Для оценки допустимости воздействия на окружающую среду от проекта строительства Томинского ГОКа были использованы следующие экологические и санитарно-гигиенические нормы и стандарты:
· в части качества атмосферного воздуха:
o предельно-допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и поверхностных водных объектах в соответствии с нормативами РФ;
o рекомендуемые допустимые уровни концентраций в выбросах загрязняющих веществ, рекомендуемые Всемирной организацией здравоохранения;
o общие рекомендации по содержанию загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, рекомендуемые Всемирным банком и Международной Финансовой Корпорацией;
· в части шума:
o предельно-допустимые уровни шума, установленные национальным законодательством России,
o предельно-допустимые уровни шума, установленные нормативными документами международных организаций (Всемирная организация здравоохранения, группа Всемирного банка);
· в части качества водных объектов:
o рекомендации МФК к качеству очищенных хозяйственно-бытовых сточных вод;
o предельно допустимые концентрации (ПДК) и ориентировочно безопасные уровни воздействия (ОБУВ) вредных веществ для воды водных объектов, имеющих рыбохозяйственное значение;
o нормативы сбросов в водный объект для горнодобывающей промышленности;
· в части качества почв:
o критерии допустимого содержания загрязняющих веществ в почвах, установленные российскими нормативными документами
o критерии допустимого содержания загрязняющих веществ в почвах, установленные «Голландским реестром».
Нормативы ПДВ/НДС загрязняющих веществ для каждого конкретного предприятия рассчитываются на основании утвержденных нормативных документов - «Методики расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий» и «Методических указаний по разработке нормативов допустимого воздействия на водные объекты» (утверждены приказом МПР РФ от 12 декабря 2007 г. № 328). При этом главным условием таких расчетов является подтверждение того, что на границе санитарно-защитной зоны конкретного предприятия/объекта или в контрольном створе водного объекта ниже места выпуска сточных вод предприятия/объекта (если предусмотрен выпуск сточных вод в поверхностные водные объекты) гарантированно будут соблюдаться санитарные/ рыбохозяйственные нормативы, принятые в РФ для воздуха населенных мест /водных объектов.
Качество атмосферного воздуха
Российскими нормативами установлены требования к качеству воздуха населенных мест, которое оценивается по двум показателям – максимально разовым и среднесуточным предельно-допустимым концентрациям загрязняющих веществ.
В таблице 4.4-1. представлена сравнительная характеристика требований стандартов Всемирной организации здравоохранения и российских нормативов к качеству воздуха в жилых зонах.
Таблица 4.4-1. Величины ПДК загрязняющих веществ в воздухе населенных мест согласно стандартам ВОЗ, МФК, и российским нормативам
Загрязняющее вещество | Российские нормативы[6] | Нормативы ВОЗ[7], Применяемые МФК | |||
Максимально разовая | Среднесуточная | 1 час | 24 часа | 1 год | |
мг/нм3 | |||||
NO2 | 0,2 | 0,04 | 0,2 | - | 0,04 |
SO2 | 0,5 | 0,05 | 0,5 – за 10 мин | 0,02 | - |
H2S | 0,008 | 0,003 | - | ||
СО | 5,0 | 3,0 | - | ||
Формальдегид | 0,035 | - | - | ||
Взвешенные вещества | 0,5 | 0,15 | - | ||
Взвешенные вещества PM 2,5 (PM2,5) | -0,3 | 0,06 | - | 0,025 | 0,01 |
Взвешенные вещества PM 10 (PM10) | -0,16 | 0,035 | - | 0,050 | 0,02 |
О3 | 0,16 | - | 0,1 – за 8 часов |
Из сравнительного анализа можно сделать вывод, что требования к качеству атмосферного воздуха ВОЗ более жесткие, чем российские в отношении озона.
Шум
Для оценки уровня шума использовались предельно-допустимые уровни шума, установленные национальным законодательством России и нормативными документами международных организаций, которые представлены в Таблице 4.4-3.
Таблица 4.4-3. Предельно-допустимые уровни шума, установленные национальным законодательством России, нормативными документами международных организаций
Территория | Российские нормативы[8] | ВОЗ[9]/МФК[10] |
Жилая зона | День – 55 Ночь – 45 (вне помещений) | День – 55 Ночь - 45 |
Коммерческая, промышленная зона | Административные здания – 60 Рабочие места - 80 | Административные здания – 60 Рабочие места - 85 |
Качество водных объектов
В рамках рекомендаций международных финансовых организаций, в частности группы Всемирного Банка и МФК, разработаны требования к качеству очищенных хозяйственно-бытовых сточных вод для сброса в поверхностные водные объекты.
В таблице 4.4-4. приведены стандарты МФК для качества очищенных хозяйственно-бытовых сточных вод и рыбохозяйственные нормативы, установленные для РФ
Таблица 4.4-4. Стандарты МФК для очищенных хозяйственно-бытовых сточных вод и рыбохозяйственные нормативы РФ
Параметр | Требования МФК | Требования РФ в зависимости от категории водопользования | |
1 категория | 2 категория | ||
pH | 6-9 | 6,5-8,5 | |
БПК, мг / л | |||
ХПК, мг / л | - | - | |
Общее азотосодержание, мг / л | 40-нитрат-анион, 9-азот нитратов- | ||
Общее фосфороосодержание, мг / л | 0,05 - олиготрофные водоемы 0,15 – мезотрофные водоемы 0,2 - эвтрофные водоемы | ||
Взвешенные вещества, мг / л | Увеличение естественной концентрации ≤0,25 | Увеличение естественной концентрации ≤0,75 | |
Нефтепродукты, мг / л | 0,05 |
Общие нормативы концентраций загрязняющих веществ в сбросах для предприятий горнодобывающей промышленности приведены в Таблице 4.4-5.
Таблица 4.4-5. Нормативы специфических сбросов со сточными водами для горнодобывающей промышленности [11]
Загрязнитель | Нормативное значение, мг/л |
Грубодисперсные примеси | |
pH | 6-9 |
ХПК | |
БПК | |
Нефтепродукты | |
Мышьяк | 0,1 |
Кадмий | 0,05 |
Хром (VI) | 0,1 |
Медь | 0,3 |
Цианид (общее содержание) | |
Железо (общее содержание) | 2,0 |
Свинец | 0,2 |
Ртуть | 0,002 |
Никель | 0,5 |
Фенолы | 0,5 |
Цинк | 0,5 |
Качество почвы
В большинстве стран ЕС приняты так называемые голландские списки (Dutch List), которые считаются эталонными нормами, используемыми для оценки степени загрязнения почв и воды, и в соответствии с которыми определяется необходимость санации.
В России в качестве экологического стандарта принята так называемая Предельно допустимая концентрация (ПДК), которая представляет собой предельную концентрацию загрязняющего вещества, не вызывающую отрицательного воздействия на здоровье человека и не ухудшающая условий природопользования и гигиенических условий. Для оценки степени загрязненности почв в России используются критерии, установленные «Методикой определения размеров ущерба от деградации почв и земель» (1994 г.) и "Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды (2010)", согласно которой размеры ущерба от загрязнения земель определяются исходя из степени загрязнения земель, площади загрязненных участков и др. Наивысшая степень загрязнения земель (очень сильная) начинается при повышении уровня 5 ПДК по содержанию в ней загрязняющих веществ.
В Таблице 4.4-6 приведены критерии очень сильного загрязнения земель (при превышении которых может применяться наивысшая ставка платежа за загрязнение почв) в соответствии с российскими нормативами, и нормы на санацию земель – в соответствии с «Голландским реестром».
Таблица 4.4-6. Критерии очень сильного загрязнения земель (Россия) и требующего проведения санации (Голландский реестр) содержания загрязняющих веществ в почве
Загрязняющие вещества | Критерии очень сильного загрязнения земель (Россия) и требующего проведения санации (Голландский реестр) содержания загрязняющих веществ в почве, мг/кг | |
Российские нормативы[12] | Голландский реестр[13] | |
Общие нефтяные углеводороды | >5000 | |
Бензол | >10 | |
Толуол | >100 | |
Ксилол | >100 |
5. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
Цели взаимодействия с общественностью и Плана взаимодействия с заинтересованными сторонами
Целью взаимодействия с общественностью и др. заинтересованными сторонами является своевременное предоставление необходимой и понятной информации о Проекте, предоставление заинтересованным сторонам возможности высказать свою точку зрения, опасения и предложения по поводу Проекта, позволить Компании учесть мнения заинтересованных сторон и принять соответствующие меры. Также целью взаимодействия является установление и поддержка устойчивых и конструктивных связей с заинтересованными сторонами.
Для осуществления данных целей был разработан План взаимодействия с заинтересованными сторонами (ПВЗС).
Цели и структура ПВЗС
План взаимодействия с заинтересованными сторонами преследует следующие цели:
· Описание требований, предъявляемых к консультациям и раскрытию информации национальным законодательством и международными финансовыми организациями;
· Выявление основных заинтересованных сторон Проекта и расстановка их в приоритетном порядке;
· Определение стратегии обмена информацией и консультаций с заинтересованными сторонами;
· Определение процедуры, предоставляющей возможность заинтересованным сторонам выражать свое мнение по поводу реализации Проекта и учета этого мнения Компанией при реализации Проекта, и др.