double arrow

Л. Н. Толстой «Война и мир»

Тема семьи – одна из центральных тем романа «Война и мир». Именно в семье человек получает всё то, что в последующем определяет его характер, привычки, мировоззрение и мироощущения.

В романе Толстой рассказывает о разных семьях. Однако большее внимание писатель уделяет семьям Болконских, Ростовых и Курагиных. Каждая из них наделена своими характерными особенностями, воплощает какую-то важную сторону человеческой жизни. Между этими семьями существуют разнообразные связи, зависимости и противоречия.

В мире Болконских преобладает рационально-умственное и волевое начало, они, как правило, видят жизнь сквозь призму своих воззрений. Эти герои склонны поступать в соответствии с чёткими, заранее сформулированными правилами, представлениями о чести, достоинстве, порядочности.

Старый князь Болконский, Николай Андреевич, человек, принадлежавший в своё время к тем кругам знати, которые находились у власти, определяли курс движения государственного корабля. Привычки старого вельможи, «крутого» барина дают о себе знать на каждом шагу. Но эти черты соединены с независимостью и смелостью мысли. Он всё стремится подвергнуть строгому анализу. Николай Андреевич изучает общественную и политическую жизнь современной России и Европы. Точность его суждений удивляет сына, Андрея Болконского.

Старший Болконский убеждён, что существует два порока (праздность и суеверие) и две добродетели (деятельность и ум). Сам пишет истории войн при Екатерине, трактат по современным войнам, работает на токарном станке. Требует труда от своих детей. Свою дочь старый князь обучает точным и историческим наукам.

Болконским в наибольшей степени свойственна философская рефлексия (например, княжна Марья ведёт дневник). Иногда это придаёт им некоторую ограниченность, неспособность стать выше своих убеждений. Князь Андрей после истории с Анатолием Курагиным, по-видимому, хотел бы простить Наташу, но «не может» сделать этого, в чём признаётся Пьеру. Княжна Марья чувствует, что ждёт смерти отца и казнится этим, и только после его смерти, пережив боль, ей удаётся внутренне примириться с собой. Князь Андрей всегда одержим идеями, планами, активно руководствуется ими в жизни (то он мечтает о своём Тулоне, хочет совершить подвиг, завоевать славу и любовь людскую, то у него появляется потребность в широкой государственной деятельности, то возлагает большие надежды на счастливую жизнь с Наташей). После очередных потрясений Андрей Болконский полностью разочаровывается в своих идеях.

Болконским свойственна родовая гордость. Провожая сына на войну (1905-1907гг.), Николай Андреевич говорит сыну: «Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне, старику, больно будет. А коли узнаю, что ты повёл себя не как сын Николая Болконского, мне будет стыдно». И Андрей, и Марья всегда помнят, что они являются частью рода Болконских.

Болконские любят друг друга. Дети уважают своего отца и прощают ему ряд чудачеств. Однако они сдержаны в проявлении своих чувств.

Если Болконские живут «умом ума», то Ростовы – «умом сердца». В мире Ростовых преобладает эмоциональное, интуитивное начало, они воспринимают жизнь непосредственно, без каких-либо специальных установок. Граф Илья Андреевич Ростов – человек, мягкий, доверчивый, его отличает доброе отношение к людям, бескорыстие. Неутомимый хлебосол, он не может отказать себе в удовольствии устроить пиршество и при весьма затруднённом состоянии своих денежных дел. Он не умеет и не хочет активно проявить себя даже тогда, когда этого настойчиво требует жизнь.

Графиня Ростова такая же добрая, как и муж. Ростовы воспитывают осиротевшую Соню, графиня охотно даёт деньги Анне Михайловне Друбецкой на обмундирование Бориса. Когда же речь заходит о счастье Николеньки, графиня Ростова требует, чтобы Соня отказалась от своей любви к Николаю.

Главное свойство семьи Ростовых – радушие, открытость души. Они притягивают к себе людей, способны понять чужую душу, сопереживать. Ростовы не умеют чувствовать «слегка», «наполовину». Они всецело отдаются чувству, завладевшему их душой. Любовь для них – основа жизни. Граф Илья Андреевич обожает жену, и исполнение её желаний – для него огромное счастье. Графиня любит своих детей, и эта любовь к ним составляет смысл её жизни и предмет нескончаемой гордости. Николай, Наташа, Петя связаны не только любовью родственной, это любовь – взаимопонимания, дети заботятся друг о друге. Ростовы не скрывают своих чувств ни друг перед другом, ни перед знакомыми.

В жизни им свойственно заблуждаться, но все душевные кризисы преодолеваются с завидной лёгкостью. Ростовы никогда не осуждают и не упрекают друг друга даже тогда, когда поступок, совершаемый кем-либо из её членов, заслуживает осуждения, будь то Николай, проигравший Долохову огромную сумму денег и поставивший семью под угрозу разорения, или Наташа, пытавшаяся бежать с Анатолием Курагиным. Здесь всегда готовы кинуться на помощь и в любую минуту встать на защиту родного человека.

Важным символом «ростовского» мира служит музыка. Как правило, все они умеют петь и глубоко эмоционально переживают музыку.

У Болконских преобладает мужское начало (воплощённое в князе Андрее), у Ростовых – женское (воплощённое в Наташе). Наташа занимает исключительное место в произведении. В ней воплощена живая жизнь. Она переполнена жизнью и заражает людей оптимизмом. Душевная чуткость Наташи, «открытость её души» делают возможным естественное проникновение её и в самую суть национального, народного. Вот она пляшет под народную мелодию в деревенском доме небогатого родственника Ростовых, и автор замечает: «Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, - эта графинечка… этот дух, откуда взяла эти приёмы? Но дух и приёмы эти были те самые, неподражаемые, не изучаемые, русские…»

Своеобразным исключением в семействе Ростовых является Вера, чёрствая, сухая и прагматичная девушка, о которой поэтому часто говорят, что она «злая». Вера выходит замуж за карьериста Берга.

Ростовы и Болконские представляют два противоположных и взаимоисключающих начала, которые должны воссоединиться. Две сюжетные линии в романе воплощают это воссоединение (Любовь Наташи и князя Андрея – несостоявшееся воссоединение; брак Николая и княжны Марьи – состоявшееся). Прекрасно чувство «гордой любви» Николая к графине Марье, основанное на удивлении её душевностью и возвышенным нравственным миром. И трогательна покорная, нежная любовь Марьи.

В эпилоге «Война и мир» рассказывается и о семье Наташи Ростовой и Пьера Безухова. Они счастливы, интуитивно понимают друг друга. Прелесть Наташи – девушки ясна всем, очарование Наташи – женщины – только мужу. Каждый из них находит в любви, семье, детях именно то, к чему стремился всю свою жизнь – смысл своей жизни, который, по мнению Толстого, для женщины состоит в материнстве, а для мужчины – в осознании себя опорой для более слабого человека.

Совсем иной показана семья Курагиных. Всем членам этой семьи свойственна нравственная неразвитость, примитивность жизненных интересов, мелкая корысть.

Важный мотив, связанный с Курагиными, - мотив «мнимой красоты». Элен внешне красива, но автор неоднократно подчёркивает её неизменяющуюся улыбку, Ипполит поражал своим необыкновенным сходством с сестрой – красавицей, но был дурён собой. Лицо его было отуманено идиотизмом и неизменно выражало «самоуверенную брезгливость».

Элен и Анатоль агрессивно вмешиваются в жизнь Болконских, Ростовых, Пьера Безухова и приносят с собой ложь, разврат, зло. Это может проявляться как вредное влияние (Элен на Наташу, Анатоля на Пьера), как соблазнение (Наташи Анатолием), как брак по расчёту и последующая супружеская измена (Элен Пьеру), как корыстное сватовство (Анатоля к княжне Марье). Дома Курагиных в романе мы не видим. Для князя Василия дети – обуза его существования. Ипполита он называет покойным дураком, Анатоля – беспокойным.

В отношениях членов семьи преобладает эгоизм и обособленность. Важно также практическое отсутствие внутренних монологов у этих персонажей, что означает бедность их внутреннего мира.

Список литературы:

Лион П.Э., Лохова Н.М. Литература. Для школьников старших классов и поступающих в вузы. Учебное пособие. – М.: Дрофа, 2001.

Кутафина В. Н. "Как прекрасен этот мир?!" [Электронный ресурс]

http://festival.1september.ru/articles/533552/

Гринберг Л. Почему люди сильны? // Нева. – 1972. – № 1.

Кишенина В. Н. Чтобы мир не скудел без людей // Литература в школе. – 2007. – № 4. – С. 33–34.

Недзвецкий В.А., Филиппов В.В. Русская «деревенская» проза. – Издательство МГУ, 2002.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: