Вопросы и задания

1. Какие события в жизни А. Н. Островского в наибольшей степени способствовали приобретению опыта, отраженного в его пьесах?

2. В. Ф. Одоевский поставил на комедии Островского «нумер четвертый». Какая это пьеса? Какова ее творческая история? Какие произведения русской драматургии Одоевский обозначил первыми тремя номерами?

3. Какую роль в жизни Островского сыграли Гоголь и Аполлон Григорьев?

4. Какому направлению русской мысли были близки взгляды Островского? С кем из русских писателей-современников он был особенно дружен?

5. Какова роль Островского в развитии русского театра? Какой театр стал Домом Островского? Какие преобразования в русском театре наметил Островский в конце жизни?

6. Почему Островского называли Колумбом Замоскворечья?

7. На каком основании И. А. Гончаров считал драматургию Островского памятником тысячелетней России?

8. Какова творческая история «Грозы»? Как вы понимаете слова С. А. Юрьева «Грозу» Волга написала»?

9. Какова жанровая специфика «Грозы»? Чем пьеса отличается от привычного типа драмы?

10. Какую функцию в пьесе выполняют второстепенные персонажи: Кулигин, Феклуша, Кудряш и Варвара?

11. Почему И. Ф. Анненский называл Островского реалистом-слуховиком? Приведите приметы стилистического мастерства, узорчатого языка в «Грозе». Выпишите монологи или отдельные реплики персонажей, которые можно было бы назвать их «визитными карточками». С помощью каких языковых средств Островский создает «стилистические портреты» персонажей?

12. Каков образ города Калинова в драме? Почему его можно назвать сборным городом?

13. Как оценивают нравы города Калинова Кулигин и Феклуша? Чем объясняется различие этих оценок?

14. Почему нравы города Калинова часто называют домостроевскими? Сравните жизненные принципы, которые утверждает Кабаниха с положениями «Домостроя». В чем их сходство и различие?

15. П. И. Мельников-Печерский видел в Кабанихе «олицетворение семейного деспотизма, верховную жрицу Домостроя».

М. М. Достоевский (брат писателя) утверждал: «На домашний деспотизм автор потратил меньше красок, чем на изображение других пружин своей пьесы. С таким деспотизмом еще можно ужиться. <…> Старуха Кабанова более сварлива, чем зла, более закоренелая формалистка, чем черствая женщина».

Чья точка зрения кажется вам более справедливой?

16. Н. А. Добролюбов назвал мир, изображенный в «Грозе», темным царством.

А А. Григорьев описывал этот мир по-иному: «Вы не были еще на представлении, но вы знаете этот великолепный по своей поэзии момент – эту небывалую доселе ночь свидания в овраге, всю дышащую близостью Волги, всю благоухающую запахом трав широких ее лугов, всю звучащую вольными песнями, «забавными» тайными речами, всю полную обаяния страсти веселой и разгульной и не меньшего обаяния страсти глубокой и трагически роковой. Это ведь создано так, как будто не художник, а целый народ создавал тут!» («После «Грозы» Островского», 1859).

Чья точка зрения кажется вам более убедительной?

Можно ли найти общность между трактовками пьесы Добролюбовым и А. Григорьевым?

17. Как можно определить основной конфликт пьесы?

18. Кто свой и кто чужой в мире «Грозы»?

19. Придумайте заглавия каждому действию «Грозы», которые отражали бы развитие фабулы пьесы

20. Какое свойство характера Катерины представляется вам самым важным?

21. Какую роль в развитии действия играют мотивы воли/неволи, красоты, греха? Одинаковы ли они для разных персонажей «Грозы»?

22. Какие символические детали сопровождают и провоцируют признание Катерины в конце четвертого действия? (Напомним, что критики-современники Островского указывали их от пяти до девяти.)

23. Какова символика заглавия пьесы?

24. Кто виновен в гибели Катерины? Возможен ли для Катерины другой выход из создавшегося положения?

25. Изменилось ли что-то в городе после гибели Катерины?

26. Один из критиков-современников назвал Катерину «женским Гамлетом из купеческого быта», а Д. И. Писарев – «русской Офелией». Почему могли возникнуть такие сравнения? Какое из них кажется вам более точным?

27. Сравните три критических оценки образа героини и основного конфликта пьесы.

Н. А. Добролюбов. «В «Грозе есть даже что-то освежающее и ободряющее. Это «что-то» и есть, по нашему мнению, фон пьесы, указанный нами и обнаруживающий шаткость и близкий конец самодурства. Затем самый характер Катерины, рисующийся на этом фоне, тоже веет на нас новою жизнью, которая открывается нам в самой ее гибели. <…> Решительный русский характер, действующий в среде Диких и Кабановых, является у Островского в женском типе…»

М. М. Достоевский. «Гибнет одна Катерина, но она погибла бы и без деспотизма. Это жертва собственной чистоты и своих верований. <…> У избранных натур есть свой фатум. Только он не вне их: они носят его в собственном сердце. <…> Она с каким-то сладострастием, с какой-то удалью думает уже о той минуте, когда все узнают об ее падении и мечтает о сладости всенародно казниться за свой поступок. Какой же после этого деспотизм мог иметь влияние на подобную

натуру. Будь она окружена самыми добрыми людьми, она, совершив свой грех, точно так же казнилась бы и тосковала».

Д. И. Писарев. «Русская Офелия, Катерина, совершив множество глупостей, бросается в воду и делает таким образом последнюю и величайшую нелепость».

Какая точка зрения кажется вам наиболее обоснованной, подтверждающейся текстом пьесы?

28. Какое определение жанра грозы – трагедия или драма - кажется вам точнее? Напишите сочинение-миниатюру: «Гроза» как

Информация взята из  учебного пособия И. Н. Сухих (Литература, 10 класс).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: