Расчёт коэффициента лобового
сопротивления летательного аппарата
1.Расчёт коэффициента лобового сопротивления крыла
Коэффициент сопротивления крыльев находится из суммы:
(3.1)
где - коэффициент сопротивления при нулевой подъёмной силе;
- коэффициент индуктивного сопротивления, зависящий от подъёмной силы.
(3.2)
Рассмотрим расчёт каждой из этих составляющих в отдельности.
1) Расчёт коэффициента профильного сопротивления
Коэффициент профильного сопротивления определяется по формуле:
, (3.3)
где 2 Сf – коэффициент двухстороннего трения плоской пластины;
ηс – коэффициент учитывающий влияние толщины крыла на сопротивление трения.
Коэффициент 2Сf может быть определен по графикам рис. 1.16 - 1.20 [1]. Число Рейнольдса при пользовании этими графиками подсчитывается по формуле
(3.4)
где V - скорость невозмущенного потока, м/сек;
- средняя геометрическая хорда омываемой потоком части крыла, м;
ν - коэффициент кинематической вязкости, м2/сек.
Относительная координата точки перехода ламинарного пограничного слоя в турбулентный определяется соотношением
|
|
(3.5)
где - критическое число Рейнольдса для плоской пластинки, зависящее от степени шероховатости поверхности h и от числа М невозмущенного потока.
Примем среднюю высоту бугорков шероховатости равную h = .
При определении критического числа Рейнольдса необходимо учитывать еще влияние угла стреловидности. В этом случае
где - критическое число Рейнольдса для не стреловидного крыла;
- коэффициент, учитывающий влияние угла стреловидности, определяется по рис.1.21 [1].
- определяем по графику на рис.1.22 [1].
Коэффициент ηс при М < Mкр определим по рис 1.24 [1], а при М >1 он равен ηс =1.
2) Расчёт коэффициента волнового сопротивления изолированного крыла
Коэффициент волнового сопротивления изолированного крыла определим по графику на рис.1.26 [1].
3) Расчёт коэффициента сопротивления крыла с учётом интерференции
Для коэффициента крыла с учетом интерференции можно записать:
, (3.6)
где и - коэффициенты волнового и профильного сопротивления изолированного крыла;
Kинт – коэффициент интерференции.
Примем коэффициент интерференции равным Kинт= 0,175.
Все расчёты сведены в таблицу 3.
Таблица 3
Рассчитываемая величина | Номер рис. | M | ||||||
0,4 | 0,8 | 1,2 | 1,5 | |||||
7,95E+06 | 1,59E+07 | 2,39E+07 | 2,98E+07 | 3,98E+07 | 5,96E+07 | 7,95E+07 | ||
20,19504 | 40,390077 | 60,58512 | 75,73139 | 100,97519 | 151,46279 | 201,950385 | ||
рис. 1.21 | ||||||||
рис. 1.22 | 2,90E+06 | 2,90E+06 | 3,00E+06 | 3,10E+06 | 3,20E+06 | 3,00E+06 | 2,90E+06 | |
0,00E+00 | 0,00E+00 | 0,00E+00 | 0,00E+00 | 0,00E+00 | 0,00E+00 | 0,00E+00 | ||
2Сf | рис. 1.16-1.20 | 0,0064 | 0,0051 | 0,0048 | 0,0044 | 0,0038 | 0,00305 | 0,00225 |
ηс | рис. 1.24 | 1,32 | 1,32 | |||||
0,0084 | 0,0067 | 0,0048 | 0,0044 | 0,0038 | 0,00305 | 0,00225 | ||
0,0108 | 0,0086 | 0,0061 | 0,0056 | 0,0049 | 0,0039 | 0,0029 | ||
1,9499 | 3,3090 | 5,1112 | 8,3610 | 11,4425 | ||||
рис. 1.27 | 0,0572 | 0,0393 | 0,0250 | 0,0197 | 0,0179 | |||
0,0084 | 0,0067 | 0,0620 | 0,0437 | 0,0288 | 0,0227 | 0,0201 | ||
0,0108 | 0,0086 | 0,0633 | 0,0450 | 0,0299 | 0,0236 | 0,0208 | ||
0,0162 | 0,0129 | 0,0664 | 0,0478 | 0,0323 | 0,0255 | 0,0222 |
2.Расчёт коэффициента лобового сопротивления
|
|
изолированного фюзеляжа
Коэффициент лобового сопротивления фюзеляжа, отнесенный к площади миделя, обычно выражается в виде суммы:
(3.7)
где
(3.8)
1) Расчёт коэффициента сопротивления трения
(3.9)
где 2 Сf – коэффициент двухстороннего трения плоской пластины;
Fф – площадь смоченной поверхности фюзеляжа;
Sф -площадь миделевого сечения фюзеляжа.
Удвоенный коэффициент трения 2Сf определяется по графикам рис. 1.16 - 1.20 [1], только теперь число Рейнольдса находится по формуле
, (3.10)
и принимаем =0.
2) Расчёт коэффициента сопротивления давления носовой части
Коэффициент сопротивления давления носовой части определяется по графику на рис. 1.34 [1].
3) Расчёт коэффициента сопротивления давления кормовой части
Коэффициент сопротивления давления носовой части определяется по графику рис. 1.43 [1].
4) Расчёт коэффициента донного сопротивления
Коэффициента донного сопротивления можно рассчитать по формуле:
, (3.11)
где - коэффициент донного давления при ηкорм =1, определяется по графику рис.1.45 [1];
- коэффициент учитывающий влияние сужения кормовой части, определяется по графику рис.1.46 [1].
Таблица 4
Рассчитываемая величина | Номер рис. | M | ||||||
0,4 | 0,8 | 1,2 | 1,5 | |||||
4,85E+07 | 9,69E+07 | 1,45E+08 | 1,82E+08 | 2,42E+08 | 3,64E+08 | 4,85E+08 | ||
2Сf | рис. 1.16-1.20 | 0,00475 | 0,004 | 0,00378 | 0,0034 | 0,003 | 0,0024 | 0,0019 |
0,1425 | 0,1200 | 0,1134 | 0,1020 | 0,0900 | 0,0720 | 0,0570 | ||
рис. 1.34 | -0,015 | -0,018 | 0,042 | 0,058 | 0,042 | 0,04 | 0,0038 | |
рис. 1.43 | 0,03 | 0,02 | 0,0125 | 0,019 | 0,018 | 0,011 | 0,01 | |
рис. 1.45 | 0,081 | 0,115 | 0,245 | 0,21 | 0,16 | 0,1 | 0,067 | |
рис. 1.46 | 0,59 | 0,61 | 0,63 | 0,69 | 0,73 | 0,79 | 0,83 | |
0,0269 | 0,0395 | 0,0868 | 0,0815 | 0,0657 | 0,0444 | 0,0313 | ||
0,1844 | 0,1615 | 0,2547 | 0,2605 | 0,2157 | 0,1675 | 0,1021 |
2.Расчёт коэффициента лобового сопротивления
летательного аппарата в целом и построение поляр
Полное сопротивление летательного аппарата состоит из сопротивления, которое имеет место при нулевой подъёмной силе и сопротивления, зависящего от подъёмной силы, т.е индуктивного сопротивления . Следовательно,
I) Расчет коэффициента сопротивления летательного аппарата в целом
(3.11)
где К - коэффициент, учитывающий источники сопротивлений, не учтенных в расчете, примем К=1,06;
и -коэффициенты, учитывающие торможение потока в области оперения, представляющие отношение среднего скоростного напора в области оперения к скоростному напору набегающего потока (для оперения, расположенного за крылом = 0,85; = 0,90).
- увеличение сопротивления летательного аппарата, вызываемое неровностями поверхностей его деталей.
Приближенно можно принять равным 25% от летательного аппарата, который в свою очередь можно принять равным удвоенному коэффициенту трения крыла, т.е.
Для удобства обозначим
тогда, распространяя коэффициент К и на , выражение для летательного аппарата в целом можно записать
(3.12)
Для удобства все расчеты занесены в таблицу 5.
Таблица 5
Источник сопротивления | Характерна площадь | M =0,4 | 0,8 | 1,2 | 1,5 | ||||||||||
Крыло | S´ = = 183 | 0,0162 | 2,9738 | 0,0129 | 2,3697 | 0,0664 | 12,171 | 0,0478 | 8,7548 | 0,0323 | 5,9232 | 0,0255 | 4,6766 | 0,0222 | 4,0675 |
Горизонтально оперение | KгоS´го= =39 | 0,0084 | 0,3290 | 0,0067 | 0,2621 | 0,0620 | 2,4142 | 0,0437 | 1,7026 | 0,0288 | 1,1224 | 0,0227 | 0,8844 | 0,0201 | 0,7836 |
Вертикальное оперение | KвоS´во= =29 | 0,0084 | 0,2508 | 0,0067 | 0,1998 | 0,0620 | 1,8405 | 0,0437 | 1,2980 | 0,0288 | 0,8557 | 0,0227 | 0,6742 | 0,0201 | 0,5974 |
Фюзеляж | SФ =7,06 | 0,1844 | 1,3029 | 0,1615 | 1,1409 | 0,2547 | 1,7998 | 0,2605 | 1,8406 | 0,2157 | 1,5241 | 0,1675 | 1,1831 | 0,1021 | 0,7213 |
Мотогондолы | 4· SМГ = =3,14 | 0,0000 | 0,0000 | 0,0000 | 0,0000 | 0,0360 | 0,1130 | 0,0220 | 0,0691 | 0,0180 | 0,0565 | 0,0160 | 0,0502 | 0,0130 | 0,0408 |
4,8565 | 3,9727 | 18,3385 | 13,6651 | 9,4819 | 7,4685 | 6,2106 | |||||||||
0,0211 | 0,0173 | 0,0797 | 0,0594 | 0,0412 | 0,0325 | 0,0270 |
2) Расчет коэффициента индуктивного сопротивления летательного аппарата в целом.
|
|
где - коэффициент подъёмной силы летательного аппарата в целом;
A - коэффициент пропорциональности.
Для дозвуковых скоростей:
,
где - эффективное удлинение, равное,
здесь - площадь проекции всего летательного аппарата на плоскость крыла.
Для сверхзвуковых скоростей:
.
Результаты расчетов занесены в таблицу 6.
Таблица 6
M | 0,17 | 0,17 | 1,2 | 1,5 | ||||||||||||||||||||||||
α | 0º | 2º | 4º | 6º | 0º | 2º | 4º | 6º | 0º | 2º | 4º | 6º | 0º | 2º | 4º | 6º | 0º | 2º | 4º | 6º | 0º | 2º | 4º | 6º | 0º | 2º | 4º | 6º |
Сy | 0,1113 | 0,2226 | 0,3338 | 0,1265 | 0,2530 | 0,3794 | 0,1359 | 0,2718 | 0,4076 | 0,1027 | 0,2054 | 0,3081 | 0,0785 | 0,1570 | 0,2354 | 0,0516 | 0,1032 | 0,1547 | 0,0414 | 0,0828 | 0,1242 | |||||||
0,0124 | 0,0495 | 0,1115 | 0,0160 | 0,0640 | 0,1440 | 0,0185 | 0,0739 | 0,1662 | 0,0105 | 0,0422 | 0,0949 | 0,0062 | 0,0246 | 0,0554 | 0,0027 | 0,0106 | 0,0239 | 0,0017 | 0,0069 | 0,0154 | ||||||||
A | 0,193 | 0,193 | 0,257 | 0,340 | 0,445 | 0,677 | 0,843 | |||||||||||||||||||||
0,0024 | 0,0096 | 0,0216 | 0,0031 | 0,0124 | 0,0278 | 0,0047 | 0,0190 | 0,0427 | 0,0036 | 0,0143 | 0,0323 | 0,0027 | 0,0110 | 0,0247 | 0,0018 | 0,0072 | 0,0162 | 0,0014 | 0,0058 | 0,0130 | ||||||||
0,0211 | 0,0172 | 0,08 | 0,059 | 0,041 | 0,032 | 0,027 | ||||||||||||||||||||||
0,0235 | 0,0307 | 0,0427 | 0,0173 | 0,0204 | 0,0296 | 0,0451 | 0,0797 | 0,0845 | 0,0987 | 0,1224 | 0,0594 | 0,0630 | 0,0738 | 0,0917 | 0,0412 | 0,0440 | 0,0522 | 0,0659 | 0,0325 | 0,0343 | 0,0397 | 0,0487 | 0,0270 | 0,0284 | 0,0328 | 0,0400 |
Рис.3. Зависимость коэффициента лобового сопротивления Cx от числа М: Cx=f2(M)
Рис.4. Поляра летательного аппарата для различных чисел М