Тема 1. Современные подходы к управлению персоналом организации

1. Предмет курса «Управление персоналом», цели и задачи его изучения.

2. Этапы развития практики управления персоналом и управления человеческими ресурсами

3. Понятие персонал и его характеристика

4. Концепции и теории управления персоналом

1) Изучив данную тему, студент должен:

иметь представление: о теории управления человеческими ресурсами;

знать:

≈ основные положения социальной политики государства и организации;

≈ понятия занятости и безработицы, их содержание и факторы, влияющие на их

состояние;

уметь: различать виды рабочего времени в организации.

2) При изучении темы рекомендуется:

- акцентировать внимание на:

• изменении подхода к оценке роли и места человека в трудовом процессе;

• понятии занятости и безработицы и факторах, влияющих на их состояние.

- читать:

• Управление персоналом организации. Учебник. / Под ред. Кибанов А.Я.–

2-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2006., глава 1;

• конспект лекций;

3) Для усвоения материала темы и подготовки к семинарскому занятию необходимо:

- выписать в тетрадь:

• особенности японского, американского, германского, английского, французского подхода к управлению персоналом;

- в тетради составить:

• схему теории управления персоналом с их краткой характеристикой;

• таблицу прин­ципы современной концепции управления персоналом.

• три тестовых задания (вопроса) относительно теорий управления персоналом;

- ознакомиться с материалами журналов, размещенных в Интеренете на сайтах, которые приведены в конце настоящих методических рекомендаций, подготовить рецензии на статьи.

4) Для самооценки качества усвоения материала темы необходимо выполнить тренировочные задания:

- ответить на контрольные вопросы к теме:

Какие факторы повлияли на эволюцию кадрового менедж­мента?

Какие основные этапы развития управления персоналом можно выделить?

В чем сущность технократического подхода к использованию тру­довых

ресурсов?

Назовите отличия подходов «управление персоналом» и «управление

человеческими ресурсами».

Что представляет собой управление как вид трудовой деятель­ности

персонала?

Что понимается под термином персонал?

Какие предпосылки лежат в основе новых подходов в кадровом менеджменте?

Какие основные концепции управления персоналом можно назвать?

Какие прин­ципы лежат в основе современной концепции управления персоналом?

В чем состоит различие понятий «политика занятости» и «политика на рынке труда»?

Какие виды трудовой деятельности персонала вы знаете?

Перечислите цели и задачи Международной организации труда.

- решить тестовое задание по теме:

1. Персонал организации это:

А - это совокупность физических лиц, состоящих с организацией как юридическим лицом в отношениях, регулируемых трудовым договором найма;

Б - это совокупность сотрудников организации, имеющих наибольшее значение;

В - это совокупность работников, объединенных общими целями и интересами.

2. Авторами теорий, относящихся к концепции человеческих ресурсов являются:

А - Ф. Тейлор, Г. Форд, П.М. Керженцев;

Б - А. Маслоу, Ф. Герцберг, Д. Макгрегор;

В - Э. Мэйо, Р. Ликарт, Р. Блейк;

3. С чем связано возникновение управления персоналом как особого вида деятельности (выбрать и указать только одну группу факторов):

А - ростом масштабов экономических организаций, усилением недовольства условиями труда большинства работников;

Б - распространением "научной организации труда", развитием профсоюзного движения, активным вмешательством государства в отношения между наемными работниками и работодателями;

В - ужесточением рыночной конкуренции, активизацией деятельности профсоюзов, государственным законодательным регулированием кадровой работы, усложнением масштабов экономических организаций, развитием организационной культуры.

Тема 2: Методология управления персоналом организации

Вопросы семинара:

1. Основные теории и этапы развития управления персоналом.

2. Занятость и безработица на рынке труда.

3. Принципы и методы управления персоналом.

4. Понятие и виды персонал-технологий.

1) Изучив данную тему, студент должен:

иметь представление: о содержании концепции управления персоналом;

знать:

≈ принципы и методы управления персоналом;

≈ виды персо­нал-технологий в процессе управления персоналом;

уметь: учитывать факторы, оказывающие влияние на организацию работы по управлению персоналом.

2) При изучении темы рекомендуется:

- акцентировать внимание на:

•содержании понятий «концепция управления персоналом», «философии управления», «персо­нал-технологии»;

• методах управления персоналом организации;

• факторах, влияющих на организацию кадровой работы.

- читать:

• Управление персоналом организации. Учебник. / Под ред. Кибанов А.Я. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2006., глава 2;

• конспект лекций;

3) Для усвоения материала темы и подготовки к семинарскому занятию необходимо:

- выписать в тетрадь:

• факторы, влияющие на формирование российской философии управления;

• основные показатели качества управления персоналом;

- в тетради составить:

• схему - виды методов управления персоналом в организации.

• таблицу - характеристика японской, американской и российской философии управления персоналом организации;

• таблицу - система методов управления персоналом.

• три тестовых задания (вопроса) относительно различных подходов к формированию философии управления персоналом;

- ознакомиться с материалами журналов, размещенных в Интеренете на сайтах, которые приведены в конце настоящих методических рекомендаций, пдготовить рецензии на статьи.

4) Для самооценки качества усвоения материала темы необходимо выполнить тренировочные задания:

- ответить на контрольные вопросы к теме:

Что такое философия управления персоналом?

Чем обусловлена необходимость управления персоналом?

Каковы принципы управления персоналом?

Что входит в понятие концепции управления персоналом?

Из каких элементов состоит структура системы управления персоналом?

Какие модели управления персоналом используются в управления?

Какие методы используются в управлении персоналом?

Что такое персонал-технологии?

- решить тестовое задание по теме:

1. Концепция, в которой работник рассматривается как «субъект трудовых отношений, личность» это концепция:

А - Управление кадрами;

Б - Управление персоналом;

В - Управление человеческими ресурсами;

Г - Гуманистическая концепция.

2. Принцип обусловленности функций управления персоналом целями производства подразумевает, что:

А - функции управления персоналом, ориентированные на развитие производства, опережают функции, направленные на обеспечение функционирования производства;

Б - функции управления персоналом формируются и изменяются не произвольно, а в соответствии с целями производства;

В - необходима многовариантная проработка предложений по формированию системы управления персоналом и выбор наиболее рационального варианта для конкретных условий производства.

3. Выделите основные группы методов управления персоналом в организации (при необходимости указать несколько):

А - административные;

Б - экономические;

В - статистические;

Г - социально-психологические;

Д - стимулирования.

Тема 3: Система управления персоналом организации

Вопросы семинара:

1. Система управления персоналом и ее обеспечение:

= организационная структура;

= кадровое и документационное;

= информационное и техническое;

= нормативно-методическое и правовое обеспечение.

2. Кадровая политика организации как основа формирования стратегии управления персоналом:

= факторы, влияющие на кадровую политику;

= виды кадровой политики.

3. Стратегическое управление персоналом:

= виды стратегий;

= система стратегического управления персоналом организации.

1) Изучив данную тему, студент должен:

иметь представление:

≈ о проектировании системы управления персоналом в организации;

≈ о кадровой политике организации и факторах на нее влияющих;

≈ о системе стратегического управления персоналом;

знать:

≈ элементы организационной структуры системы управления персоналом;

≈ особенности и виды обеспечения системы управления персоналом;

≈ разновидности кадровой политики организации;

≈ виды стратегий в управлении персоналом;

уметь:

- определять задачи управления персоналом;

- выбирать наиболее приемлемый вариант стратегического управления персоналом в зависимости от стадии развития организации и внутренних и внешних факторов.

2) При изучении темы рекомендуется:

- акцентировать внимание на:

• понятии «система управления персоналом» и ее элементах;

• методах построения системы управления персоналом.

• понятиях «кадровая политика» «система стратегического управления персоналом»;

• факторах, влияющих на разработку стратегии управления персоналом.

- читать:

• Управление персоналом организации. Учебник. / Под ред. Кибанов А.Я. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2006., глава 3, 4;

• конспект лекций;

- ознакомиться с:

• Законом РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации";

• Законом РФ от 1 мая 1999 г. № 92-ФЗ – "О российской трехсторонней комиссии по регули-рованию социально-трудовых отношений;

3) Для усвоения материала темы и подготовки к семинарскому занятию необходимо:

- в тетради составить:

• схему элементы системы управления персоналом;

• таблицу цели и функции системы управления персоналом

• факторы, влияющие на разработку стратегии управления персоналом;.

• составить три тестовых задания (вопроса) относительно организационной структуры системы управления персоналом;

• схему виды кадровой политики

• таблицу состав функций системы управления персоналом по направлениям деятельности;

• нарисовать в тетради матрицу SWOT-анализа, предло­женную Томпсоном и Стриклендом;

- ознакомиться с материалами журналов, размещенных в Интеренете на сайтах, которые приведены в конце настоящих методических рекомендаций, составить рецензии на статьи.

4) Для самооценки качества усвоения материала темы необходимо выполнить тренировочные задания:

- ответить на контрольные вопросы к теме:

Дайте определение и назовите элементы системы управления персоналом.

Какие методы построения системы управления персоналом вы знаете?

Место органов содействия трудоустройству граждан в СССР и России.

В чем состоит различие понятий «политика занятости» и «политика на рынке труда»?

Какие задачи решает государственная система управления трудовыми ресурсами?

Какой орган наделен правом принимать законы в области труда?

Что такое «социальное партнерство» и в чем его сущность?

Что такое кадровое обеспечение системы управления персо­налом?

Как осуществляется регулирование трудовых отношений в рыночных условиях?

Задачи МОТ и уровни взаимодействия МОТ и России.

Что такое кадровая политика и какие её виды различают?

Перечислите этапы проектирования кадровой политики.

В чем проявляется взаимосвязь между стратегией развития организации и кадровой политикой?

Какие виды кадровой политики вы знаете?

Назовите основные принципы стратегического управления.

Назовите составляющие стратегии управления персоналом.

По каким параметрам производится анализ внешней и внутренней среды организации?

Какие этапы процесса стратегического управления выделяют?

Что такое миссия организации?

Дайте понятие стратегического управления персоналом, его субъ­екта и объекта.

Какие возможны варианты организационного построения системы стратегического управления персоналом

- решить тестовое задание к теме.

1. К обеспечивающим подсистемам системы управления персоналом относятся следующие подсистемы (при необходимости указать несколько):

А - линейного руководства;

Б - транспортное обеспечение;

В - правового обеспечения;

Г - информационного обеспечения;

Д - хозяйственного обеспечения.

2. Основными функциями подсистемы развития персонала являются (при необходимости указать несколько):

А - разработка стратегии управления персоналом;

Б - работа с кадровым резервом;

В - переподготовка и повышение квалификации работников;

Д - планирование и прогнозирование персонала;

Е - организация трудовых отношений.

3. Принцип комплексности формирования системы управления персоналом подразумевает:

А - многовариантную проработку предложений по формированию системы управления персоналом и выбор наиболее рационального варианта для конкретных условий производства;

Б - учет всех факторов, воздействующих на систему управления персоналом;

В - ориентированность на развитие производства, опережение функций управление персоналом функций, направленных на обеспечение функционирования производства.

4. Основной принцип кадровой политики за­ключается в:

А - достижении инди­видуальных и организационных целей;

Б - стимулировании и мотивации работников;

В - разработке и составлении кадрового резерва;

Г - определении принципов подбора, расстановки и развития персонала.

5. Возрастание роли стратегического подхода к управлению персоналом в настоящее время связано (выбрать и указать только одну группу факторов):

А - с высокой монополизацией и концентрацией российского производства;

Б - с регионализацией экономики и целенаправленной структурной перестройкой занятости;

В - с ужесточением конкуренции во всех ее проявлениях, ускорением темпов изменения параметров внешней среды и возрастанием неопределенности ее параметров во времени.

6. При предпринимательской организационной стратегии акцент при найме и отборе делается:

А - на поиск инициативных сотрудников с долговременной ориентацией, готовых рисковать и доводить дело до конца;

Б - на поиске сотрудников узкой ориентации, без большой приверженности организации на короткое время;

В - на поиске разносторонне развитых сотрудников, ориентированные на достижение больших личных и организационных целей.

Тема 4: Кадровый потенциал организации

Вопросы семинара:

1. Понятие и компоненты трудового потенциала человека:

= численность персонала, оборот и текучесть кадров;

= должности и должностные инструкции.

2. Служба управления персоналом организации, её структура и место в системе управления организацией:

= задачи и функции службы управления персоналом;

= место кадровой службы в общей структуре организации;

= этапы и мероприятия по созданию службы персонала;

= состав службы управления персоналом и требования предъявляемые к нему.

4. Проблемы развития службы управления персоналом в России.

1) Изучив данную тему, студент должен:

иметь представление:

≈ об элементах, составляющих процесс труда и НОТ в современных условиях;

≈ об особенностях трудовых ресурсов в современной России;

≈о передовом отечественном и зарубежном опыте организации деятельности служб управления персоналом;

знать:

≈ структуру персонала организации;

≈ основные элементы должностной инструкции;

≈ основные функции службы управления персоналом организации;

≈ требования, предъявляемые к кадровому составу службы управления персоналом организации;

уметь:

≈ рассчитывать численность, оборот и текучесть персонала;

≈ определять задачи по НОТ;

≈определять направления работы службы управления персоналом в современных условиях.

приобрести навыки: составления должностной инструкции.

2) При изучении темы рекомендуется:

- акцентировать внимание на:

• сущности понятий «система социально-трудовых отношений» и «кадровый потенциал»;

• содержании процесса труда;

• месте и роли службы управления персоналом в современной организации;

• требованиях, к кадровому составу службы управления персоналом.

- читать:

• Управление персоналом организации. Учебник. / Под ред. Кибанов А.Я. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2006., глава 1 § 1.5-1.7.;

• Макарова И.К. Управление персоналом – М.: Юриспруденция, 2004., глава 5;

• конспект лекций;

- ознакомиться с:

• Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (утв. постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. N 37, с послед. изм.);

3) Для усвоения материала темы и подготовки к семинарскому занятию необходимо:

- выписать в тетрадь:

• в виде таблицы типы социально-трудовых отношений и с их краткой характеристикой;

• принципы построения организационной структуры службы управления персоналом;

• требования, которым должен отвечать работник службы управления персоналом;

- в тетради составить:

• схему - элементы системы социально-трудовых отношений;

• схему - виды рынка труда;

• схему - классификация персонала.

• схему - функции службы управления персоналом

- ознакомиться с материалами журналов, размещенных в Интеренете на сайтах, которые приведены в конце настоящих методических рекомендаций, составить рецензии на статьи.

4) Для самооценки качества усвоения материала темы необходимо выполнить

тренировочные задания:

• разработать должностную инструкцию руководителя службы управления персоналом;

• провести расчет численности трудовых ресурсов г.Саратова, г. Энгельса;

- ответить на контрольные вопросы к теме:

Что такое «система социально-трудовых отношений»?

Что такое трудовые ресурсы и в чем их особенности?

Что такое безработица и в каких формах она проявляется?

Что такое трудовой потенциал работника и каковы его составляющие?

Дайте характеристику основных типов социально-трудовых отноше­ний.

Назовите виды рынка труда?

Какие факторы влияют на структуру персонала организации?

Что понимается под численностью персонала?

В чем различие нормативной и списочной численности?

Какие факторы влияют на текучесть персонала?

Значение и структура должностной инструкции.

Какие элементы входят в НОТ на предприятии?

Какие направления работы осуществляет служба управления персоналом?

Какие традиционные и инновационные функции службы пер­сонала вы знаете?

В чем состоит взаимосвязь функций службы персонала и ее организационной структуры?

Какие требования предъявляются к кадровому составу службы управления персоналом?

Дайте характеристику новым должностям в структуре служ­бы персонала.

Какие направления работы осуществляет кадровая служба?

Какие факторы сдерживают перестройку работы кадровых служб в современных условиях?

Почему необходимо повышать профессионализм сотрудни­ков службы персонала?

Какие новые функции возложены на менеджеров по персо­налу?

Объясните необходимость специализации внутри департаментов по управлению персоналом.

- решить тестовое задание по теме:

1. Субъектами социально-трудовых отношений являются:

А - Общественные объединения, работодатель, работник, руководитель подразделения;

Б - Государство, профессиональные союзы, работодатель, работник;

В - Служба управления персоналом организации, профсоюз, работник, собственник фирмы.

2. По признаку участия в управленческом процессе персонал подразделяется на:

А - линейных и функциональных руководителей, специалистов, исполнителей;

Б - руководителей высшего, среднего и низового звена и функциональных работников;

В - административно-управленческий персонал и занятые не основной деятельностью.

3. Какой вид численности персонала организации определяется как число официально работающих на данном предприятии людей и числящихся в штате данного предприятия?

А - нормативная численность;

Б - явочная численно­сть;

В - списочная численность

4. К принципам построения организационной структуры службы управления персоналом относятся:

А - законность, соподчиненность и непрерывность;

Б - гибкость, нормоуправляемость и экономичность;

В - равенство, мотивированность и ответственность;

Г - обеспеченность ресурсами, взаимозаменяемость и гарантированность.

5. В составе каждой системы или подсистемы управления персоналом можно выделить следующие взаимодействующие между собой элементы:

А – субъекты и объекты взаимодействия и их служебное положение;

Б – работники, средства труда и коммуникации между людьми;

В – органы госуправления, представители работников и работодателей;

Г – субъекты, объекты и содержание.

6. К недостаткам линейной структуры управления персоналом относится:

А - часто приводит к нару­шению единства распорядительства и снижению ответственно­сти исполнителей;

Б - руководитель должен обладать большим объемом разносторонних знаний;

В - увеличение численности управленческого персонала и расходов на его содержание;

Г - оторванность аппарата управления от производства.

Тема 5: Управление развитием персонала организации

Вопросы семинара:

1. Кадровое планирование как направление деятельности организации:

= принципы подбора кадров;

= виды кадрового планирования;

2. Потребность организации в персонале.

= методы прогнозирования и расчета потребности персонала;

= маркетинг персонала, рынок труда и имидж организации;

= набор персонала: понятие, источники, этапы и методы отбора персонала.

3. Управление развитием персонала:

= управление адаптацией персонала и ее методы;

= обучение и переподготовка персонала.

1) Изучив данную тему, студент должен:

иметь представление:

≈ об основных факторах социальной среды организации;

≈ об инновационном менеджменте в работе службы управления персоналом;

≈ о научно-методических принципах подбора и отбора кадров и методах изучения профессий;

≈ о нормировании и анализе показателей труда;

знать:

≈ принципы и методы развития персонала;

≈ основные методы адаптации персонала организации;

≈ виды и методы обучения и развития персонала;

≈ виды рынка труда;

≈ содержание процесса кадрового планирования;

≈ основные методы расчета потребности и отбора персонала;

≈ основные элементы трудового договора;

уметь:

≈ организовывать процесс обучения и развития персонала;

≈ проводить аттестацию персонала.

≈ определять требования к кандидатам на замещение вакантной должности;

≈ проводить работу по отбору персонала и осуществлять анализ информации о персонале

2) При изучении темы рекомендуется:

- акцентировать внимание на:

• содержании понятия «развитие персонала», «обучающая организация»;

• принципах и методах развития персонала.

• содержании понятий «подбор» и «отбор»;

• методах отбора персонала;

• содержании процесса кадрового планирования.

- читать:

• Управление персоналом организации. Учебник. / Под ред. Кибанов А.Я. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2006., глава 5, 7;

• конспект лекций;

- ознакомиться с:

• Квалификационным справочником должностей руководителей, специа­листов и других служащих / Минтруд России. — М.: Экономические новости, 1998.

• Тарифно-квалификационные характеристики общеотраслевых долж­ностей служащих и общеотраслевых профессий рабочих. — М.: Минтруда РФ, 1996.

3) Для усвоения материала темы и подготовки к семинарскому занятию необходимо:

- ознакомиться с материалами журналов, размещенных в Интеренете на сайтах, которые приведены в конце настоящих методических рекомендаций, подготовить рецензии на статьи

- в тетради составить:

• виды адаптации персонала;

• классификация видов обучения персонала.

• три тестовых задания (вопроса) относительно методов адаптации персонала;

• схему элементы процесса кадрового планирования;

• схему компоненты модели рабочего места.

• составить три тестовых задания (вопроса) относительно отбора персонала;

4) Для самооценки качества усвоения материала темы необходимо выполнить тренировочные задания:

• составить план интервью с предполагаемым претендентом на вакантную должность в службе управления персоналом;

- ответить на контрольные вопросы к теме:

Что такое социальная инфраструктура организации?

Что такое развитие персонала?

Перечислите основные принципы развития персонала.

Что такое адаптация и какие существуют виды адаптации?

Что такое программа ориентации и какие они бывают?

Назовите различия понятий «подготовка», «переподготовка» и «повыше­ние квалификации».

Какие методы обучения вы знаете?

Какие элементы содержит оперативный план работы с персоналом?

Какие виды обучения и развития персонала вам известны?

Какие формы профессиональной подготовки персонала существу­ют?

Какие виды повышения квалификации работников применяют­ся?

Какие виды карьеры вы знаете?

Перечислите основные этапы карьеры.

Назовите типовые модели служебной карьеры?

Что такое кадровое планирование и каковы его цели и задачи?

Назовите этапы процесса кадрового планирования.

Что включает план человеческих ресурсов?

Какова специфика долгосрочного и краткосрочного кадрового планиро­вания?

Опишите процесс планирования потребности в персонале.

В чем заключаются особенности набора и отбора персонала?

Какие факторы влияют на набор персонала?

В чем заключаются преимущества и недостатки внешних и внутренних источников набора?

На какие этапы подразделяется работа по набору персонала?

Какие методы используются в отборе сотрудников?

Какие условия содержит трудовой договор?

Что представляет собой маркетинговая концепция управле­ния персоналом?

Перечислите факторы, влияющие на уровень и динамику производи­тельности труда.

Какие методы планирования производительности труда вы знаете?

- решить тестовое задание по теме:

1. Основными функциями подсистемы развития персонала являются:

А - разработка стратегии управления персоналом;

Б - работа с кадровым резервом;

В - планирование и прогнозирование персонала;

Г - планирование и контроль деловой карьеры;

Д - организация трудовых отношений.

2. Наиболее распространенный в практике организаций подход к управленческому развитию:

А - неструктурированный, непланируемый;

Б - планируемое развитие за пределами работы;

В - планируемое развитие на работе.

3. Какие методы наиболее эффективные для обучения персонала поведенческим навыкам (ведение переговоров, проведение заседаний, работа в группе):

А – инструктаж, деловые игры, видеотренинг;

Б – ротация, перемещение на другую должность;

В - ученичество и наставничество;

Г - лекция, разбор конкретных ситуаций, самообучение.

4. Лица, которые формально заняты в экономике, но, в то же время в связи с сокращением производ­ства или же с изменением его структуры могут быть высвобожде­ны без ущерба для производства характеризуются как:

А - Частичный (фрагментарный) рынок труда;

Б - Скрытый рынок труда;

В - Теневой (нерегулируемый) рынок труда;

Г - Внутренний рынок труда.

5. К преимуществам внутренних источников найма относят (выбрать правильные ответы):

А - низкие затраты на адаптацию персонала;

Б - появление новых идей, использование новых технологий;

В - появление новых импульсов для развития;

Г - повышение мотивации, степени удовлетворенности трудом.

6. Какое понятие характеризуется как: «приобретенная человеком общая подготовка к соответствующего рода работе, включающая теоретические знания и практические умения в определенной области деятельности»?

А - Должность;

Б - Профессия;

В - Специальность;

Г - Квалификация.

Тема 6: Оценка персонала и эффективности управления им

Вопросы семинара:

1. Деловая оценка персонала:

= основные цели и задачи оценки персонала;

= элементы и этапы деловой оценки персонала;

= показатели и методы оценки персонала;

= занятость персонала: показатели и критерии.

2. Оценка эффективности деятельности службы управления персоналом.

= принципы, показатели и способы оценки службы управления персоналом.

= оценка экономической и социальной эффективности проектов совершенствования системы и технологии управления персоналом

= затраты на содержание персонала.

3. Высвобождение как функция службы управления персоналом.

= «высвобождение» и «увольнение»;

= виды увольнений и высвобождения персонала, их особенности и причины увольнений;

= запреты и ограничения на увольнения.

1) Изучив данную тему, студент должен:

иметь представление:

≈ о понятии эффективности управления персоналом;

≈ о критериях и показателях эффективности управления персоналом;

≈ о понятиях «высвобождение» и «увольнение»;

≈ о проблемах, связанных с высвобождением персонала;

знать:

≈ методы оценки персонала и деятельности службы управления персоналом;

≈ из чего складываются затраты на персонал организации и их виды;

≈ виды и содержание работы по высвобождению персонала организации;

≈ права и гарантии увольняемых, запреты и ограничения на увольнение;

уметь:

- проводить анализ результатов труда персонала и службы управления персоналом.

- организовывать работу по высвобождению персонала

2) При изучении темы рекомендуется:

- акцентировать внимание на:

• содержании понятия «эффективность управления персоналом»;

• критериях эффективности управления персоналом;

• методах оценки персонала.

• особенностях понятий «высвобождение» и «увольнение»;

• правах и гарантиях увольняемых, запретах и ограничениях на увольнение.

- читать:

• Управление персоналом организации. Учебник. / Под ред. Кибанов А.Я. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2006., глава 6 § 6.6.; 9 § 9.4, 9.5, 9.6.;

• конспект лекций;

3) Для усвоения материала темы и подготовки к семинарскому занятию необходимо:

- выписать в тетрадь:

• факторы, учитываемые при проведении оценки персонала;

- в тетради составить:

• схему классификация;

• схему виды методов оценки персонала;

• три тестовых задания (вопроса) относительно аттестации персонала;

• схему виды высвобождения персонала;

• три тестовых задания (вопроса) относительно увольнения персонала;

- ознакомиться с материалами журналов, размещенных в Интеренете на сайтах, которые приведены в конце настоящих методических рекомендаций, подготовить рецензии на статьи.

4) Для самооценки качества усвоения материала темы необходимо выполнить тренировочные задания:

- ответить на контрольные вопросы к теме:

В чем значение и необходимость оценки персонала, и какие цели она преследует?

В чем заключается административная цель оценки персонала?

Какие виды оценки персонала вы знаете?

Почему оценка считается «сквозным» видом кадровой ра­боты?

Что такое предмет, субъект и объект оценки?

Какие методы оценки потенциала работников вы знаете?

Какие методы деловой оценки вы знаете?

В чем преимущества и недостатки традиционных и нетрадиционных методов оценки?

Что такое аттестация персонала, и какие виды аттестации вы знаете?

В чем значение аттестации персонала?

Перечислите этапы аттестации.

Чем отличается понятие аттестации персонала от понятия оценки пер­сонала?

В чем заключаются нетрадиционные способы оценки персонала?

От каких факторов зависит выбор метода аттестации со­трудников?

Охарактеризуйте структуру затрат на персонал.

Дайте определение понятия «высвобождение персонала».

В чем различие увольнения и высвобождения персонала?

Какие виды высвобождение персонала вам известны?

Перечислите причины увольнения персонала из организации.

Перечислите этапы системы мероприятий по высвобожде­нию персонала.

Назовите права и гарантии работников, высвобождаемых из производства.

В чем заключается поддержка высвобождаемого персонала и ее назначение?

В чем заключаются запреты и ограничения на увольнение отдельных категорий работников?

Перечислите статьи Трудового кодекса РФ, регламентирую­щие деятельность организации по вопросам высвобождения персо­нала.

- решить тестовое задание по теме:

1. К основным характеристикам персонала организации относится:

А - Классификация и профпригодность;

Б - Численность и структура;

В - Объем полномочий и исполнительность.

2. Основными показателями качества управления персоналом являются:

А - внесение коррективов в действующие положения, утверждение разработанной технологии, доход персонала;

Б - Хороший психологический климат, текучесть кадров, последовательность кадровой политики;

В - Наличие резерва на выдвижение, совершенствование оборудования, сокращение рабочего времени;

Г - Трудовая дисциплина, соблюдение трудовых норм, трудовые показатели.

3. Оценка эффективности деятельности подразделений управления персоналом - это системный процесс, направленный на (выберите все правильные ответы):

А - соизмерение затрат и результатов, связанных с деятельностью кадровых служб;

Б - соотношение результатов деятельности кадровых служб с итогами деятельности организации в целом;

В - соотношение результатов деятельности кадровых служб с итогами деятельности других подразделений.

4. Каковы причины высвобождения работников в организации (при необходимости указать несколько):

А - структурные сдвиги в производстве;

Б - перемещения работников внутри организации;

В - текучесть кадров;

Г - повышение технического уровня производства;

Д - изменение объемов производства.

5. Увольнение по инициативе администрации возможно в случае:

А - призыв работника на военную службу;

Б - ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем;
В - однократного грубого нарушения руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями своих трудовых обязанностей;
Г - прекращение допуска к государственной тайне, если выполняемая работа требует такого допуска;
Д - неизбрание на должность.

6. Локаут представляет собой:

А - массовое увольнение работников при банкротстве предприятия либо с целью подавления или пре­дотвращения забастовки;

Б - увольнение или отстранение от работы на длительный срок одного или боль­шего числа работников по причине экономического или структурного характера;

В - прекращение трудового договора (контракта) меж­ду администрацией (работодателем) и сотрудником;

экономию рабочей силы в результате совершенствования системы управления, и совмещения профессий;

Г - форма расторжения трудового договора, предусматривающая привлече­ние специализированных организаций в целях оказания заинтере­сованным лицам помощи при трудоустройстве.

Тема 7: Субъективный фактор в управлении персоналом

Вопросы семинара:

1. Личность в организации и её свойства:

= факторы, влияющие на формирование личности работника;

= черты характера и формы его проявления;

= факторы, влияющие на поведение личности;

= ролевое поведение личности.

2. Стиль управления:

= понятие и виды стилей управления;

= модели лидерства и их проявление;

= факторы, влияющие на выбор стиля руководства;

= этика деловых отношений в управлении персоналом организации.

1) Изучив данную тему, студент должен:

иметь представление: о понятии личности работника и ее значении в функционировании организации;

знать:

≈ факторы, влияющие на формирование и на поведение личности работника;

≈ виды ролевого поведения персонала организации и формы проявления различных видов темперамента;

уметь: учитывать особенности личности работника в организации труда и управлении персоналом организации.

2) При изучении темы рекомендуется:

- акцентировать внимание на:

• психологических особенностях работника в организации;

• факторах, влияющих на формирование и на поведение личности работника.

- читать:

• Бухалков М.И. Управление персоналом: Учебник — М.: ИНФРА-М, 2005., глава 2 § 2.1 – 2.3.;

• конспект лекций;

3) Для усвоения материала темы и подготовки к семинарскому занятию необходимо:

- в тетради составить:

• таблицу характеристика свойств личности различного темперамента;

• нарисовать матрицу включения человека в организацию;

- ознакомиться с материалами журналов, размещенных в Интеренете на сайтах, которые приведены в конце настоящих методических рекомендаций.

4) Для самооценки качества усвоения материала темы необходимо выполнить тренировочные задания:

- ответить на контрольные вопросы к теме:

Какие факторы влияют на формирование личности?

Какие свойства личности оказывают влияние на ролевое поведение?

Какое практическое значение для работы менеджера имеет знание особенностей личных свойств работника?

Какие ценностные ориентиры являются движущими в поведении различных категорий персонала?

Какие факторы влияют на поведение работника в коллективе?

Что включает в себя понятие ценностные ориентации личности?

Что понимается под ролевым поведением?

- решить тестовое задание по теме:

1. Как называется направление современной психологии, где предметом психологии является поведение?

А – когнитивная психология;

Б – гештальтпсихология;

В – гуманистическая психология;

Г – бихевиоризм;

Д – интеракционизм.

2. Соотнесите определения с понятиями:

1 —темперамент; 2 — характер; 3 — способности.

1) индивидуально-психологические особенности человека, опреде­ляющие динамику протекания его психических процессов и пове­дения

2) совокупность существенных устойчивых психических свойств че­ловека как члена общества, которые проявляются в его отноше­нии к действительности и накладывают отпечаток на его поведе­ние и поступки

3) совокупность свойств, которые служат условием успеха в опре­деленной деятельности

3. Какой из типов темперамента характеризуется живостью, быстрой возбудимостью и легкой сме­ной эмоций?

А – холерик;

Б – сангвиник;

В – меланхолик;

Г – флегматик.

Тема 8: Мотивация и стимулирование персонала

Вопросы семинара:

1. Мотивация персонала как составной элемент управления:

= принципы и теории мотивации персонала;

= методы улучшения параметров работы, их виды и характеристика (экономические мотивы поведения, социальные, моральные и психологические стимулы);

= причины пассивности персонала.

2. Деловая карьера персонала как средство мотивации:

= типы и принципы формирования, методы работы с кадровым резервом;

= цель, условия формирования и планирование карьеры;

= виды управленческих карьер и типология построения карьеры.

= этапы и стадии карьеры.

= особенности и факторы, влияющие на управленческую карьеру в России.

1) Изучив данную тему, студент должен:

иметь представление:

≈ о современных тенденциях в мотивации трудовой деятельности и зарубежной практике мотивации персонала;

≈ о сущности карьеры;

≈ о технологиях управления карьерой персонала;

знать:

≈ основные теории мотивации персонала и их особенности;

≈ принципы и методы мотивационного воздействия;

≈ основы формирования, виды кадрового резерва организации и методы работы с ним;

≈ виды и условия формирования карьеры персонала;

уметь:

- применять на практике различные методы мотивации и стимулирования персонала организации.

- планировать развитие деловой карьеры.

2) При изучении темы рекомендуется:

- акцентировать внимание на:

• принципах и методах мотивации трудовой деятельности персонала;

• особенностях основных теорий мотивации персонала.

• содержании понятия «кадровый резерв» и «карьера»;

• технологиях управления карьерой персонала.

- читать:

• Управление персоналом организации. Учебник. / Под ред. Кибанов А.Я. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2006., глава 7 §7.4, 7.5.;8 §8.2,8.3.;

• конспект лекций;

3) Для усвоения материала темы и подготовки к семинарскому занятию необходимо:

- в тетради конспектов составить:

• таблицу - теории мотивации персонала с указанием их основоположников и краткой характеристикой;

• схему - формы и системы оплаты труда персонала;

• три тестовых задания (вопроса) относительно видов стимулирования труда персонала.

• схему - виды карьеры;

• составить план собственной карьеры;

• три тестовых задания (вопроса) относительно карьеры персонала;

- ознакомиться с материалами журналов, размещенных в Интеренете на сайтах, которые приведены в конце настоящих методических рекомендаций, подготовить реценции на статьи.

4) Для самооценки качества усвоения материала темы необходимо выполнить тренировочные задания:

- ответить на контрольные вопросы к теме:

Что подразумевают под термином "мотивация"?

В чем суть мотивации поведения человека потребностями?

В чем состоит содержание теории потребностей У.Маслоу?

Каковы различия между внутренним и внешним вознаграждением?

В чем основное содержание теории ожидания?

Каковы возможности применения на практике теории ожидания?

В чем суть теории справедливости?

Каковы возможности применения на практике теории справедливости?

Кратко охарактеризуйте модель Портера-Лоулера.

Сравните теории потребностей Маслоу и Мак-Клелланда.

В чем заключается содержание экономических методов стимулирования труда?

Какие способы нематериального стимулирования деятельности персонала вы знаете?

Какова структура оплаты труда в России?

Укажите различия в мотивационной и компенсационной роли оплаты труда.

Какие методы мотивации используются в зарубежных корпорациях?

В соответствии с какими принципами формируется резерв кадров?

Какие методы могут применяться в работе с кадровым резервом организации?

В чем заключается понятие карьеры и из каких основных этапов она состоит?

Какие факторы влияют на формирование карьеры?

Какие типы карьер различают?

Перечислите основные этапы карьеры.

В чем состоит специфика карьеры менеджера?

Назовите типовые модели служебной карьеры?

Приведите особенности формирования карьеры в России.

- решить тестовое задание по теме:

1. Какие из перечисленных факторов, влияющих на удовлетворенность человека трудом, относятся к «внешним» по отношению собственно к труду?

А - признание заслуг;

Б - степень ответственности;

В - социальный статус;

Г - гарантии сохранения работы;

Д - условия труда.

2. Теории разработанные А. Маслоу (теория иерархии потребностей), К. Альдерфером (теория FRG), Д. Мак-Клелландом (теория приобретенных потребностей) и Ф. Герцбергом (двух факторная теория) относятся к:

А - содержательным теориям мотивации;

Б - процессуальным теориям мотивации;

В - правильный ответ отсутствует.

3. Потребности в общении, получении знаний, самосовершенствовании и самореализа­ции это потребности:

А - врожденные, первичные;

Б - естественного происхождения;

В - приобретенные (социальные).

4. Карьера - это:

А - индивидуально осознанная позиция и поведение, связанное с трудовым опытом и деятельностью на протяжении рабочей жизни человека;

Б - повышение на более высокую ступень структуры организационной иерархии;

В - предлагаемая организацией последовательность различных ступеней в организационной иерархии, которые сотрудник потенциально может пройти.

5. По содержанию происходящих в процессе карьерного дви­жения изменений можно выделить такие виды карьеры, как:

А - устойчивую и неустойчивую, прерыви­стую и непрерывную;

Б - власт­ная, квалификационная, статусная, монетарная;

В - скоростную, супер­авантюрную, типичную, последовательно-кризисную;

6. Процесс развития карьеры определяется следующими пока­зателями:

А - текучестью персонала и продвижением в должности;

Б - наличием резерва кадров и плановым характером работы кадровой службы;

В - профессиональным опытом персонала и штатным расписанием.

Тема 9: Трудовой коллектив и корпоративная культура

Вопросы семинара:

1. Трудовой коллектив организации:

= понятие, виды и стадии развития трудовых коллективов;

= роль менеджера в формировании коллектива.

= морально-психологический климат и психологическая совместимость в коллективе.

2. Организационная культура как инструмент управления персоналом:

= понятие, признаки, функции и элементы организационной культуры;

= виды и типы организационных культур (Ф. Харриус и Р. Морану, У.Оучи, Г.Хофстида и Сате о корпоративной культуре);

= методы поддержания корпоративной культуры.

= имидж фирмы как форма проявления корпоративной культуры.

1) Изучив данную тему, студент должен:

иметь представление:

≈ о корпоративной культуре;

≈ о влиянии корпоративной культуры на эффективность деятельности и на управление персоналом организации;

знать:

≈ основные типы организационных культур, их особенности, методы формирования и поддержания;

≈ пути формирования внутреннего и внешнего имиджа организации;

уметь: использовать в работе по управлению персоналом специфические особенности корпоративной культуры организации.

2) При изучении темы рекомендуется:

- акцентировать внимание на:

• содержании понятия «культура» и «корпоративная культура»;

• методах формирования организационной культуры;

• влиянии корпоративной культуры на эффективность деятельности персонала.

- читать:

• Управление персоналом организации. Учебник. / Под ред. Кибанов А.Я. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2006., глава 8 § 8.5.;

• конспект лекций;

3) Для усвоения материала темы и подготовки к семинарскому занятию необходимо:

- в тетради составить:

• таблицу - функции организационной культуры с их краткой характеристикой;

• три тестовых задания (вопроса) относительно организационной культуры;

- ознакомиться с материалами журналов, размещенных в Интеренете на сайтах, которые приведены в конце настоящих методических рекомендаций, подготовить рецензии на статьи.

4) Для самооценки качества усвоения материала темы необходимо выполнить тренировочные задания:

- ответить на контрольные вопросы к теме:

Что такое оргкультура и какие факторы влияют на её формирование?

Какие признаки характеризуют оргкультуру?

Какие функции выполняет оргкультура в деятельности организации?

Какие методы могут использоваться для развития организационной культуры?

Из каких элементов состоит корпоративная культура?

Какие виды оргкультур различают?

Какова роль менеджера в формировании оргкультуры?

Что представляет собой паблик релейшнз?

- решить тестовое задание по теме:

1. Организационная культура - это:

А - отношения власти-подчинения в организации, давления на человека сверху, контроля над распределением материальных благ;

Б - отношения, основанные на вырабатываемых в организации совместных ценностях, социальных норм, установок поведения и регламентирующие действия работников без видимого принуждения;

В - отношения, основанные на купле-продаже и равновесии интересов продавца и покупателя.

2.Какие из перечисленных положений относятся к групповым нор­мам или принципам, принятым в коллективе?

А - гордость за свою организацию и защита ее членов с позиций честности и справедливости;

Б - преданность руководителю организации;

В - получение нормальной прибыли;

Г - приверженность к религиозным постулатам.

3. Адаптация персонала - это:

А - приспособление работника к новым профессиональным, социальным и организационно-экономическим условиям труда;

Б - взаимное приспособление работника и организации путем постепенной врабатываемости сотрудника в новых условиях;

В - приспособление организации к изменяющимся внешним условиям.

Тема 10: Причины конфликтов в организации и методы их разрешения

Вопросы семинара:

1. Природа противоречий и конфликтов в трудовом коллективе.

2. Понятие, функции и виды конфликтов.

3. Этапы развития конфликтов и методы их разрешения.

4. Личная конфликтоустойчивость.

1) Изучив данную тему, студент должен:

иметь представление: о природе противоречий и конфликтов;

знать:

≈ виды конфликтов и их возможные последствия;

≈ этапы возникновения и развития конфликтов и способы влияния на них;

≈ основные правила ведения переговоров

уметь: управлять конфликтами на их различных стадиях.

2) При изучении темы рекомендуется:

- акцентировать внимание на:

• понятиях «противоречие» и «конфликт» и их природе;

• последствиях конфликта;

• способах управления конфликтами.

- читать:

• Управление персоналом организации. Учебник. / Под ред. Кибанов А.Я. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2006., глава 8 § 8.6.;

• конспект лекций;

- ознакомиться с Указом Президента РФ «О социальном партнерстве и разрешении тру­довых споров (конфликтов)» от 15 ноября 1991 г.

3) Для усвоения материала темы и подготовки к семинарскому занятию необходимо:

- в тетради конспектов составить:

• схему - причины противоречий и конфликтов в организации;

• схему - виды конфликтов в организации.

• нарисовать сетку Томаса-Килменна (стратегий конфликтного поведения);

• три тестовых задания (вопроса) относительно методов разрешения конфликтов;

- ознакомиться с материалами журналов, размещенных в Интеренете на сайтах, которые приведены в конце настоящих методических рекомендаций.

4) Для самооценки качества усвоения материала темы необходимо выполнить тренировочные задания:

- ответить на контрольные вопросы к теме:

Что такое конфликт и в чем его причины?

Кто является субъектом конфликта?

Какие различают виды конфликтов?

Какие этапы развития проходит конфликт?

Назовите условия и способы разрешения конфликта?

Какие могут быть последствия конфликтов?

Стадии и методы ведения переговоров.

Какие методы могут использоваться для разрешения конфликтов?

Что такое переговоры и какие различают виды переговоров?

Какие методы используются для ведения переговоров?

- решить тестовое задание по теме:

1. По природе возникновения конфликты подразделяются на:

А - Антагонистические и компромиссные;

Б - Социальные, организационные и личностные;

В - Открытые и скрытые.

2. Классификация стратегий конфликтного поведения, в основе которой лежит степень учета интересов участников конфликта разработана:

А - А. Фили и К. Альдерфером;

Б - К.У. Томасом и Р.Х. Килменном;

В - X. Корнелиусом и Ш. Фэйра.

3. Рассмотрение и разрешение коллективных трудовых споров регулируется ____ ТК РФ

А - главой 60;

Б - главой 61;

В - главой 62.


Планы практических занятий по дисцилине «Управление персоналом»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: