Мягкая мебель: стиль Людовика XV

Стул. Ж. Б. Тильяр

Стул антикварный

Кресло мягкое. Дерево, резьба, золочение. Н. Фолио

Кресло мягкое. Дерево, резьба, золочение. Н. Фолио

Кресла с крыльями бержер

Стиль рококо в мебели складывался постепенно. Исчезли проножки в мебели для сидения и в некоторых типах корпусной мебели. Ножки теперь выполняются более изогнутыми в форме кабриолей. Высота спинок, которые стали больше откидываться назад, сократилась, сиденья сделались более широкими и мягкими. Исчезает принцип архитектурного построения корпусной мебели. Конструктивное строение мебели теперь тщательно маскируется, а стыки форм скрываются за орнаментальным декором. Появляются новые виды и типы мебельных объектов, в т.ч. откровенно декоративные: секретер на ножках с наклонно расположенной откидной доской-столешницей, шкафчик для бумаг, т.н. картоньерка, угловой шкафчик, тумбочки круглой и квадратной формы, женский письменный стол и целый ряд других столов, в т.ч. декоративных, глубокое кресло, т.н. бержер (от фр. bergere), разнообразные кушетки и шезлонги, диван в форме соединенных двух-трёх кресел, ширмы, этажерки и др. Мебель для сидения в эту эпоху необыкновенна удобна и уютна, полностью отвечает своему назначению, а не целям репрезентации. Ножки стульев, кресел, диванов – кабриоли – имеют характерный изгиб, суживаются к низу и часто стоят на своеобразном каблуке, замаскированном изящным, не доходящим до пола завитком, или на птичьей лапе, держащей шар, или на характерном утолщении низа ножки. Кабриоли, сильно расширяясь кверху, охватывают раму сиденья, представляя вместе с ней одно неразрывное целое.

Ножки в сечении имеют сложную овальную или трёхгранную форму. По центральному ребру (оси) ножек делаются резные жгутики с выходящими из них листиками. Эти жгутики в месте соединения ножек и рамы сиденья переходят в большую раковину с подчеркнутым глазком в середине или в букет цветов. Спинка имеет прямоугольную форму со скруглёнными углами и выпукло-вогнутыми сторонами. Верхняя часть спинки обычно покрывается орнаментальной резьбой в виде раковин, листвы, цветов и т.п.

Локотники кресел и диванов сильно искривлены и по форме представляют единое целое с поддерживающими их стойками. В декоре также присутствуют жгутики, перевитые ленточкой, рокайли или букеты цветов в местах присоединения локотников к спинке или раме сиденья. Спинка, сиденья и, частично, локотники обиваются шёлковой материей, рисунок которой изображает букеты цветов в натуральную величину, часто разбросанных среди кружевных разводов, или же пасторали (пастушечьи сценки).

Кроме шёлковых тканей мебель для сидения обивается также бархатом или гобеленами с мягкой ворсистой поверхностью и цветочным узором. Для обивки мебели на мануфактурах Гобеленов, Бовэ и Обюссонов изготавливаются т.н. штучные ткани, т.е. куски тканей, предназначенные отдельно для спинки и для сиденья в соответствии с их размерами. Эти отдельные куски тканей имеют законченные, но взаимосвязанные между собой композиции рисунков, которые включают в себя корзины и гирлянды цветов, музыкальные инструменты и пасторали, перевитые лентами с изображением тонко изогнутых ветвей деревьев. Иногда сиденье стула или кресла заменяется туго натянутым на раму сиденья куском холста, на который для большего комфорта укладывается пуховая подушка, помещенная в чехол из той же обивочной ткани, которая использовалась для спинки и локотников.

В это время большое распространение получают разные типы табуретов, стульев и диванов, различных по форме и назначению. Например, стулья для надевания головных уборов, стулья для причёсывания, стулья для сидения за карточным столом, а также кресла-бержеры, кресла с изголовьем, турецкие диваны, или оттоманки, т.н. диваны-маркизы, которые еще назывались confidents или tête-à-tête, канапе, козетки (диваны, предназначенные для двух сидящих дам), шезлонги, позволяющие принять полулежащее положение (по современной классификации шезлонг относится к виду мебели для лежания).

Для стиля Людовика XV характерно появление около 1725 г. уже выше упоминавшегося кресла бержер, представлявшего собой низкое, глубокое и широкое кресло с мягкой подушкой на сиденье и округлой спинкой, которая, плавно изгибаясь, переходит в локотники. В эту эпоху в большом количестве делаются различные типы шезлонгов, получившие весьма изысканные названия. Например, шезлонг Дюшес (от фр. duchess – герцогиня) – изделие с округлой спинкой или Дюшес бризе (duchess-brisee) – шезлонг, состоящий из большого кресла, часто с изголовьем, и приставленного к нему табурета или банкетки.

Как и в предыдущую эпоху барокко, диваны делаются в виде соединенных между собой двух-трёх кресел с общим каркасом. На передней стороне дивана сохраняются четыре ножки, но средние расставляются теперь шире боковых. Поэтому такой диван выглядит не в виде соединенных трёх одинаковых кресел, а как козетка, у которой по бокам стоят два кресла. Обивка диванов делается аналогично стульям и креслам. Продолжают использоваться банкетки (от фр. banquette) – мебельный тип для сидения в форме вытянутого табурета на восьми ножках, который вошел в моду еще во времена правления Людовика XIV. Широкое распространение получают диваны-канапе (от фр. canape). Вначале в конце XVII в. они делались в виде скамьи, банкетки или составленных и связанных единой рамой табуретов с мягкой обивкой, с одной или тремя спинками. В XVIII в. в период рококо канапе принимает более изящную форму, когда продольная спинка плавно переходит в торцовые спинки и локотники. Стоит такой диван-ложе обычно на четырёх, шести или восьми ножках.

Мебель для лежания в эпоху рококо, помимо кроватей, включает в себя такой популярный тип небольшой кровати как кушетка (от фр. cooucher – спать) – название типа мебели для лежания с одной или тремя спинками получил в России. Во второй половине XVIII в. во Франции подобный мебельный объект появился под названием меридиенн (от фр. meridienn – сиеста) – тип кушетки с двумя изогнутыми наружу спинками на её торцах, иногда и с третьей продольной спинкой. Такая кушетка получила еще большее распространение в XIX в., в т.ч. и в России. В России такой тип кушетки получил название рекамье – по имени известной светской красавицы и хозяйки салона периода наполеоновского ампира.

Спальная комната в период рококо, так же как и в предыдущую эпоху, декорируется как одна из наиболее роскошных и парадных комнат. Кровать занимает в спальне главное место и соответственно украшается. В основном употребляется старый тип кровати с одной или двумя спинками и четырьмя колонками, на которых крепится балдахин. Над некоторыми типами кроватей балдахин крепится на потолочной раме, которая может иметь форму прямоугольника, круга или овала.

В соответствии с правилами светской жизни, мебель в помещении расставлялась свободно, небольшими живописными группами, которые изначально задумывались как единые целостные композиции. В каждую такую группу входили, как правило, стол, диван и несколько стульев или кресел.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: