1. При выполнении первого задания контрольной работы необходимо знать понятие пропускной способности человека. Одной из важнейших задач эргономики является оценка согласованности потока перерабатываемой информации и пропускной способности человека. Пропускная способность человека-оператора – это объем принимаемой и перерабатываемой информации, которую человек может воспринять при заданной технической оснащенности рабочего места, определенных знаниях и умениях самого человека. Пропускная способность характеризует степень приспособленности человека к потоку информации.
Пропускная способность является функцией большого количества факторов. Она зависит от возможности органов чувств по обнаружению, различению и опознаванию сигналов, типа и характера решаемой задачи, роли и степени участия оператора в работе человеко-машинной системы, объема и вида выводимой на средства отображения информации, способа кодирования, значимости поступающих сигналов, наличия помех, уровня тренированности, работоспособности, состояния среды и других параметров. В системах управления человек и техническое средство выступают как союзники, и их действия направлены на достижение общей цели. В связи с этим такие человеко-машинные системы удобно рассматривать в качестве системы массового обслуживания (СМО), для которой потоком требований (заявок) могут быть члены алгоритма трудовой деятельности. Тогда, как в любой СМО, оптимизируемыми показателями функционирования могут быть среднее время нахождения требования в ожидании обслуживания tож и среднее время нахождения требования в системе в целом tс. Необходимо определить пропускную способность человека-оператора по коэффициенту загрузки Кз, значение которого для эргатических систем диспетчерского типа не должно превышать 0,75.
|
|
Кз = (NТр tc) / TTp ≤ 0,75,
где NТр – число требований, поступивших за период деятельности;
TTp – продолжительность периода деятельности (рабочая смена).
Среднее время нахождения требования в системе определяется по формуле теории массового обслуживания:
tс = tобсл + tож,
где tобсл – среднее время обслуживания одного требования в системе.
За среднее время обслуживания одного требования в системе tож принимается математическое ожидание времени обслуживания М(tобсл), определяемое по формуле математической статистики:
М(tобсл) = tj Pj ,
где tj – время обслуживания конкретного требования (заявки);
Pj – частота встречаемости данного требования;
n – общее число различных требований по всем вариантам всех алгоритмов за весь период деятельности (смену).
Среднее время ожидания обслуживания требования в системе зависит от закона распределения длительности времени обслуживания. При этом работа диспетчера во взаимодействии с органами управления рассматриваются как функционирование одноканальной системы массового обслуживания с одним обслуживающим прибором. Тогда среднее время ожидания обслуживания требования в системе tож определяется по одной из следующих формул (табл. 3):
|
|
Таблица 3
Закон распределения длительности времени обслуживания | Формула |
Показательный | tож = ρ / (μ – λ) |
Нормальный | tож = ρ / 2(μ – λ) |
Эрланга | tож = (ρ(1+k)) / 2k(μ – λ) |
Произвольный | tож = (ρ2(1+v2обсл)) / (2λ(1- ρ)) |
где λ – средняя интенсивность потока поступающих требований,
λ = 1 / Iср;
Iср – средний интервал поступления требований в систему,
Iср = Ттр / Nтр ;
μ – интенсивность обслуживания,
μ = 1 / tобсл ;
ρ – загрузка системы массового обслуживания,
ρ = λ / μ;
vобсл – коэффициент вариации времени обслуживания,
vобсл = σобсл / tобсл ;
k – параметр Эрланга,
k = 1 / v2обсл ;
σобсл – среднеквадратическое отклонение времени обслуживания,
σобсл = ;
D – дисперсия времени обслуживания,
D = ρi ;
ti – среднее значение времени обслуживания в разряде.
По результатам расчета коэффициента загрузки Кз делается вывод о способности человека-оператора принять и переработать всю поступающую информацию, а в случае необходимости вносятся предложения по снижению Кз.
2. При выполнении второго задания контрольной работы учитываются современные требования, предъявляемые к отбору и подготовке железнодорожных кадров в условиях работы со сложными человеко-машинными комплексами.
С помощью среды визуального программирования Delphi и других программных средств необходимо разработать программу-тест для профессионального отбора дежурных по станции и поездных диспетчеров.