Отказ от рисков

Разумный предприниматель вряд ли будет регулярно ставить свое дело под угрозу полного разорения. Как правило, он не склонен рисковать всеми своими средствами для достижения лаже самой привлекательной цели. Поэтому, проведя классификацию возможных инвестиций по степени риска, фирма определяет принципиально приемлемый для себя уровень риска. Кто-то готов работать только со средними рисками (KR < 0,5), а кто-то считает возможным рассматривать проекты и с высоким риском (KR < 0,7). Пусть в нашем примере руководство фирмы в качестве максимально допустимой степени риска рассматривает уровень RN и соответствующую ему точку N на кривой

Итак, выбор степени рискованности стратегии сделан и можно начинать переговоры с контрагентом. Именно на этом этапе, не дожидаясь завершения переговоров и заключения договора, а уж тем более начала его выполнения, следует применить такой метод управления риском, как отказ от рисков. Иными словами, просто отказаться от всех сделок, предполагающих неприемлемо высокий риск. В нашем примере, в частности, это значит, что самая прибыльная сделка А должна быть отвергнута как слишком рискованная (Ra > Rn).

Отказ от рисков часто является оптимальным решением и в обстановке неопределенности (когда точную величину KR нельзя подсчитать), особенно при неопределенности второй и третьей степени (см. параграф 15.2). Напротив, неготовность отказаться от сделки в этих условиях нередко приводит к плачевным результатам, даже если готовится трансакция чрезвычайно добросовестно и тщательно. Типовой ошибкой менеджеров является, в частности, недооценка рисков в ситуациях, выходящих за пределы компетенции фирмы (скрытая неопределенность).

Предположим, что солидная строительная фирма получает предложение от партнеров приобрести по чрезвычайно низким ценам крупные партии живых цветов или, скажем, чая. Фирма определила риски по транспортировке, хранению, возможному изменению цен и покупательского спроса. Но самый главный риск невозможно количественно учесть: фирма не имеет никакого опыта работы на этих сложных и весьма конкурентных рынках. И если цветы увянут раньше, чем их успеют продать, а чай, поступивший от незнакомого продавца, розничные торговцы сочтут фальсифицированным, то винить в провале сделки нужно только себя.

В принципе рисков в бизнесе избежать нельзя, но отказаться от чрезмерного или не поддающегося надежной оценке риска в конкретной сделке вполне можно и разумно. Если же принято решение о целесообразности сделки, то самое время выбрать конкретный метод или несколько методов минимизации возможных потерь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: