Правовая информация. Основные принципы построения эффективной системы распространения правовой информации в электронном виде

К понятию «правовая информация» можно отнести все правовые акты, законопроекты и материалы подготовки к ним, нормативные акты, толкования правовых норм, юридическую практику и документы, связанные с ее реализацией.

Правовая информация – система правовых актов и связанных с ними справочных, научных, нормативно-технических материалов, входящих в любые сферы правовой деятельности, практики и законотворчества.

В зависимости от автора информации, правовую информацию можно разделить на три группы:

1.Официальная правовая информация;

2. Индивидуально-правовая информация;

3. Неофициально-правовая информация.

Официальная правовая информация - это информация, исходящая от полномочных государственных органов, имеющая юридическое значение и направленная на регулирование общественных отношений.

Виды официальной правовой информации:

1) Нормативная правовая информация - это совокупность нормативных правовых актов (далее НПА) во всем их многообразии и динамике.

2) Иная официальная правовая информация. К иной (ненормативной) официальной правовой информации можно отнести:

- ненормативные акты общего характера;

- акты официального разъяснения;

- правоприменительные акты.

Отличие официальной правовой информации от информации индивидуального правового характера состоит в том, что последняя появляется не благодаря деятельности государственных муниципальных органов, а благодаря субъектам права, не обладающим властными полномочиями. Такими субъектами являются, например, граждане или общественные организации.

Информация индивидуально-правового характера делится на:

· договоры (сделки);

· жалобы, заявления, порождающие юридические последствия.

Неофициальная правовая информация, представляющая собой материалы и сведения о законодательстве и практике его применения, отличается от официальной правовой информации и правовой информации, имеющей юридическое значение, прежде всего тем, что не влечет правовых последствий. Ее можно подразделить на следующие группы:

1) материалы подготовки, обсуждения и принятия законов и иных нормативных правовых актов;

2) материалы учета и систематизации законодательства (картотеки учета нормативных правовых актов, предварительные материалы подготовки собраний и сводов законов, неофициальные сборники нормативных правовых актов и др.);

3) материалы статистики по правовым вопросам (статистические данные о состоянии преступности, правонарушениях и др.);

4) образцы деловых бумаг;

5) комментарии законодательства;

6) научные, научно-популярные, учебные и иные труды по вопросам законодательства.

Основные принципы построения эффективной системы распространения правовой информации (далее СРПИ) в электронном виде:

1. Принцип свободного взаимодействия.

Взаимодействие между всеми участниками системы распространения правовой информации должно быть максимально свободным и не обремененным никакими ограничениями на возможности взаимодействия при обоюдном желании и выгоде сторон. Это положение объясняется природой и сущностью правовой информации, которая не имеет никаких исходных ограничений на распространение.

2. Принцип обязательного раскрытия информации органами власти.

Этот принцип предусматривает то, что каждый источник (орган власти и управления) обязан передавать свою информацию тем специализированным распространителям, которые:

- хотят получать официальную информацию и обращаются с соответствующим запросом;

- обязуются организовать оперативный бесплатный доступ через Интернет к полученной информации в базовом формате для неограниченного круга граждан.

Информация должна передаваться оперативно либо в виде стандартной рассылки на бумаге, либо на основе компьютерных технологий в базовом формате (графические компьютерные копии оригиналов). Отметим, что предлагаемый способ передачи информации, на бумаге или в базовом формате, что практически одно и то же, не исключает дополнительную передачу файлов в текстовом формате (в ASCII-кодах), формате Word и т.п. Это облегчит дальнейшую работу распространителей, но основным должен являться базовый формат, который простым и удобным способом позволяет самим же распространителям проверять полученные ими текстовые файлы на предмет аутентичности оригиналам.

3. Принцип обеспечения надежности функционирования системы распространения правовой информации.

Для обеспечения надежности и стабильности функционирования СРПИ специальный государственный или общественный орган, определяющий политику в сфере распространения правовой информации, должен на конкурсной основе отобрать не менее двух организаций, которые должны обеспечивать централизованное ответственное хранение эталонных фондов правовой информации в электронном виде. Этими организациями могут быть как государственные организации и компании, так и независимые специализированные распространители.

4. Принцип равенства возможностей для всех распространителей правовой информации.

Любая организация-распространитель правовой информации должна иметь возможность распространять правовую информацию в любом формате. Распространение правовой информации в базовом формате на бесплатной основе для потребителей может быть реализовано любой компанией: либо в рамках выполнения государственного заказа, либо по собственной инициативе и за свой счет. Распространение услуг с добавленной стоимостью может быть реализовано любой компанией за счет оплаты этих услуг потребителями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: