Анализ конституции рынка

Теперь мы можем приступить к анализу конституции рынка, совокупности взаимообусловленных норм поведения, делающихвозможным совершение сделок на рынке и достижение равновесияна нем.

Утилитаризм:

простой — стремление индивида максимизировать свою полезность вне связи со своей продуктивной деятельностью; сложный — максимизация индивидом своей полезности на основе продуктивной деятельности. Первая норма, заложенная в рыночной конституции, — сложный утилитаризм. Она предполагает не только ориентацию индивидана максимизацию своей полезности, но и осознание им связимежду получаемой полезностью и своей продуктивной деятельностью,т. е. норма сложного утилитаризма исключает несоответствиемежду уровнем потребностей и продуктивной деятельностью

индивидов. Подобное несоответствие часто лежит в основе «революций неадекватных ожиданий», возникающих при распространении высоких потребительских стандартов среди населения

стран, не обладающих высоким производственным потенциалом и высокой производительностью труда 16. В этой ситуации восприятие нового стандарта потребления, происходящее в основном

через средства массовой информации, не затрагивает господствующую в обществе модель продуктивной деятельности. Далее, простой утилитаризм предполагает превращение при наличии благоприятных условий максимизации полезности в поиск ренты. Всякое отклонение от ситуации совершенной конкуренции, установление ограничений на обмен (тарифов, квот) обращают усилия простого утилитариста на поиск ренты, или, иначе, на непродуктивную максимизацию прибыли (directly unproductive profitseeking17).

Альтернативой является именно сложный утилитаризм как нормативно-ценностное ограничение стремления индивида максимизировать ренту, признание индивидом допустимости получать

выигрыш только за счет собственной деятельности, а не в ущерб другим.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: