Задачи и основные направления деятельности прокуратуры

Деятельность прокуратуры направлена на обеспечение в государстве верховенства права, законности и правопорядка, защиты прав и законных интересов граждан и организаций, а также общественных и государственных интересов.

Для выполнения указанных задач органы прокуратуры в соответствии с Конституцией осуществляют четыре функции, именуемые направлениями деятельности прокуратуры:

1) прокурорский надзор;

2) предварительное следствие по уголовным делам;

3) участие в рассмотрении дел судами и поддержание государственного обвинения в судах;

4) координацию правоохранительной деятельности государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, а также деятельности по борьбе с преступностью иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью.

Прокурорский надзор — это деятельность прокуратуры по осуществлению надзора за точным и единообразным исполнением на территории государства законов и иных нормативных правовых актов. Рассматриваемая функция является основным (доминирующим) направлением деятельности прокуратуры.

В свою очередь прокурорский надзор как единый вид деятельности подразделяется на отрасли прокурорского надзора. В зависимости от специфики объектов проку-рорского надзора (вида органов, за которыми осуществляется надзор) выделяют пять отраслей прокурорского надзора:

— надзор за исполнением законодательства при осу-ществлении оперативно-розыскной деятельности;

— надзор за исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания;

— надзор за соответствием закону судебных поста-новлений, а также за соблюдением законодательства при их исполнении;

— надзор за соблюдением законодательства при ис-полнении наказания и иных мер уголовной от-ветственности, а также мер принудительного характера;

— надзор за исполнением законодательства. В рамках данной отрасли осуществляется надзор за всеми остальными поднадзорными прокуратуре объектами (республиканскими органами государственного управления и иными государственными орга-низациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, местными представительными, исполнительными и распорядительными органами, общественными объединениями, религиозными организациями и другими организациями, должностными лицами и иными гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями).

При характеристике надзорной деятельности прокура-туры следует учитывать, что в государстве имеются инсти-туты, за которыми прокуратура не вправе осуществлять надзор (Президент, Парламент, Правительство, неподве-домственные Правительству государственные органы и др.).

Для осуществления прокурорско-надзорной деятель-ности законодательство предоставляет прокурорам широкий круг полномочий. Их совокупность принято подразделять на две группы:

— полномочия по выявлению нарушений законов, причин нарушений и лиц, причастных к нарушениям законности (право требовать объяснения от должностных лиц и граждан; проводить проверки исполнения законодательства; запрашивать необходимую информацию и др.);

— полномочия по устранению нарушений законности и привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности (право принесения протестов, представлений, вынесения постановлений, предписаний, объявления официальных предупреждений, дачи указаний и др.).

Конкретный состав и характер полномочий прокурора в той или иной отрасли прокурорского надзора неоднороден. В частности, в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства полномочия прокурора носят распорядительно-рекомендательный характер, а при осуществлении надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие — обязывающий характер.

2-- проведение предварительного следствия по уго-ловным делам. В этих целях в структуре органов проку-ратуры ранее имелся следственный аппарат. С 1 января 2012 г. следственный аппарат был упразднен в связи с учреждением Следственного комитета. Вследствие этого в настоящее время рассматриваемую функцию прокуратуры вправе осуществлять лишь сами прокуроры, полномочия которых при производстве предварительного следствия по уголовным делам определены УПК.

3 — под-держание государственного обвинения в суде по уголовным делам и участие в рассмотрении дел судами. Прокуроры поддерживают государственное обвинение в суде первой инстанции по всем (за некоторым исключением) уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения, а в предусмотренных законом случаях — и по делам частного обвинения.

В рассмотрении судами первой инстанции гражданских дел прокурор принимает участие в случаях, когда дело возбуждено лично прокурором либо же когда суд принял решение об участии прокурора в деле. Кроме того, прокурор по своей инициативе вправе вступить в дело, принятое судом к рассмотрению от других лиц..

Помимо суда первой инстанции, прокурор принимает участие в рассмотрении дел судами вышестоящих инстанций.

В рамках четвертого, из указанных направлений дея-тельности прокуратуры, Генеральный прокурор, нижестоящие прокуроры территориальных и специализированных прокуратур координируют правоохранительную деятельность органов внутренних дел, органов государственной безопасности, других го-сударственных органов, осуществляющих борьбу с пре-ступностью и коррупцией, а также деятельность по борьбе с преступностью иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью. С этой целью образуется возглавляемое прокурором координационное совещание по борьбе с преступностью и коррупцией, в состав которого входят руководители государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, и иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью.

В юр. литературе зачастую указывается и на другие направления деятельности прокуратуры (нормотворческая деятельность, правозащитная деятельность, международное сотрудничество в области противодействия преступности и др.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: