Методические указания по выполнению контрольной работы

1. При выполнении первого задания контрольной работы необходимо знать понятие пропускной способности человека. Одной из важнейших задач эргономики является оценка согласованности потока перерабатываемой информации и пропускной способности человека. Пропускная способность человека-оператора – это объем принимаемой и перерабатываемой информации, которую человек может воспринять при заданной технической оснащенности рабочего места, определенных знаниях и умениях самого человека. Пропускная способность характеризует степень приспособленности человека к потоку информации.

Пропускная способность является функцией большого количества факторов. Она зависит от возможности органов чувств по обнаружению, различению и опознаванию сигналов, типа и характера решаемой задачи, роли и степени участия оператора в работе человеко-машинной системы, объема и вида выводимой на средства отображения информации, способа кодирования, значимости поступающих сигналов, наличия помех, уровня тренированности, работоспособности, состояния среды и других параметров. В системах управления человек и техническое средство выступают как союзники, и их действия направлены на достижение общей цели. В связи с этим такие человеко-машинные системы удобно рассматривать в качестве системы массового обслуживания (СМО), для которой потоком требований (заявок) могут быть члены алгоритма трудовой деятельности. Тогда, как в любой СМО, оптимизируемыми показателями функционирования могут быть среднее время нахождения требования в ожидании обслуживания tож и среднее время нахождения требования в системе в целом tс. Необходимо определить пропускную способность человека-оператора по коэффициенту загрузки Кз, значение которого для эргатических систем диспетчерского типа не должно превышать 0,75.

Кз = (NТр tc) / TTp ≤ 0,75,

где NТр – число требований, поступивших за период деятельности;

TTp – продолжительность периода деятельности (рабочая смена).

Среднее время нахождения требования в системе определяется по формуле теории массового обслуживания:

tс = tобсл + tож,

где tобсл – среднее время обслуживания одного требования в системе.

За среднее время обслуживания одного требования в системе tож принимается математическое ожидание времени обслуживания М(tобсл), определяемое по формуле математической статистики:

М(tобсл) = tj Pj ,

где tj – время обслуживания конкретного требования (заявки);

Pj – частота встречаемости данного требования;

n – общее число различных требований по всем вариантам всех алгоритмов за весь период деятельности (смену).

Среднее время ожидания обслуживания требования в системе зависит от закона распределения длительности времени обслуживания. При этом работа диспетчера во взаимодействии с органами управления рассматриваются как функционирование одноканальной системы массового обслуживания с одним обслуживающим прибором. Тогда среднее время ожидания обслуживания требования в системе tож определяется по одной из следующих формул (табл. 3):

Таблица 3

Закон распределения длительности времени обслуживания Формула
Показательный tож = ρ / (μ – λ)
Нормальный tож = ρ / 2(μ – λ)
Эрланга tож = (ρ(1+k)) / 2k(μ – λ)
Произвольный tож = (ρ2(1+v2обсл)) / (2λ(1- ρ))

где λ – средняя интенсивность потока поступающих требований,

λ = 1 / Iср;

Iср – средний интервал поступления требований в систему,

Iср = Ттр / Nтр ;

μ – интенсивность обслуживания,

μ = 1 / tобсл ;

ρ – загрузка системы массового обслуживания,

ρ = λ / μ;

vобсл – коэффициент вариации времени обслуживания,

vобсл = σобсл / tобсл ;

k – параметр Эрланга,

k = 1 / v2обсл ;

σобсл – среднеквадратическое отклонение времени обслуживания,

σобсл = ;

D – дисперсия времени обслуживания,

D = ρi ;

ti – среднее значение времени обслуживания в разряде.

По результатам расчета коэффициента загрузки Кз делается вывод о способности человека-оператора принять и переработать всю поступающую информацию, а в случае необходимости вносятся предложения по снижению Кз.

2. При выполнении второго задания контрольной работы учитываются современные требования, предъявляемые к отбору и подготовке железнодорожных кадров в условиях работы со сложными человеко-машинными комплексами.

С помощью среды визуального программирования Delphi и других программных средств необходимо разработать программу-тест для профессионального отбора дежурных по станции и поездных диспетчеров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: