию. Научные достижения в культуре древних цивилизаций. Основные цивилизации Древнего востока: Египет, Междуречье, Индия, Китай, цивилизации Мезоамерики.

Тема 5. Культура Древнего Египта. Типичный образец древневосточной цивилизации. Ирригационное земледелие как основа хозяйства. Отношение к жизни и смерти. Культ смерти и загробного мира. Проблема времени, соотношение временного и вечного. Культ фараона. Мифология, миф об Осирисе – умирающем и воскресающем боге. Проблема вечной борьбы добра и зла. Космогония, представления о пространстве. Человек в структуре египетской культуры. Иерархизм. Повседневная жизнь древних египтян. Художественное творчество древних египтян. Пирамиды, храмы. Портрет и бытовой жанр в скульптуре, их специфика. Канон в изобразительном искусстве. Реформа Эхнатона, ее влияние на религию и искусство. История изучения египетской цивилизации. Современные мифы о Древнем Египте. Египет в художественном творчестве Нового времени.

Тема 6. Культура античной Греции. Античность как исторический период. Основные этапы Античной культуры. Смысл термина. Полис. Основные черты древнегреческой культуры: космизм, эстетизм, агонистика, патриотизм, открытый характер культуры. Экономическая основа культуры – ремесло, торговля. Новый тип человеческой личности. Понятие судьбы и свободы воли. Древнегреческая культура – переход от мифа к логосу. Рождение философии. Понятие идеала. Особенности древнегреческого искусства. Рождение древнегреческого театра. Воспитание и образование. Идеал гармонично развитой личности. Повседневная культура в Древней Греции. Культура Древней Греции в истории европейской культуры. Культура Эллинизма. Полис и государство. Изменение характера духовной жизни. Искусство эпохи Эллинизма. Эллинистическая философия: стоицизм, скептицизм, эпикурейство. Наука в эпоху Эллинизма. Александрийская школа. Образование. Библиотека как феномен эллинистической культуры.

Тема 7. Культура Древнего Рима. Инвариант эллинистической культуры. Прагматизм и утилитаризм древнеримской культуры. Древнегреческая и древнеримская культуры – проблема заимствования и новаторства. Религия Древнего Рима. Республиканский и императорский Рим – общее и различное. Человек в культуре республиканского и императорского Рима. Идеал римского гражданина. Культ императора. Влияния восточных религий. Роль искусства в Древнем Риме. Литература, театр, изобразительные искусства. Римская философия и наука. Инженерно-технические достижения римской цивилизации. Римское право. Христианство в Древнем Риме. Влияние Рима на европейскую культуру.

Тема 8. Культура Средневековья. Христианство – основа нового исторического типа культуры. Социально-исторические, духовные и религиозные предпосылки возникновения Христианства. Христианское учение о мире и человеке. Нагорная проповедь – кредо христианской морали. Библия как памятник культуры. Пространство и время в христианской культуре. Основные этапы христианской культуры: Средневековье, Возрождение, Новое и Новейшее время. Основные черты средневековой культуры: символизм, универсализм, иерархизм, карнавальность. Хронологические рамки. Смысл термина «Средневековье». Основные составляющие культуры: народная культура, культура рыцарства, культура духовенства, городская культура. Литература эпохи средневековья. Героический эпос. Куртуазная культура. Поэзия трубадуров и труверов, жанр рыцарского романа. Города и городская культура эпохи Средневековья. Лирика вагантов. Материальная культура. Духовная культура. Монастыри и их роль. Наука в культуре Средневековья. Университеты. Философия и богословие. Схоластика. История и проблема времени в культуре Средневековья. Изобразительное искусство: дороманский, романский и готический стили. Католический храм как модель христианского мира. Средневековье в истории Европейской культуры.

Тема 9. Культура Древней Руси. Языческая культура. Мифология, обряды, образ жизни. Пространство и время в славянской мифологии. Отношение к человеку, к природе. Крещение Руси, его значение для культуры. Проблема двоеверия. Новый образ человека, христианская мораль. Первые русские святые. Первые русские монастыри. Основные достижения культуры Киевской Руси. Возникновение письменности и развитие образования. Жанры русской литературы – церковной и светской (житие, апокриф, летопись, воинская повесть, поучение). Православный храм и сакральное пространство. Архитектура и живопись домонгольской Руси. Икона – особый вид религиозного искусства. Философский смысл иконописи. Основные художественные школы – Киевская, Владимиро-Суздальская, Галицко-Волынская, Новгородско-Псковская. Культура эпохи монгольского нашествия, проблема взаимодействия культур западной и восточной, христианской и языческой, оседлой и кочевой. Культура эпохи создания централизованного государства XIV-XVI вв. Исторический процесс образования государства и психический склад русского характера. Роль Русского Православия в создании национальных черт русской культуры. Монастырское строительство. Сергий Радонежский – основатель духовной традиции. Идеология политического и духовного единства. Преемственность от Византии. Теория «Москва – третий Рим». Спор иосифлян и нестяжателей как выражение борьбы идей о месте духовной власти в государстве. Литература эпохи централизованного государства. Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. Возникновение книгопечатания. Наука и образование. «Домострой» – выражение своеобразия патриархальной культуры России. Изобразительное искусство и архитектура XIV – XVI веков. Великие русские иконописцы: Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий. Московский Кремль – символ единства и могущества Московской Руси. Шатровое зодчество XVI века. Стоглавый собор, его роль в определении места и роли церкви в русской культуре.

Тема 10. Русская культура XVII в. Противоречивый характер культурных процессов. «Смутное время» в культуре. Раскол в Русской Православной Церкви и его влияние на культуру. Западники в русской культуре XVII века: Голицын, Ртищев, Ордин-Нащокин. Искусство XVII века. Стиль барокко в архитектуре, светская литература (любовные, нравоучительные, сатирические повести), появление профессионального театра («Комедийная хоромина»). Иконопись – ориентация на западные образцы. Школа Симона Ушакова и изографов Оружейной палаты. Обмирщение культуры – доминантная тенденция XVII века.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: