Изменения формальных рамок могут быть ориентированы:
1) институты могут строиться в соответствии с некой индивидуальной моделью (из теоретической модели перенос на практику);
2) институты могут воспроизводить образцы, существовавшие в истории данной страны, но исчезнувшие в процессе исторической эволюции общества;
3) формальные институты могут строиться по образцам, существующим в других странах.
Основными факторами, влияющими на успех импорта институтов, являются степень и характер конгруэнтности господствующих в стране – импортере неформальных норм и формальных норм, на основе которых функционирует импортируемый институт.
Наличие между нормами конгруэнтности позволяет получить их конвергенцию, сближение тренда, траектории институционального развития.
- Позитивная конвергенция – сближение формальных и неформальных норм на основе тенденции, ведущей к оптимуму..
- Негативная конвергенция – форма общей тенденции к неэффективному результату.
- Эволюционная конвергенция видит в сближении норм динамический процесс.
- Статическая конвергенция предполагает ситуацию, в которой формальные и неформальные нормы дополняют друг друга.
- Гибридная конвергенция заключается во взаимном влиянии формальных и неформальных норм, в итоге тенденция институционального развития не совпадает ни с трендом развития неформальных норм, ни с трендом развития формальных.
Происходит замедление институционального развития ввиду роста рассогласования между формальными и неформальными нормами. Это тем более не предполагает радикальной смены траектории институционального развития
| |
Происходит ускорение институционального развития. Но при этом радикальной смены траектории институционального развития не происходит
| |
Случай неконгруэнтности формальных и неформальных правил
| |
Случай конгруэнтности формальных и неформальных норм
| |
Два сценария институционального развития
| |
| | | |
| | |
|
| Революционный вариант, связанный с импортом формальных институтов, тоже оказывается неспособным радикальным образом изменить траекторию институционального развития.
| |