Организация семинарских занятий по дисциплине «Упрвление персоналом»

Практические (семинарские) занятия являются одним из основных этапов в процессе обучения, составляя вместе с лекционным курсом единый комплекс подготовки специалиста.

Семинар - это групповые практические занятия, которые проводятся в ВУЗе под руководством преподавателя.

По многим дисциплинам, изучаемым студентами, гуманитарного профиля семинарские занятия могут проводиться по чисто теоретическим вопросам (философия, теория и история государства и права и др.). Но для семинарских занятий по большинству экономических и других дисциплин характерно сочетание теории с решением задач, проведением деловых игр и т.д.

Семинарские занятия проводятся в форме беседы со всеми студентами группы одновременно или с отдельными студентами при участии остальные.

Семинарские занятия проводятся в пределах учебных планов.
Семинарские занятия требуют предварительной теоретической подготовки по соответствующей теме: изучения учебной и дополнительной литературы, в необходимых случаях ознакомления с нормативным материалом.
Рекомендуется при этом вначале изучить вопросы темы по учебной литературе. Если по теме прочитана лекция, то непременно надо использовать материал лекции, так как учебники часто устаревают уже в момент выхода в свет. Кроме того, у преподавателя может иметься и собственный взгляд на те или иные проблемы.

Планирование семинарских занятий осуществляется с учётом установленного количества часов. Основные этапы планирования и подготовки занятий:

· Разработка системы занятий по теме или разделу.

· Определение задач и целей занятия.

· Определение оптимального объема учебного материала, расчленение на ряд законченных в смысловом отношении блоков, частей.

· Разработка структуры занятия, определение его типа и методов обучения.

· Нахождение связей данного материала с другими дисциплинами и использование этих связей при изучении нового материала.

· Подбор дидактических средств (фильмов, карточек, плакатов, схем, вспомогательной литературы).

· Своевременная проверка оборудования для опытов и их предварительная постановка.

· Планирование записей и зарисовок на доске.

· Определение объема и форм самостоятельной работы на занятии.

· Определение форм и методов контроля знаний студентов.

· Определение формы подведения итогов.

· Определение самостоятельной работы по данной теме.

Можно рекомендовать следующие основные этапы проведения занятия:

· Организационный момент: взаимное приветствие преподавателя и студентов, проверка отсутствующих, проверка внешнего состояния аудиторий, проверка рабочих мест и внешнего вида студентов, организация внимания.

· Постановка целей занятия: обучающей, развивающей, воспитывающей.

· Планируемые результаты обучения: что должны студенты знать и уметь.

· Проверка знаний: устный опрос, фронтальный опрос, программированный опрос, письменный опрос, комментирование ответов, оценка знаний, обобщение по опросу.

· Изучение нового материала по теме:

o организация внимания;

o проблемная ситуация;

o объяснение, беседа, экскурсия;

o связь с предыдущим материалом;

o использование технических средств обучения;

o межпредметные связи;

o воспитательная значимость объяснения;

o развитие умственных способностей студентов в процессе объяснения, обобщения.

· Закрепление материала предназначено для того, чтобы студенты запомнили материал и научились использовать полученные знания (активное мышление).

Формы закрепления:

o демонстрация студентам фильма;

o решение задач;

o групповая работа (коллективная мыслительная деятельность).

· Домашнее задание:

o работа над текстом учебника;

o выполнение упражнений и решение задач;

o выполнение письменных и графических работ;

При проведении семинарских занятий преподаватель уделяет внимание формулировкам выводов, способности студентов сравнивать, анализировать, находить несоответствия, оценивает уровень знаний студентов.

При подведении итогов преподаватель знакомит студентов с результатами выполнения заданий, оценивает качество выполненной работы каждым студентом.

Следовательно, семинар является одной из форм организации занятия, при которой студенты самостоятельно изучают программный материал по различным источникам, решают задачи и выполняют задания с последующим коллективным обсуждением и оценкой результатов самостоятельной работы под руководством преподавателя. В процессе семинарских занятий студенты углубляют, систематизируют и закрепляют свои знания, формирует самостоятельность мышления, вырабатывает активность в процессе овладения знаниями. Семинары дают возможность студентам активно использовать информацию, полученную по различным каналам. Участие в семинарах формирует самостоятельность мышления, вырабатывает активность в процессе овладения знаниями, показывает и устраняет сомнения и пробелы в изученном материале. Для эффективной работы студентов на таких занятиях необходим определенный уровень умений и навыков самостоятельной исследовательской работы: конспектирования, умения делать выписки и анализировать литературу, излагать ее содержание, готовить краткие сообщения и доклады, выступать в ходе обсуждения, принимать участие в дискуссии. В ходе подготовки к семинару студенты должны ознакомиться с планом занятия и рекомендуемой литературой, составить план-конспект, написать краткое сообщение, доклад или реферат, тезисы выступления или подобрать материал по какому-либо вопросу, составить на основании литературы таблицу, схему, подготовить информационные справки, статистические данные. Во время выступлений студенты могут использовать свои записи, но не читать их. На семинарском занятии оценивается содержание выступлений и их аргументированность (работа с ключевыми понятиями, логика изложения, анализ данных, манера подачи материала, умение пользоваться наглядными пособиями и т.п.).

Таким образом, эффективная работа преподавателя со студентами- позволит вызвать интерес к своей дисциплине, повысить ответственность за качество самостоятельной работы, а, следовательно, повысить качество подготовки специалистов, востребованных на рынке труда.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: