Русская мебель рококо. Елизаветинское рококо

Влияние французского и итальянского искусства на русское искусство начало усиливаться еще в годы правления Анны Иоанновны, но при Елизавете Петровне (1741–1761 гг.) это влияние стало весьма заметным. В середине XVIII в. в России сложился своеобразный художественный стиль, т.н. елизаветинское рококо. В это время нравы и быт елизаветинского двора напоминают французский королевский двор Людовика XV. Этот стиль наиболее полно выразил обер-архитектор елизаветинского двора В.В. Растрелли (1700–1771 гг.), при котором сложился весьма изящный и торжественный растреллиевский стиль, в котором достаточно эклектично соединились элементы стилей Возрождения, барокко и рококо. Можно сказать, что в елизаветинском рококо в экстерьере зданий и сооружений (особенно в дворцовых постройках) хорошо просматриваются элементы Возрождения и барокко, что напоминает стиль Людовика XIV, а в интерьерах, мебели, произведениях декоративно-прикладного искусства и др. – рококо в его французском варианте, т.е. стиль Людовика XV. При Елизавете новый импульс развития получают отечественные наука и искусство. В это время развернулись большие строительные работы в Петербурге и Царском селе, строятся знаменитые Петергофский, Царскосельский, Зимний, Воронцовский, Строгановский дворцы, в отделке которых применяется много золочёного дерева в стиле рококо, лепных узоров, искусно расписанных плафонов, блестящих паркетов, отражающихся в зеркалах, и др. В 1757 г. И. Шувалов открывает в Петербурге Академию художеств, в Москве открывается МГУ, в 1746 г. Д. Виноградов разгадывает секрет фарфора, и под Петербургом разворачивается производство фарфоровых изделий на отечественном сырье, в 1752 г. М. Ломоносов получает привилегиюна открытие фабрики по производству цветного стекла, которое идёт на изготовление мозаик, витражей, посуды, ваз и т.п. По заказу императрицы французский ювелир Ф.-Т. Жермен в 1756–1759 гг. выполнил знаменитый Парижский сервиз из серебра в стиле рококо. Стилистика рококо весьма нравится Елизавете, и потому вновь создаваемые интерьеры и мебель дворцовых помещений имеют обильную и изысканную рокайльную орнаментику. Обычно во дворцах многочисленные залы, предназначенные для приемов, располагались анфиладой по единой оси. Дверные и оконные проемы украшались пышными золочеными резными наличниками. Главный парадный зал имел вид галереи, обе продольные стены которой имели громадные окна. В простенках между окнами вешались высокие зеркала-трюмо, которые также имели роскошные золоченые резные рамы. Мебель (в основном это были столы-консоли и кресла) расставлялась вдоль стен и была согласована со стилистикой всех остальных элементов интерьера. Русской мебели этого периода сохранилось весьма незначительное количество. Мебель для сидения схожа с французскими образцами стиля рококо, однако орнаментика здесь несколько упрощена, а по своим пропорциям и излишней массивности мебель имеет связь с формами барокко. Стулья и кресла опираются на характерные изогнутые ножки-кабриоли, как бы вырастающие из рамы сиденья. По оси ножек, согласно стилю Людовика XV, идут жгутики, которые у самой рамы сидения охватывают резную раковину с выступающим глазком или букетом цветов. Боковые стойки спинки слегка изогнуты, а ее верхняя часть обычно украшается резьбой. Локотники также профилируются, украшаются резными жгутиками и ленточками и часто имеют мягкую обивку. Мебель не всегда полностью золотится. Иногда золоченый резной орнамент имеет зеленый или коричневый фон. Сохранились некоторые образцы стульев, а также шкафчиков, столиков и рам зеркал, окрашенные в белый или другие светлые цветные тона, на фоне которых шла роспись в виде незабудок, роз, веточек и др., переплетенных рокайльными завитками, которые к тому же иногда золотились. Большой популярностью пользуется пришедший из Франции тип мебели, который получил в России название пузатого комода, украшенный набором из розового дерева и стоящий на высоких изогнутых ножках-кабриолях. Передняя (фасадная) стенка комода воспринимается как своеобразное мозаичное панно. Только по едва заметным, как бы разрезающим композицию этого панно швам можно обнаружить границы выдвигаемых ящиков. Бронзовых украшений делается минимальное количество. Из золоченой бронзы выполняют лишь ручки выдвижных ящиков комодов и уключины (замочные скважины). Но такие мебельные объекты весьма редки. Обычно поверхность комодов и шкафчиков сплошь окрашивается краской и золотится. В елизаветинском рококо для изготовления мебели дуб уже не применяется. Вместо него используется древесина липы и бёрезы.

Кроме мебели отечественных мастеров-краснодеревцев в России используется иностранная мебель стиля рококо. Например, такой мебелью торговали (по традициям того времени) французские послы, которые со своим назначением к елизаветинскому двору привозили в Россию большое количество мебели и других предметов обстановки помещений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: