Христианские представления об иерархичности тварного мира

Рассмотрев очевидные закономерности в структуре Вселенной (от субатомных частиц до метагалактик), можно вполне определенно заметить, что они не бессмысленно-самодостаточны, но отражают, как нерукотворная икона, идеальный принцип иерархичности Мироздания, возглавляемого Самим Творцом «всего видимого и невидимого». Эта иерархия отраженна в библейских текстах, в первую очередь в Шестодневе. О внутренней иерархичности природы человека как «микрокосма» речь будет вестись ниже. Здесь же представляется уместным указать на мысли святых отцов, задолго до открытия принципа системности, говоривших о «ступенчатом», иерархическом устроении Космоса, главой и царем которого и был поставлен Богом первозданный Адам: «природа как бы из ступенек, то есть из отличительных признаков (идиом) жизни, совершает восхождение от самого малого к совершенному», - замечает святитель Григорий Нисский[15].Согласно святителю Григорию Паламе, Бог «все видимое и невидимое произвел ради человека. Ведь не [только] небо и землю, воду, воздух и огонь, а также все, что [заключается] в них, [сиречь] разнообразные виды животных и растений, которые нам невозможно [и] перечислить по порядку,но даже сами многообразные и бесчисленные мириады ангелов [Бог] произвел ради человека»[16].В таком осмыслении сама «сфера жизни» в свою очередь вписывается в стройный иерархический ряд, состоящий из геосферы (включающей в себя литосферу - земную кору, гидро- и атмосферу), биосферы и ноосферы – сферы разумной творчески-преобразующей деятельности человека.

Согласно Дионисию Ареопагиту и преп. Максиму Исповеднику, материя «имеет некий отзвук умственного благолепия» и «несет сама в себе доказательства того, что от Бога и появилась она и Им была упорядочена. Так что всякий материальный порядок имеет некие смутные и неясные черты подобия и сходства с умственным», т.е. постигаемым духовно[17].

На страницах своих «Основ христианской философии» прот. Василий Зеньковский обращает внимание на то, что обобщенно все мироздание может быть разделено на 6 автономных «уровней», причем каждый невыводим из более низших и несводим к ним: «всякая высшая ступень опирается на низшую, но не есть продукт ее; эта прерывность в строении бытия и может быть выражена понятием иерархической структуры» (по нисходящей линии)[18]:

· духовное бытие (личностное существование);

· психосфера (психическое проявление жизни);

· биосфера (феномен материальной жизни);

· химическое бытие (атомно-молекулярные структуры);

· материальное физическое бытие (материя с фундаментальными законами ее существования);

· математическое бытие (как логика мироздания).

Несмотря на то, что мир слагается из независимых друг от друга «единиц бытия», он, тем не менее, сопряжен в целостное гармоничное единство как свидетельствующее о Едином Творце.

Таким образом, грандиозная и стройная иерархия видимого мироздания, отображающая сверхчувственную красоту мира невидимого, в метафизическом смысле венчается образом Божиим - человеком, соединяющего в себе по замыслу Творца оба мира в деятельном и созерцательном служении Живоначальной Троице.

Словарь необходимых для усвоения понятий и терминов:

атом

атрибуты материи (связь, взаимодействие и движение)

атрибуты материи с точки зрения материализма

астрономическая единица (а.е.)

взаимодействие

галактика

гомологические ряды

закон октав

иерархия, иерархичность

макромир

мегамир

метагалактика

материализм

материальные системы (неживая и живая), их элементы

материя(в богословском, философском и естественнонаучном аспектах)

микромир

парсек

периодический закон

периодическая система элементов

принцип иерархичности

световой год

система

системный подход

структура

темная материя

элемент


[1] См.: Ружицкий К., прот. Учение св. отцов и церковных писателей о материи (первых четырех веков). Машинопись. – Загорск, МДА, 1958.

[2] Ружицкий К.., прот. Учение св. отцов и церковных писателей о материи (первых четырех веков). Машинопись. – Загорск, МДА, 1958. – С. 263.

[3] Материя // Малая советская энциклопедия. Под общей ред. Н.Л. Мещерякова– М., 1930. – С. 35-36..

[4] Материали́зм (от лат. materialis — вещественный) — философское мировоззрение, в соответствии с которым материя (объективная реальность) является онтологически, сущностно первичным началом (причиной, условием, ограничением), а идеальное (понятия, воля, дух и тому подобное) — вторичным (результатом, следствием).

[5] «Электрон так же неисчерпаем, как и атом, природа бесконечна, но она бесконечно существует, и вот это-то единственно категорическое, единственно безусловное признание ее существования вне сознания и ощущения человека и отличает диалектический материализм от релятивистического агностицизма и идеализма». - Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм //ПСС. Т. 18. — С. 277-278.

Ср.: «Господь животворящ есть Дух, самодвижим, самовластен, <…> самовладычен, самоповелителен, безначален…», - Канон Св. Духу в Неделю 50-ю, на повечерии, песнь 8-я, тропарь 3-й. – Триодь Цветная. –М.: Изд. Совет РПЦ, 2002. – С. 259.

[6] Садохин А.П. Концепции современного естествознания: курс лекций. – М.: Омега-Л, 2006. – С. 64.

[7] Там же, с. 68-69.

[8] Ксанфомалити Л.В. Новая Вселенная: темная материя, темная энергия, темные эпохи// Историко-астрономические исследования. Вып. XXXII / Ин-т истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН / Отв. ред. Идлис Г.М. – М.: Наука, 2007. – С. 21-47.

[9] Канке В.А. Философия науки: краткий энциклопедический словарь. – М.: Омега-Л, 2008. – С. 137.

[10] Садохин А.П. Концепции современного естествознания: курс лекций. – М.: Омега-Л, 2006. – С. 64.

[11] Там же, с. 65.

[12] Нестерук А. Логос и космос: Богословие, наука и православное предание // Пер. с англ. (Серия «Богословие и наука»). – М.: Библейско-богословский институт св. ап. Андрея, 2006. - С. 291-294.

[13] Гомологические ряды в наследственной изменчивости — понятие, введенное генетиком Н.И. Вавиловым (1887 - 1943) в 1920-23 гг. после исследования параллелизмов в явлениях наследственной изменчивости по аналогии с гомологическими рядами органических соединений, основанных в свою очередь на закономерностях, отраженных в Периодической системе.

Закономерности в полиморфизме (многообразии структур) у растений, установленные путем детального изучения изменчивости различных родов и семейств, можно условно до некоторой степени сравнить с гомологическими рядами органической химии, например с углеводородами (CH4, C2H4, CH3…), а также периодичностью в Системе элементов Д.И. Менделеева.

Суть явления состоит в том, что при изучении наследственной изменчивости у близких групп растений были обнаружены сходные формы, которые повторялись у разных видов (например, узлы соломины злаков с определенной окраской или без нее, колосья с остью или без и т. п.). Наличие такой повторяемости давало возможность предсказывать наличие ещё не обнаруженных аллелей (различных форм одних и тех же генов), важных с точки зрения селекционной работы.

[14] Номогенез (nomogenesis) – недарвиновская теория развития жизни, обязанная своим названием книге академика Льва Семёновича Берга (1876 - 1950) «Номогенез, или эволюция на основе закономерностей» (Петроград, 1922), одним из основных положений которой было признание закономерного, а не случайного, характера изменчивости организмов, лежащей в основе эволюционного процесса.

[15] Григорий Нисский, святитель. Об устроении человека (Гл. 8). – СПб.: АХIОМА, 1995. - С. 22-25.

[16] PG. 151. 449C. - Цит. по: Макаров Д.И. Антропология и космология св. Григория Паламы (на примере гомилий). – СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2003. - С. 188.

[17] Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии//Сочинения (с толкованиями преп. Максима Исповедника). – СПб.: Алетейя, Издательство Олега Абышко, 2002. – С. 63. (Глава II).

[18] Зеньковский В.В. Основы христианской философии. – М.: Канон, 1996. – С. 164-171. (Электронный ресурс: http://azbyka.ru/hristianstvo/sut_2/zenkovskiy_osnovy_hristianskoy_philosofii_04-all.shtml#14)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: