Одной из разновидностей ЗЛП являются так называемые транспортные задачи, которые подразделяются на транспортные задачи по критерию стоимости (стоимость перевозок min) и по критерию времени (время перевозок min). Но в целом в зависимости от конкретной задачи по этой схеме могут оптимизироваться закрепление за станками операций по обработке деталей; назначения или выбор; размещение с учетом транспортных и производственных затрат и т.д.
Пусть в
m пунктах отправления (склады, поставщики) А
1, A
2,...,A
m сосредоточено определенное количество единиц некоторого однородного продукта
ai (
i =
), который должен быть доставлен в
n пунктов B
1, B
2,..., B
n потребителям. Расходы на перевозку единицы продукта из пункта А
i в пункт B
j равны
сij и приведены в матрице транспортных расходов С = [
сij ]. Требуется составить такой план перевозок, чтобы общая величина транспортных издержек была минимальной.
Рис. 6.1. Геометрическое представление транспортной задачи
Если обозначить количество продукта, перевозимого из пункта А i в пункт Bj через xij, то задача может быть записана в общем виде как:
где xji – количество единиц продукта, отправленного от i- го поставщика к j -му потребителю;
сij – стоимость перевозки единицы продукта i- го поставщика до j -го потребителя;
A i – запасы продукта i- го поставщика;
В j – запрос продукта j -го потребителя.
Условии (6.3) означают полное удовлетворение спроса во всех пунктах потребления, а (6.2) – полный вывоз продукции от всех поставщиков.
Необходимым и достаточным условием разрешимости задачи (6.1)-(6.3) является условие баланса:
ai =
bj.
Транспортная задача, в которой выполняется условие (6.4), называется закрытой и может быть решена не только симплекс-методом, но и более простым – методом потенциалов.
В соответствии с этим методом каждой i -й строке (i -му поставщику) устанавливается потенциал U i (цена продукта в пункте поставщика), а каждому j -му столбцу (j -му потребителю) – потенциал V j (цена продукта в пункте потребителя). В простейшем случае должно выполняться:
V
j = U
i + C
ij,
т.е. цена продукта в j -м пункте потребителя должна равняться цене продукта в пункте поставщика плюс транспортные доходы на его доставку.
Алгоритм метода потенциалов для закрытой транспортной задачи состоит из 3-ех этапов.
1. С помощью методов северо-западного угла или наименьших стоимостей и др. составляется начальный план перевозок (закрепление потребителей за поставщиками).
2. Строится система потенциалов на основе равенств (6.5) и начальный план проверяется на оптимальность. В случае его неоптимальности переходят к 3-ему этапу.
3. Реализуются циклы перераспределения (корректировка плана прикрепления потребителей к поставщикам) и переходят опять ко 2-му этапу. И так повторяется до тех пор, пока план перевозок не окажется оптимальным в соответствии с (6.1).
Если равенства (6.4) не выполняется, то транспортная задача называется открытой. Для решения открытой транспортной задачи методом потенциалов ее сводят к закрытой задаче путем ввода фиктивного потребителя, если (6.2) – неравенства, или фиктивного поставщика, если (6.3) представляют собой неравенства.
В соответствии с условиями задачи составляется таблица поставок (матрица перевозок)
Таблица 6.1