Теория вопроса

1. Стратегия социально-экономического развития Ростовской области до 2020 года. Утверждена постановлением Законодательного Собрания Ростовской области от 30.10.2007 № 2067 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года»/ http://www.donland.ru/content

Ростовская область благодаря портфелю ресурсов, основанному на естественных преимуществах (географическое и геополитическое положение, природно-климатические и земельные ресурсы) и сформированных на предыдущих этапах развития территории заделов (административный статус территории, наличие крупной агломерации, диверсифицированная структура экономики, развитая транспортная инфраструктура, значительный демографический потенциал и др.), является одним из регионов, обеспечивающих включение России в глобальную экономику. Данная функционализация региона в новой пространственной конфигурации страны во многом объясняет высокие темпы экономического роста (а соответственно, и зависимость региона от макроэкономической стабильности страны в целом) и развитие определенных секторов (транспорта, зерно-масличного кластера, торговли, сферы интеллектуальных (преимущественно финансовых) услуг), а также предопределяет некоторые приоритеты развития региона.

Ростовская область относится к ограниченному числу регионов Российской Федерации, демонстрировавших высокие темпы роста ВРП на протяжении 2000–2006 годов (110% в среднем ежегодно).

Базовыми секторами Ростовской области (с учетом наличия условий для развития и привлекательности сектора, а также объемов оборота организации по сферам) являются производство пищевых продуктов, сельское хозяйство, строительство, транспорт, производство машин и оборудования, производство транспортных средств.

2. Ростовская область является одним из наиболее инвестиционно привлекательных регионов ЮФО и России в целом. Рейтинговое агентство «Эксперт-РА» в 2006 году отнесло Ростовскую область к регионам с инвестиционным рейтингом 2В: «средний потенциал — умеренный риск».

Инвестиционная политика, проводимая органами власти Ростовской области, включает в себя ряд механизмов: предоставление на конкурсной основе государственных гарантий Ростовской области по инвестиционным проектам, размещение на конкурсной основе средств областного бюджета для финансирования инвестиционных проектов, предоставление льгот по налогам инвесторам, предоставление субсидий на компенсацию части расходов по уплате процентов по привлеченным организациями кредитам на реализацию инвестиционных проектов.

3. Ростовская область является одним из крупнейших центров производства зерновых культур и масличных и за достаточно короткое время стала центром зерно-масличного кластера Юга России (в который также входят Ставропольский и Краснодарский края и части Волгоградской, Воронежской областей и других регионов). Основными характеристиками и конкурентными преимуществами формирующего кластера являются: преимущественно экспортная ориентация и благоприятная конъюнктура на мировом рынке, связанная, прежде всего, с развитием альтернативных видов топлива; благоприятные природно-климатические условия; выгодное географическое положение; сравнительная технологическая оснащенность; высокая инвестиционная привлекательность.

4. Одним из показателей динамично развивающейся экономики области является показатель объемов ввода жилья. Ростовская область занимает 2-е место по вводу жилья в ЮФО (после Краснодарского края).

5. В регионе создана расширенная система поддержки малого бизнеса.

6. Ростовская область отличается также высокими темпами роста новых секторов экономики: торговли, сферы обслуживания и сектора интеллектуальных (финансовых, консалтинговых и пр.) услуг. Рост финансового сектора является важным условием для формирования на территории региона новых видов деятельности и фактором инвестиционной привлекательности….

2. Регионоведение (Юг России: краткий тематический словарь)/ Под общ. ред. Ю.Г. Волкова, А.В. Попова – Ростов-на-Дону, 2004. – 696 с. С.128 – 130.; Донской край. Краткая характеристика// http://www.donland.ru/about/.

Ростовская область, как административная единица, образована на основании постановления ЦИК СССР от 13 сентября 1937 года.

Развитие экономики области основывается на воздействии таких факторов, как выгодное экономико-географическое положение (связь центра России с Северным Кавказом и Закавказьем), наличие природных ресурсов, исторически благоприятные условия развития, высокая обеспеченность трудовыми ресурсами, хорошо развитая транспортная инфраструктура. По темпам экономических преобразований последних лет и объемам выпуска товаров и услуг область занимает одну из ведущих позиций, как в Южном федеральном округе, так и в России в целом.

Ближайшее окружение области представлено высокоразвитыми в экономическом отношении регионами: Донбассом на западе, Центральной частью России на севере, Поволжским регионом на востоке и Кавказским на юге. В радиусе 1,0-1,5 тыс. км от границ Ростовской области размещены крупнейшие в стране угольные, нефтяные, газовые, металлургические, машиностроительные, химические, агропромышленные районы и центры, обмен готовой продукцией которых осуществляется, в значительной степени, через территорию Ростовской области.

По территории области протекает Дон - одна из крупнейших рек Европы, с многочисленными рукавами и притоками.

Минеральное сырье включает группу топливно-энергетических ресурсов. Среди них - каменные угли Восточного Донбасса, в особенности антрацит, самый лучший в мире по калорийности. Разрабатываются месторождения нерудного сырья для металлургии и производства строительных материалов. Разведанные запасы газа оцениваются в 56,2 млрд. куб.м.

Лесной фонд области незначителен, представлен на 2,8 % территории, большей частью лесами, выполняющими водоохранные и защитные функции. Рекреационные ресурсы представлены курортами локального значения для летнего отдыха с запасами высококачественных минеральных вод, а также широкими возможностями развития международного туризма.

В состав Ростовской области входят 463 муниципальных образования, состоящих из 12 городских округов, 43 муниципальных районов, 18 городских поселений, 390 сельских поселений.

Административный центр Ростовской области - город Ростов-на-Дону с населением свыше 1 млн.человек - крупный промышленный, культурный и научный центр, речной порт, важный транспортный узел. В 2002 году город приобрел дополнительное политическое и экономическое значение как столица Южного федерального округа.

3. Попова Н.А., Чуев С.В. Становление региональной партийной системы в Ростовской области (1994 – нач. 2000 г.) // Российский политический процесс ХХ - нач. ХХI вв.: власть, партии, оппозиция: уч. пособ. – Ростов-на-Дону. 2006. С.476 – 495.

Выборы общероссийского уровня 1990-х годов отличались от выборов в региональные органы государственной власти и местного самоуправления тем, что избиратели Дона в первом случае испытывали большую симпатию к представителям партий и движений оппозиционных сил. В результате из 12 депутатов от Ростовской области четверо - члены КПРФ. Нишу правоцентристской оппозиции попыталось освоить региональное "Яблоко". В региональное объединение вошли известные в области политики, предприниматели, ученые и деятели культуры. В период предвыборной кампании "Яблоко" вело активную информационную политику, организовывало собственный дискуссионный клуб, где собирались представители различных партий и движений, обсуждая актуальные проблемы жизни страны и региона. На выборах в Государственную Думу в 1995 г. по Ростовской области "яблочники" были вторыми (14,49%), получив два депутатских мандата (М.В Емельянов и С.А. Карапетян). Принципиально иной сложилась картина в Ростовской области на следующих очередных выборах в Государственную Думу в 1999 году. За 6 избирательных объединений, которые были допущены к распределению депутатских мандатов, т.е. преодолевших пятипроцентный барьер, на Дону проголосовало 84,76% избирателей, участвовавших в выборах. При этом появившиеся в регионе, как и в целом по стране, новые политические структуры значительно изменили расстановку партийно-политических сил и, соответственно, результаты выборов. Во-первых, в кратчайшие сроки, фактически в течение октября 1999 г., в области была сформирована региональная структура движения "Единство". Ее эффективности способствовали несколько факторов. Во-первых, это была новая "партия власти", принципиально ориентированная на новые – путинские - круги политической элиты (на Дону, к примеру, НДР, преодолевший пятипроцентный барьер в 1995 г., на новых выборах не набрал и одного процента). Во-вторых, в риторике ключевыми понятиями являлись "государственность" и "патриотизм". Именно это позволило привлечь часть государственнически- и национал-патриотически ориентированного электората (в регионе ЛДПР потеряла более пяти процентов голосов, левые патриоты-государственники из движения "Коммунисты за СССР" - более трех процентов, а все другие патриоты не набрали и по одному проценту). В-третьих, "Единство" не просто использовало всю мощь административного ресурса, но делало это достаточно профессионально. Кроме "Единства" новыми, значительными по ресурсному обеспечению политическими структурами в регионе стали радикал-либеральный Союз Правых Сил (СПС) и социал-ориентированный блок "Отечество - Вся Россия" (ОВР). Итогом такой расстановки партийно-политических сил в регионе явились принципиально новые результаты выборов в Государственную Думу. Донской электорат перестал быть, в большинстве своем, протестным.

Представительные органы власти на новом конституционном этапе перестали обладать значимым ресурсным потенциалом. В них, как правило, проходили лишь процедуру легитимации политические решения, уже принятые вне плоскости публичной политики. А значит региональный парламент, как и местные представительные органы превращались из площадки для проведения политических дискуссий с целью принятия ответственных решений в декоративные органы. Дискуссии в них по тем или иным законопроектам, как правило, обнажающие суть идеологических разногласий депутатов, сводились к формуле, обозначенной спикером донского парламента А.В. Поповым: «Трибуна Законодательного Собрания не место для выяснения политических пристрастий» Весьма ограниченное влияние современные партии оказывали и на формирование исполнительной власти. Одной из причин такого положения дел стала слабость региональных партийных организаций к моменту выработки тех законодательных «правил игры» которые были призваны регламентировать взаимоотношения между институтами политической власти.

… если тенденция увеличения спроса на политическую конкуренцию на выборах в федеральные и региональные органы власти появилась на Дону в новом тысячелетии, то на выборах в органы власти муниципальных образований ни в декабре 1996 - июне 1997 гг., ни в декабре 2000 - мае 2001 гг. она не наблюдалась. На муниципальных выборах в рамках этих двух электоральных циклов, во-первых, имела место тенденция к поддержке представителей исполнительной власти, при этом патерналистские настроения избирателей сопровождались снижением уровня альтернативности выборов.

Таким образом, можно отметить два фактора, оказавших наибольшее влияние на развитие региональной многопартийности – особенности избирательной системы (преимущественно мажоритарный ее характер), а также институциональная модель организации власти в регионе, отличающаяся значительной концентрацией властных ресурсов в исполнительных органах. Оба эти обстоятельства привели к формированию двух главных блоков региональных отделений партий – «провластного» и «оппозиционного».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: